Файл: Аннотация на произведение Лебединая река музыка Дж. Гершвина слова И. Сизер.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Произведение звучит со вступлением и заключением. Вступление определяет характер, темп всей песни, построено на элементах интонации основной мелодии. Аккомпанемент играет роль украшения произведения, придает ему более задорный характер.
Гармония
Гармонический язык произведения очень разнообразен, отражает особенности жанра. Кроме главных функций гармония так же наполнена септаккордами, аккордами третьей, седьмой ступеней.
Для первой части характерно преобладание доминантовой гармонии,
которая предает остроту звучания. Использование уменьшенных трезвучий
септаккордов обостряет остроту звучанию.
Первое и второе предложения начинается и заканчивается тонической гармонией, подчеркивающей основную тональность.
Вторая часть звучит тонально неустойчиво. Написанна в тональности F-dur и начинаеться с доминанты. Композитор использует аккорды субдоминантовой группы более мягкие по звучанию. Остроту гармонии придают альтерированные звуки в аккордах.
Заканчиваеться вторая часть устойчиво – на тоннике.
В третьей части гармонический язык повторяется, как и в первой.
Темп и динамика
В первой части темп «Moderato», что делает мелодию спокойной и сдержанной.
Начинается первое предложение с mf, которое идёт к постоянному развитию до fи обратно к mf.
Второе предложение начинается уже с mp , что так же развиваеться до f.
Во второй части меняется темп на «Allegro» что заставляет мелодию стать более подвижной. Начинается часть с динамики f.
Мелодия идёт в одной динамике на протяжении всей части с редкими переходами на mf, в конце части rit.
В третей части вы возвращаемся к изначальному темпу, начиная с p, что постепенно развиваетcя до f.
4.Вокально-хоровой анализ
Произведение «Лебединая река» написано для однородного трехголосного женского хора.
Сопрано 1:
Фа первой октавы- Фа второй октавы.
Сопрано 2:
Ми первой октавы- До-диез второй октавы
Альты: Ля малой октавы- Ля первой октавы
Тесситура удобная. Ансамбль естественный.
Дыхание общехоровое. Оно берется в конце каждой фразы.
Звуковедение: подчеркнутое legato.
Характер звука острый, четкий, подчеркнутый, легкий.
Хоровой ансамбль
Метроритмический ансамбль:
Выдержанные звуки – петь со счетом.
Синкопы – при дирижировании синкоп необходимо наполнить дирижерский жест стремлением от сильной доли к слабой, петь с ощущением
ударения от сильной доли к слабой.
Несовпадение ритмического рисунка между партиями - пропевать ритмически трудные разделы отдельно с каждой партией, показать четкий
ауфтакт к снятию и вступлению.
Прохлопать ритм, пропевая мелодию или проговаривая шепотом текст.
Темповый и агогический ансамбль:
Произведение имеет сразу 2 темпа: в первой части «Moderato», во второй части «Allegro», ну а в третей части возвращение к изначальному темпу.
Во второй части в 69 такте связи с окончанием части, присутствует rit. В третей части в 82 такте присутствует rall.
Динамический ансамбль:
Во всех голосах данной хоровой партитуры автором выставлены одинаковые обозначения силы звука. А так как мелодическую линию ведут все голоса, за редкими исключениями, выделять кого-то или наоборот, делать тише – не надо.
Штриховой ансамбль:
Основной способ звуковедения в этом хоре – legato. Для придания музыке большей выразительности возможно некоторое подчеркивание мелодической линии в кульминационном разделе.
Дикционно-орфоэпический ансамбль:
Для более полного донесения до слушателей содержания произведения
большую роль играет дикция. Певцы хора должны отчетливо мысленно
представлять мелодию, что помогает им правильно организовать и подгото-
вить свой голос и артикуляционный аппарат к пению.
Все гласные максимально допеваются, а согласные с конца слога пристегиваются к началу следующего, а те что стоят в конце слов утрируются для чёткого произношения:
I've be-en a-way from you a long ti-me.
