Файл: Вопросы к гэк (магисттраьура) Раздел Теоретикометодологические основы профессиональной деятельности логопеда.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к ГЭК (магисттраьура)

Раздел 1. Теоретико-методологические основы профессиональной деятельности логопеда

  1. Логопедия – наука о нарушениях речи.

  2. Клинические аспекты в изучении патологии речи.

  3. Лингвистические аспекты изучения речевых нарушений.

  4. Психологические основы изучения речевых нарушений.

  5. Нейропсихологические основы речевой деятельности.

  6. Психолингвистические аспекты речевого онтогенеза и дизонтогенеза.

  7. Принципы и методы логопедического воздействия.

  8. Биологические и социально-психологические факторы риска речевой патологии у детей раннего возраста.

  9. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН): дислалия.

  10. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН): ринолалия.

  11. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН): дизартрия.

  12. Общее недоразвитие речи (ОНР): алалия.

  13. Нарушения голоса: афонии и дисфония. Фонастения. Патологическая мутация.

  14. Дисфагия: определение, причины, механизмы, классификация, симптоматика.

  15. Афазия: определение, причины, механизмы, классификация, симптоматика.

  16. Заикание: определение, причины, механизмы, классификация, симптоматика.

  17. Нарушения письменной речи: дислексия. Определение, причины, механизмы, классификация, симптоматика.

  18. Нарушения письменной речи: дисграфия. Определение, причины, механизмы, классификация, симптоматика.

  19. Нарушения письменной речи: дизорфография. Определение, причины, механизмы, классификация, симптоматика.

  20. Нарушения письменной речи: дискалькулия. Определение, причины, механизмы, классификация, симптоматика.

  21. Механизмы и проявления системных нарушений речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР).

  22. Механизмы и проявления системных нарушений речи у детей с умственной отсталостью.

  23. Механизмы и проявления нарушений речи у глухих и слабослышащих детей.

  24. Механизмы и проявления нарушений речи у слепых и слабовидящих детей.

  25. Специфика речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

  26. Организация логопедической помощи детям раннего и дошкольного возраста в системе образования.

  27. Организация работы школьного логопеда.

  28. Организация логопедической помощи в системе здравоохранения.

  29. Организация и содержание работы логопеда как члена психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-педагогического консилиума (ППк).

  30. Деонтологические основы работы логопеда.


Раздел 2. Диагностика нарушений речи

  1. Клинический подход к диагностике нарушений речи

  2. Психофизиологический подход к диагностике нарушений речи

  3. Психолингвистический подход к диагностике речевых нарушений

  4. Нейропсихологическая диагностика нарушений речи у детей

  5. Комплексное изучение ребенка с нарушениями речевого развития. Практическое значение использования клинико-педагогической (клинической) и психолого-педагогической (лингвистической) классификаций речевых нарушений в логопедической диагностике.

  6. Специфика логопедического обследования детей раннего возраста.

  7. Исследование дыхания у детей с речевой патологией

  8. Исследование звукопроизношения в структуре речевых расстройств различного генеза

  9. Исследование звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией

  10. Исследование лексики у детей с нарушениями речи.

  11. Изучение грамматического строя речи у детей с речевой патологией.

  12. Исследование диалогической и монологической речи у детей с нарушениями речи.

  13. Изучение навыка чтения и письма у школьников.

  14. Изучение познавательных процессов у детей с нарушениями речи.

  15. Исследование эмоционально-волевой сферы у детей и взрослых с нарушениями речи различного генеза

  16. Исследование состояния ведущего вида деятельности у лиц с речевой патологией

  17. Дифференциация нарушений звукопроизношения при дислалии и ринолалии.

  18. Основные клинические характеристики и лингвистические проявления различных форм дизартрии.

  19. Дифференциальная диагностика легкой степени дизартрии и дислалии.

  20. Диагностика уровней развития речи у детей с ОНР.

  21. Диагностика моторной алалии у детей.

  22. Сопоставительный анализ речевого дефекта при моторной алалии и других нарушениях развития.

  23. Дифференциальная диагностика сенсорной алалии от сходных состояний.

  24. Комплексное обследование при нарушениях голоса.

  25. Комплексная диагностика при дисфагиях.

  26. Диагностика афазий.

  27. Дифференциальная диагностика форм заикания; заикания и других темпоритмических нарушений речи.

  28. Диагностика готовности к обучению в школе детей с речевыми нарушениями.

  29. Дифференциальная диагностика дисграфий и дизорфографий.

  30. Дифференциальная диагностика расстройств аутистического спектра (РАС) от сходных по проявлениям нарушений речевого и интеллектуального развития детей.


Раздел 3. Коррекция нарушений речи.

1. Клиническая составляющая в системе преодоления речевых расстройств

2. Практическое значение психолингвистики в коррекции речевых нарушений.

3. Практическое значение нейропсихологии в коррекции речевых нарушений.

4. Специфика логопедической работы с детьми раннего возраста.

5. Характеристика ранней комплексной логопедической абилитации детей с детским церебральным параличом (ДЦП) в доречевом периоде.

6. Стимуляция сенсорного развития детей раннего возраста с проявлениями отклоняющегося развития речи.

7. Логопедическая работа по формированию начального лексикона у детей преддошкольного возраста с проявлениями отклоняющегося развития речи.

8. Развитие невербальных средств коммуникации у безречевых детей в раннем возрасте.

9. Методические основы проведения индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста с системным недоразвитием речи различного генеза

10. Консультативная помощь детям с речевыми нарушениями и их родителям в ПМПК

11. Характеристика логопедической работы по коррекции дефектов звукопроизношения у детей.

12. Общие и специфические приемы коррекции звукопроизношения при дислалии и ринолалии.

13. Особенности до - и послеоперационной логопедической работы при ринолалии.

14. Основные направления логопедической работы при дизартрии.

15. Особенности логопедической работы с детьми с детским церебральным параличом (ДЦП).

16. Логопедическая работа по коррекции моторной (экспрессивной) алалии у детей дошкольного возраста.

17. Логопедическая работа по коррекции сенсорной алалии у детей дошкольного возраста.

18. Комплексная работа по преодолению нарушений голоса.

19. Характеристика логопедической работы по преодолению афазии у детей и подростков.

20. Восстановительное обучение при афазии на разных этапах логопедической работы.

21. Комплексная помощь пациентам с нарушениями глотания.

22. Психолого-педагогические системы комплексной реабилитации заикающихся дошкольников и младших школьников.

23. Коррекция дислексии.

24. Коррекция дисграфии.

25. Коррекция дизорфографии.

26. Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития (ЗПР).


27. Логопедическая работа с детьми умственной отсталостью (УО).

28. Логопедическая работа с детьми с кохлеарным имплантом (КИ).

29. Логопедическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС).

30. Особенности логопедической работы с детьми-билингвами.