Файл: 1. Субкультура (иногда используется термин подкультура) это система ценностей, установок, стилей поведения, свойственная определенной социальной группе и отличающаяся от доминирующей в обществе культуры..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Субкультура (иногда используется термин «подкультура») – это система ценностей, установок, стилей поведения, свойственная определенной социальной группе и отличающаяся от доминирующей в обществе культуры. Считается, что, хотя «в современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако в социологии это понятие находит наибольшее применение при исследовании молодежи и девиантности». Таким образом, молодежь признается основным носителем субкультур в современном обществе.

Именно молодежь является носителем значительного числа субкультур и, что существенно, предрасположена к этому вследствие специфического образа жизни и статусных особенностей большинства ее представителей – бесспорно и обусловлено рядом факторов.

Во-первых, возрастные особенности накладывают существенный отпечаток на формирование субкультуры – молодежи в гораздо большей степени свойственно стремление к групповой идентичности, с одной стороны, и противопоставление себя «миру взрослых», с другой.

Во-вторых, неформальное общение в жизни молодых людей занимает гораздо более существенное место вследствие того, что профессиональные, материальные, карьерные, семейные заботы еще не приобрели доминирующей роли. Тем более что получение образования в школах, университетах и иных учебных заведениях создает все предпосылки для такого общения.

Таким образом, молодежь предрасположена к субкультурности как в силу объективного фактора собственной специфичности по отношению к другим группам общества, так и вследствие того, что субкультурность является частью жизненных стратегий молодых людей, в основе которых лежит самоутверждение, самоидентификация и формирование отношения к окружающему миру.

Предпосылками всплеска субкультур, как правило, являются:

1) кризисный характер общества – наличие социальных проблем, связанных с нарастающей неудовлетворенностью больших групп молодых людей своими социальными позициями и, что еще более важно, ощущающих собственную исключенность из магистральных процессов общества. К.Д. Келли (США) обращает внимание на то, что в современном постиндустриальном обществе довольно значительная часть населения вытесняется с рынка труда (высокий уровень благосостояния обеспечивается без обязательного поголовного участия всех в производстве), а вместе с тем сужается и сфера действия трудовой этики. Первыми вытесняются женщины, расовые меньшинства и молодежь - и именно они составляют базу наиболее многочисленных альтернативных движений и социальных образований;


2) наличие конфликта поколений вследствие разрывов в развитии общества – когда между «детьми» и «родителями» возникает существенная ценностная дистанция;

3) аномия – ослабление значимости социальных норм и ценностей, объединяющих все общество. Аномия проявляется в том, что отсутствуют четкие правила поведения;

4) наличие в обществе массовых социальных движений за или против чего-либо, представляющих собой питательную среду для нонконформистского поведения, формирования групп и организаций;

5) влияние иных культур. В частности, возникновение и развитие многих молодежных субкультур в СССР, особенно в 1960-70-е гг., было следствием культурного воздействия Запада и референтного характера западной культуры для значительного числа молодых людей СССР.

Функции молодежных субкультур (молодежной субкультуры) заключаются в следующем:

1) самоидентификация – она осуществляется молодежью, принадлежащей к субкультуре, через противопоставление «миру взрослых», обществу, сверстникам;

2) социализация, которая происходит посредством восприятия и усвоения молодыми людьми специфических субкультурных норм и ценностей;

3) просвещение как элемент социализации, реализующееся через понимание предпосылок формирования и развития данной субкультуры, ее истории, основных деятелей, принципов и идеологии;

4) самореализация – молодые люди осуществляют ее через творчество, формирование особого стиля и образа жизни, свойственных субкультуре;

5) легитимация конфликта и агрессии – многие субкультуры идеологически обосновывают правомерность и необходимость конфликта между ее представителями и обществом или другими контрагентами. Таким образом, агрессивность, присущая многим молодым людям, оправдывается и возводится в доблесть (группировки скинхедов, естественно, не просто дерутся или убивают, а борются за право русских жить в своей стране);

6) коммуникация. Принадлежность к субкультуре дает возможность молодым людям найти круг общения, которого они очень часто лишены в семье, образовательных учреждениях, на работе и т.д. То, что это общение часто носит виртуальный характер (субкультура «хакеров»), в принципе, не имеет значения;

7) организация развлечения и досуга. Субкультура обеспечивает проведение молодым людям свободного времени;

8) компенсация маргинальности и исключенности – групповая субкультурная идентичность способствует адаптации молодых людей к низкому аутсайдерскому социальному статусу в обществе;



9) социальные изменения. Эта функция реализуется уже не по отношению к молодежи, а по отношению ко всему обществу. Очень часто под воздействием той или иной субкультуры изменяются и базовые ценности и институты общества. В некоторой степени хиппи способствовали формированию большей толерантности в американском обществе по отношению к тем, кто одеждой и образом жизни отличается от большинства. Под влиянием субкультур может меняться язык, в нем получают распространение некоторые слова, употребление которые ранее было свойственно лишь «посвященным» (например, лагерная лексика, вошедшая в 1990-е гг. в разговорную и даже литературную речь в России, слово «тусовка» из хипповской «Системы» и др.).

Несмотря на множество и стилевое разнообразие разных субкультур, объединяющих большие или меньшие группы молодежи во второй половине XX – начале XXI вв., все субкультуры обладают единым комплексом характеристик. В их числе:

1) более или менее разработанная идеология – наличие неких базовых принципов отношения к окружающему миру, обосновывающих поведение, образ жизни, стиль одежды и т.п. участников субкультуры. Такая идеология может копировать идеологемы и программы политических партий, предусматривать те или иные формы общественно-политической активности (например, скинхеды), общественного переустройства (хиппи), то есть быть идеологией в собственном смысле этого слова, либо просто описывать некий образ жизни как предпочтительный по отношению ко всем остальным;

2) специфический образ и стиль жизни, отличающийся (зачастую очень существенно – как у байкеров) от общепринятого. Иногда они отличаются эпатажем – намеренным вызовом традиционному образу жизни и стилю поведения – как у панков;

3) стиль одежды или наличие каких-либо символов, атрибутов, имидж, прическа и т.п., выполняющих функцию маркировки «свой-чужой», общественного эпатажа, позиционирования своего статуса внутри субкультуры, и др.;

4) язык, сленг, иногда существенно отличающийся от общепринятого (например, содержащий большое количества производных от английских слов у советских хиппи), иногда просто включающий несколько знаковых слов.

Иные специфические характеристики субкультур как ценностного, так и стилевого рода менее универсальны и присущи лишь некоторым, может быть, большинству, но не всем субкультурным молодежным группам. Например, нонконформизм (неприятие индивидами существующего порядка вещей, господствующих мнений, образцов поведения) и противопоставление себя всему обществу, нежелание приспосабливаться к его институтам и условностям декларирую многие субкультуры, но многие успешно вписываются в его формат либо просто сосредоточены на проведении досуга и никакой оппозиции обществу, его политической системе и культуре не представляют (скейтбордисты, в том числе).

2. Молодежные субкультуры в современной России


В России, а до этого – в СССР развитие молодежных субкультур имело свою специфику. Особенно это было характерно для 1950-70-х гг., когда становление и развитие многих субкультур было калькой с европейского и американского образцов. Подражание вело к тому, что развитие субкультуры опаздывало на несколько лет по сравнению с оригиналом, и очень часто основные проявления субкультуры были искажены до неузнаваемости.

Фактически первой молодежной субкультурой в СССР были стиляги. Это движение оформилось в середине 1950-х гг. в крупных городах, прежде всего, в Москве и Ленинграде, а также в Прибалтике. Главной отличительной особенностью стиляг было подражание западному, прежде всего, американскому стилю одежды, музыкальным вкусам и в какой-то мере ценностям.

Слово «стиляги» было пущено в оборот фельетонистами наряду с таким эпитетом, как «плесень». Сами представители этого движения его не любили. Но слово «стиль» было для них ключевым.

Государство вело борьбу со стилягами. В местах их скопления периодически проходили рейды милиции и комсомольских оперотрядов. Им выстригали клок волос и распарывали брюки-дудочки. Началом затухания движения стиляг было, как ни странно, временное открытие «железного занавеса». Проведение VII Международного фестиваля молодежи и студентов, в Москве летом 1957 года познакомило советскую молодежь с настоящими иностранцами и с оригинальным западным искусством.

Движение хиппи в Советском Союзе началось в конце 1960-х гг. У советских хиппи было два центра – Москва и Ленинград. Сообщество хиппи называлось «движением» и, чаще, «Системой». Двадцатилетие движения торжественно праздновалось 1 июня 1987 г. В среде хиппи считалось, что 1 июня 1967 г. первые хиппи вышли в Москве на Пушкинской площади на улицу и призвали отказаться от насилия.

Движение панков возникло в конце 1970-х гг. также в Москве и Ленинграде, впоследствии распространившись по всей России. В отличие от хиппи, у панков в СССР была куда более мощная социальная база – прежде всего, молодежь индустриальных центров. Ленинградские панки называли себя «звери». Их гимном была песня А. Рыбина «Все мы как звери». Лидером питерских панков был А. Панов («Свинья»).

Всплеск молодежных субкультур в СССР (молодежь, к ним относящуюся тогда называли «неформалы») относится ко второй половине 1980-х гг. Тогда начал рушиться «железный занавес», в страну начали массово проникать западные культурные реалии, ослабел идеологический контроль. Одной из ведущих субкультур того времени были «металлисты» - поклонники тяжелого рока.


Внешний вид поклонников «хэви металл» практически не отличался от американских и западноевропейских аналогов и выражался в подражании и копировании атрибутики своих кумиров, певцов «металлических» рок-команд («Kiss», «AC/DC», «Iron Maiden», «Except», «Metallica» и др.). Обязательными атрибутами металлистов были кожаные куртки и напульсники в заклепках, повязки на шею или на плечи, также проклепанные или унизанные металлическими шипами кожаные ремни, значки, часто самодельные, с фотографиями кумиров или косой молнией. Очень часто музыкальный стиль был лишь предлогом для того, чтобы вести соответствующий стиль жизни или просто исповедовать подобный стиль в одежде. Исследователи приводили следующие данные: чаще всего металлистами становились выходцы из рабочей среды, учащиеся ПТУ. Однако в их числе находились и учащиеся техникумов и вузов.

В современной России наиболее массовыми молодежными субкультурами являются футбольные фанаты, байкеры, толкинисты, райтеры и некоторые другие.

Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 30-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах (иначе говоря, в среде своих болельщиков). Реально о существования фандвижения в России, которое являлось бы носителем определенной субкультуры, можно говорить с 70-х годов. Территориально фандвижение ограничивалось рядом крупных городов: Москва, Ленинград, Киев и др., а численно не превышало нескольких сотен человек. Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах.

Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни.

Футбольные фанаты – сложное по организации сообщество. В среде фанатов московского «Спартака» выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, - «Правые». В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии.

Можно выделить 3 принципиально разные группы участников фандвижения:

1) так называемые hooligan's, или футбольные хулиганы - это наиболее активные и агрессивные члены фандвижения. Их численность невелика, по 20-30, реже 50, человек в одной фангруппе. Они пытаются претендовать на роль своеобразной элиты фандвижения, что находит отражение даже в специальной символике.