I ne-ver thought I'd miss you so.
Some-how I fe-el
Your lo-ve is re-al.
Ne-ar you I want to be.
The birds are sin-ging it is song time.
The banjo's stru-mming soft and low.
I know that you
Yearn for me too.
Swa-nnee, you're cal-ling me.
Тембровый ансамбль:
В работе над этим ансамблем хористам необходимо соблюдать светлое, полетное звучание, но это не значит что снятое с дыхания. Альтов нужно попросить, что бы они пели насыщено, но, тем не менее, слушая, и подстраиваясь к партии сопрано.
5. Исполнительский анализ
Основной задачей исполнителя является создание целостного художественного образа. «Целостность исполнения – результат совершенного выявления идеи произведения, охвата его художественной формы. В большей степени это зависит от осознания, ощущения единой непрерывной линии развития художественного образа». (В. И. Краснощеков).
Исполнительские особенности составляют совокупность выразительных средств: артикуляция, динамика, нюансировка, тембральные краски, качество звука, характер звуковедения, штрихи, исполнение кульминаций, выразительная фразировка в соответствии с характером образа. С помощью дирижёрского жеста необходимо воплотить в исполнении все средства музыкальной выразительности. Для произведения характерна эмоционально – призывная манера исполнения. От исполнителей требуется компактный, округленный и «полетный» звук. От дирижера требуется конкретность и подготовленность вступлений. Нужно хорошо ощущать предусмотренный автором темп.
Произведение написано в темпе модерато, что во второй части меняется на аллегро.
Динамика должна соответствовать написанной в нотах, но в некоторых местах можно добавить в местах, где по задумке дирижёра это будет необходимо.
Дирижёрский жест должен быть чётким, уверенным и плавным,c ясным ощущением «точек», с комбинированными, приближенными, задержанными и коротким ауфтактами, кисти должны точно передавать все штрихи встречающиеся в произведении, от плавного legato и до очень резкого staccato. Плечо не должно зажиматься и быть, в полу-статичном положении. Предплечие должно быть гибкое и становиться «деревянным».
Мимика должна передавать тоску о доме, а так же хорошие воспоминания о нём же.
Воспитательная и образовательная роль данного произведения очень
велика. Участники хора учатся тонкой фразировке, логическим кульминациям. Это произведение развивает чувство лада, гармонического слуха. Кроме того, оно создает позитивный настрой и хорошее настроение. Произведение «Лебединая река» Дж. Гершвина обогащает и развивает музыкальный кругозор исполнителей и слушателей. Преодоление различных вокально – хоровых, исполнительских трудностей в процессе работы над произведением повышает профессиональное мастерство участников хора и дирижера, помогает приобрести умения и навыки, необходимые для дальнейшего совершенствования певческого мастерства. В этом произведении присутствует достаточное количество вокальных трудностей для исполнения, которые демонстрируют профессиональные достижения хорового коллектива.
Библография
1. Безбородова, Л.А. Дирижирование / Л.А. Безбородова. – М.: Про-
свещение, 1985.
2. Дубровский, И., Евсеев, С., Способин, И., Соколов, В. Учебник гар-
монии / И. Дубровский, С. Евсеев, И. Способин, В. Соколов. – М.: Музыка,
1969.
3. Живов, В.Л. Хоровое исполнительство / В.Л. Жуков. – М.: Владос,
2003.
5. Краснощеков, В. Вопросы хороведения / В. Краснощеков. – М.: Му-
зыка, 1969.
6. Крутяева Т., Молокова Н. Словарь иностранных музыкальных тер-
минов / Т. Крутяева, Н. Молокова. – Л.: Музыка, 1987.
7. Ольхов, К. Теоретические основы дирижерской техники / К. Ольхов.-
Л.: Музыка, 1984.
8. Рапацкая Л.А. История русской музыки / Л.А. Рапацкая. – М.: Вла-
дос, 2001
9. Интернет-портал https://studfile.net/preview/5439073, Лекции по хороведению.
Дата: Преподователь-консультант: