Файл: Аннотация на произведение Лебединая река музыка Дж. Гершвина слова И. Сизер.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Брестский государственный музыкальный колледж им. Г.Ширмы

Специализация «Дирижирование (академический хор)

АННОТАЦИЯ

на произведение «Лебединая река»

музыка Дж. Гершвина

слова И. Сизер

Учащегося IV курса

Кужелинова М.С.

Класс преподавателя

Парфеновой Т.С.

Брест, 2022

  1. Общие сведения о произведении и его авторах

Музыку к произведению «Лебединая река» написал Джордж Гершвин, слова же были написаны Ирвингом Сизером.

Джорж Гершвин (1898- 1937) родился в семье еврейских эмигрантов из
России. Его отец был родом из Санкт-Петербурга. Настоящие имя и фамилия
композитора — Янкель Гершовиц. С детства впитывавший джазовую куль-
туру (говорят, что впервые Гершвин услышал джазовую музыку в 6 лет), он
был любителем джазовых концертов и в 12 лет начал самостоятельно учиться
играть на фортепиано. Много позже, став прославленным композитором,
Гершвин не переставал учиться, совершенствовать свою технику.
В 1914 году Гершвин начал профессионально заниматься музыкой, ра-
ботая аккомпаниатором в компании Джерома Ремика. Уже через два года было выпущено первое авторское произведение молодого Гершвина — «When You Want 'Em You Can’t Get 'Em». Несмотря на то, что оно не пользовалось особым успехом публики, Гершвин привлек внимание некоторых известных бродвейских продюсеров и режиссёров. Например, Зигмунд Ромберг с радостью включил музыку Гершвина в свою оперетту «The Passing Show of 1916». В те годы Гершвин, занимаясь фортепиано, гармонией и оркестровкой, подрабатывал пианистом в ресторанах.
В 1918—1919 годах на Бродвее появилось много произведений Гершвина: «Swanee» вошла в мюзикл «Синдбад» и имела ошеломляющий успех в
исполнении Эла Джолсона. А постановка «La, La Lucille» 1919 года была полностью основана на сочинениях Гершвина.В 1920—1924 годах Джордж Гершвин создавал по нескольку десятков произведений для «George White’s Scandals», а в 1922 году написал даже настоящую оперу — «Blue Monday» (известную как «135th Street»), после премьеры которой был приглашен в джаз-бэнд Пола Уайтмена в качестве композитора. Именно для Уайтмена Джордж сочинил настоящую жемчужину своего творчества — «Rhapsody in Blue» («Рапсодия в блюзовых тонах»). В 1924 году Гершвин создал мюзикл «Lady, Be Good!», который стал первым настоящим успехом композитора на Бродвее. В этой постановке Гершвин впервые работал со своим братом Айрой Гершвином, который писал все тексты. Следующее десятилетие этот творческий союз был самым продуктивным и востребованным на Бродвее. Самым удачным их шоу было «Of Thee I Sing», 1931; за него они получили Пулитцеровскую премию, впервые присуждённую музыкальной постановке.

Самой масштабной и амбициозной работой в биографии Гершвина стала «фольклорная» опера «Porgy and Bess», 1935, поставленная по роману
Дюбоса Хейворда, принимавшего участие и в написании либретто для оперы.
Одно из вокальных произведений Джоржа Гершвина «Clapa you hand!»
написано в жанре духовного песнопения – спиричуэлс.
Спиричуэлс- духовные песни афроамериканцев. Как жанр спиричуэлс
оформился в последней трети XIX века в США в качестве модифицированных невольничих песен негров американского Юга (в те годы употреблялся термин «джубилиз»). Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны, завезённые в Америку белыми переселенцами. Тематику спиричуэлс составляли библейские ветхозаветные сюжеты, которые приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта негров и подвергались фольклорной обработке. Они сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика с ярко выраженной полиритмией (полиритмия), глиссандовые звучания, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англокельтской
основе. Спиричуэлс имеют вопросо-ответную (респонсорную) структуру, выражающуюся в диалоге проповедника с прихожанами. Спиричуэлс значительно повлияли на зарождение, формирование и развитие джаза. Многие из них используются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизаций.

Цезарь, сын Морриса Кейзера, румынского еврея, родился в Нью-Йорк, Соединенные Штаты. Его старший брат Артур Цезарь был успешным Голливуд сценарист. Братья Цезарь провели детство и юношеские годы в Yorkville, одинаковый Манхэттен район, где Братья Маркс были подняты. Цезарь знал братьев Маркс в детстве. Он получил образование в Горный институт Чаппакуа в Чаппакуа, Нью-Йорк.

За свою карьеру Цезарь сотрудничал с самыми разными композиторами и авторами песен, включая Рудольф Фримль, Джордж Гершвин, Зигмунд Ромберг, Виктор Герберт, Тед Келер и Рэй Хендерсон. Два из его самых известных номеров, Я хочу быть счастливым и Чай для двоих, были написаны с Винсент Юманс для мюзикла 1925 г. Нет, нет, Нанетт. Еще один из его самых больших хитов, Крекеры с животными в моем супе, был популяризирован Храм Ширли в ее фильме 1935 года Кудрявая вершина. "Просто жиголо", его адаптация австрийской песни 1929 года, стала хитом для Луи Прима в 1950-х и снова для Дэвид Ли Рот в 1980-е гг.



В конце 1930-х годов он вместе с композитором Джеральд Маркс написал знаменитую серию детских песен о безопасности. Цезарь сотни раз выступал в школах, исполняя песни «Спой песню безопасности», «Спой песню дружбы» ( Объединенные Нации-вдохновленный сериал о мире во всем мире, расовой толерантности и дружбе) и сборники «Песни здоровья».

Цезарь входил в состав авторов песен организация по защите прав на исполнение ASCAP Совет директоров с 1930 по 1946 год и снова с 1949 по 1966 год. Он был основателем Гильдия авторов песен Америки.

2. Анализ литературного текста
«Лебединая река» является ярким примером джазовой музыки.
Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце
XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европей-
ской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.
Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей. Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания .
Оригинальный текст «Swanee»:
I've been away from you a long time.
I never thought I'd miss you so.
Somehow I feel
Your love is real.
Near you I want to be.
The birds are singing it is song time.
The banjo's strumming soft and low.
I know that you
Yearn for me too.
Swannee, you're calling me.
Swanee, how I love you, how I love you
My dear old Swanee.
I give the world to be
Among the folks in D-I-X-I-
Even though my mammy's
Waiting for me,
Praying for me
Down by the Swanee.
The folks up north will see me no more
When I get to that Swanee shore.

I miss the old folks at home.

Swanee, how I love you, how I love you
My dear old Swanee.
I give the world to be
Among the folks in D-I-X-I-
Even though my mammy's
Waiting for me,
Praying for me
Down by the Swanee.
The folks up north will see me no more
When I get to that Swanee shore.
Дословный перевод:
Я был далеко от вас долгое время,

Я никогда не думал, что буду так скучать по тебе.

Каким-то образом я чувствую

Что твоя любовь была настоящей.

Я хочу быть рядом с тобой.

Птицы поют настало время песни.


Банджо играет всё тише и тише.

Я знаю,

Что ты тоже тоскуешь по мне.

Лебедь, ты зовешь меня.
Лебедь, как люблю я, как люблю тебя,

Мой милый старый Лебедь.

Я бы отдал весь мир,

Чтобы жить среди людей в Дикси

Даже сейчас моя мама

ждёт меня,

молиться за меня

Внизу у Лебедя.

Люди севера больше не увидят меня

Когда я отправлюсь на берег Лебедя
Я скучаю по старикам дома.

Лебедь, как люблю я, как люблю тебя,

Мой милый старый Лебедь.

Я бы отдал весь мир,

Чтобы жить среди людей в Дикси

Даже сейчас моя мама

ждёт меня,

молиться за меня

Внизу у Лебедя.

Люди севера больше не увидят меня

Когда я отправлюсь на берег Лебедя.

С помощью данного текста, автор хочет передать его любовь к родным краям, к домашнему уюту и конечно, о том как он сильно хотел бы вернуться домой. Swanee (Лебединая река) – это аллегория на родительский дом, поэтому автор с такой осторожностью и нежностью хочет передать всю его доброту и красоту.
3. Анализ средств музыкальной выразительности
Произведение «Лебединая река» написано в сложной трехчастной форме со вступлением и состоит из одного куплета и припева. Первая и вторя части написаны в простой трехчастной форме, так как они состоят из трёх частей, первая из которых является периодом, вторая - эпизодом, а третья - незначительно изменённое повторение первой, а последняя третья часть написана а простой двухчастной. Схема трёхчастной формы A B С С1.

Схема соотношения текста и музыки:
Текст a b c с1
Музыка А B C C1
32 т. 32 т. 16 т. 16т.
Первая часть:

представляет собой квадратный, однотональный период, повторного строения, состоящий из двух предложений. Музыкальный материал в этой части исполняется в умеренном темпе,
фактура аккордовая, но присутствуют полифонические элементы. Часть
написана в основной тональности - f-moll.
Вторая часть:


контрастна первой части, исполняется в темпе allegro, звучит в мажорном ладу, в ней происходит модуляция в тональность F-dur. Это эпизод.
Третья часть:



возвращение к изначальному темпу, появление остинатного ритма в басу.

Характеристика мелодии

Мелодия ведется во всех голосах. Она преимущественно волнообразна, с поступенным волнообразным движением, присутствует движение по главным ступеням лада, звучит в среднем и редко переходя верхних регистрах, встречаются синкопы характерные для джазовой музыки. Мелодия в первой части звучит минорном ладу.



Во второй части мелодия уже приобретает мажорный оттенок, начинается так же в среднем регистре и с ровным ритмом. Сохраняется волнообразное движение мелодии. Мелодия становится более лирической.



В третей части мы так же остаёмся в мажорном ладу. Мелодия преобретаеет спокойный и еще более лирический характер, связи с возвращением в изночальный темп.



Метр и ритм
Произведение «Лебединая река» написано в размере 4/4.
Разнообразно ритмическое оформление мелодии. Ритмический рисунок
отражает различный характер мелодии.

В произведении встречаются разные ритмические группировки:

Выдержанные звуки


Синкопы


то разнообразие ритмического рисунка является определяющим в
джазовой музыке и придает остроту звучанию.

Лад и тональность
Основная тональность данного произведения f-moll. Связанна она с тоской автора к родительскому дому.



Во второй части происходит модуляция в F-dur, что делает мелодию энергичной и радостной.



Фактура
Общая фактура произведения аккордовая с элементами подголосочной
полифонии. Произведение «Лебединая река» исполняется с фортепианным сопровождением. Аккомпанемент этого произведения дублирует вокальную партию. Фактура изложения фортепианной партии – гомофонн-гармоническая с использованием гармонизации вокальной партии на протяжении всей песни. Ритмический рисунок основной мелодии полностью сохраняется.