Файл: Методические указания для студентов Тема занятия Основы Здорового Образа Жизни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические указания для студентов
Тема занятия: «Основы Здорового Образа Жизни».
Цель занятия: изучить компоненты здорового образа жизни, правила его организации, особенности двигательного режима.
Мотивация темы занятия: согласно Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов». Соответственно, здоровый образ жизни, по определению ВОЗ, представляет собой «оптимальное качество жизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на него природных и социальных факторов окружающей среды».
По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «Здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:
- индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);
- здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В. П. Казначеев).
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
-
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. -
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. -
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Образ жизни – способ взаимодействия человека со средой обитания. Образ жизни складывается из уровня жизни, качества жизни и стиля жизни.
Уровень жизни – условия жизни, в которых существует человек: материальные (жилище, питание, экология и др.) и нематериальные (интеллектуальные, семейные ценности и др.).
Качество жизни – соответствие условий жизни потребностям человека.
Стиль жизни – поведение человека, способ его взаимодействия с внешними условиями и самим собой (режим дня, двигательная активность, привычки и т.д.).
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, помогающий сохранить здоровье, улучшить самочувствие и уберечься от излишнего стресса путём контроля над собственным поведением, питанием и привычками.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Основными факторами, определяющими здоровый образ жизни, являются:
-
отсутствие вредных привычек (злоупотребление алкоголем и табакокурение); -
полноценное и сбалансированное питание; -
физическая активность; -
регулярное прохождение медицинских осмотров, профилактика заболеваний; -
культура обучения и труда; -
состояние окружающей среды.
Программа по формированию здорового образа жизни может быть реализована только при активном участии самих граждан. А это означает, что в первую очередь необходимо сформировать у населения способность к участию в контроле за собственным здоровьем, реализации персональных программ по его укреплению, дисциплинированному лечению и для этого к программе по формированию здорового образа жизни должны быть привлечены специалисты: врачи-педиатры, медицинские работники первичного звена, отвечающие за профилактику, врачи узкого профиля (кардиологи, онкологи, пульмонологи, гастроэнтерологи и др.), диетологи, специалисты по лечебной физкультуре, по охране и культуре труда, а также работники сферы физкультуры и спорта, образования.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Программа по формированию здорового образа жизни направлена на решение следующих задач:
-
формирование ценности здоровья, ответственного отношения к собственному здоровью, здоровью членов семьи, ближайшего социального окружения и общества в целом; -
создание портала по формированию здорового образа жизни, а также открытие “горячей” телефонной линии; -
поддержка региональных и корпоративных инициатив, направленных на формирование здорового образа жизни, развитие инфраструктур, позволяющих реализовать отдельные аспекты и формы здорового образа жизни. Основными инфраструктурами являются здравоохранение (особенно в части профилактической и реабилитационной медицины), образование, корпоративная культура, питание, организация физкультуры и досуга; -
разработка модели и показателей индивидуального и общественного здоровья, проектирование и запуск системы мониторинга основных показателей здорового образа жизни; -
подготовка и проведение изменений в законодательстве, стимулирующих здоровый образ жизни.
Основные правила ЗОЖ:
-
Организация режима дня: работа и отдых; -
Рациональное питание, витамины, макро и микроэлементы; -
Двигательная активность; -
Отказ от вредных привычек; -
Эмоциональная стабильность; -
Гигиенический режим и закаливание.
Двигательная активность - Любое движение тела при помощи мышечной силы, сопровождающееся расходом энергии (выражается в килокалориях).
Относительный расход энергии (на 1 кг массы тела)
Вид деятельности | Расход энергии (ккал) |
Сон | 0,93 |
Сидение в покое | 1,43 |
Медленная ходьба | 2,86 |
Медленный бег | 6,15 |
Бег со скоростью 8 км/ч | 8,13 |
Бег со скоростью 9 км/ч | 9,0 |
Ходьба на лыжах со скоростью 8 км/ч | 8,57 |
Плавание 10 м/мин | 3,0 |
Плавание 20 м/мин | 4,25 |
Плавание 50 м/мин | 10,2 |
Уровни физической активности
-
Низкая физическая активность – соответствует состоянию покоя. Энергетические затраты от 1,1 до 2,9 МЕТ/мин. -
Умеренная физическая активность - при котором повышается ЧСС и ЧД, появляется легкая одышка (ходьба, плавание, езда на велосипеде по ровной поверхности, танцы). Энергозатраты от 3 до 5,9 МЕТ/мин. -
Интенсивная физическая активность - при который значительно повышается ЧСС, появляется пот и сильная одышка (бег, занятия аэробикой, плавание более 30м/мин, быстрая езда на велосипеде, подъем в гору). Энергозатраты от 6 и более. -
Для оценки интенсивности ФА используется понятие метаболический эквивалент (МЕТ) в минуту. Расход энергии 1 МЕТ/мин и менее направлен на поддержание основного обмена и означает полное отсутствие физической активности.
Рациональное питание. Основной принцип рационального питания – умеренность и разнообразие, потому что организм должен получать все необходимые питательные вещества и микроэлементы.Основу
питания должны составлять каши, хлеб и макаронные изделия из муки грубого помола, картофель. Многие проблемы возникают из–за того, что современный человек ограничивает употребление фруктов и овощей, которые богаты клетчаткой, фитохимическими веществами, витаминами и минералами. Согласно рекомендации ВОЗ, человек в день должен употреблять как минимум 200 г фруктов и 300 г овощей.Также в рацион питания обязательно следует включать молочные и кисломолочные продукты, яйца и бобовые. Многие пирамиды сбалансированного питания также рекомендуют включать в ежедневное меню рыбу и нежирные сорта мяса, а также орехи и семена.Из жиров предпочтение отдается растительным маслам, а вот конфеты, выпечку и прочие сладости следует употреблять в очень ограниченном количестве, например, по выходным или праздникам. Принципы рационального питания: энергетическое равновесие (сбалансированность энергетических затрат и энергетических потребностей), сбалансированность рациона по белкам, жирам и углеводам, регулярный режим питания, сбалансированность по макро и микроэлементному составу.
Витамин А:
-
Обеспечивает нормальную функцию зрения и иммунной системы, -
Участвует в формировании и росте костей, -
Защищает от онкологических и инфекционных заболеваний, -
Источники: печень, яичный желток, рыбий жир, масло, сыр, молоко, морковь, томат, перец, салат, шпинат. -
Ретинол ацетат, ретинол пальмитат, этретинат, айрол, поливитамины.
Витамин Е:
-
Антиоксидант, -
Участвует в синтезе белка, -
Улучшает внутритканевое дыхание, функцию нейронов головного мозга, -
Обеспечивает нормальную функцию мышечной системы, -
Повышает толерантность к стрессу, -
Стимулирует кровообращение, препятствует тромбообразованию, -
Улучшает состояние иммунной системы, -
Антиканцерогенное действие -
Растительные масла, молоко, зерновые, орехи, зеленые овощи, салат, яичный желток, печенка, груши. -
Токоферол ацетат, эвитол, поливитаминные препараты.
Витамин С:
-
Участвует в окислительно-восстановительных процессах, особенно при гипоксии, -
Повышает выносливость, -
Ускоряет восстановление и регенерацию, -
Участвует в синтезе кортикостероидов и гормонов щитовидной железы, -
Антиоксидант, иммуностимулятор, -
Влияет на образование гемоглобина и эритроцитов
Витамин В1:
-
Регулирует белковый и жировой обмены, -
Участвует в синтезе кофермента (распад углеводов), -
Участвует в тканевом дыхании (повышает аэробную работоспособность) -
Способствует биосинтезу актина и миозина, -
Стимулирует синтез элементов соединительной ткани -
Продукты: дрожжи, печень, сердце, отруби, желток яйца, капуста, морковь, шпинат.
Витамин В2:
-
Участвует в обмене углеводов, жиров, белков, синтезе гемоглобина, -
Участвует в регенерации тканей при ранениях и травмах, энергетических процессах (тканевое дыхание) в синтезе ФМН, ФАД, -
Содержится: дрожжи, яичный белок, мясо, рыба, горох, оболочка зерновых, почки, печенка, шпинат.
Витамин В6:
-
Участвует в синтезе, транспорте и обмене аминокислот (триптофан, метионин, глутаминовая к-та), регулирует белковый обмен, -
Стимулирует синтез гемоглобина, -
Участвует в синтезе адреналина, гистамина, ГАМК, -
Участвует в синтезе нейромедиаторов (в обмене холина), -
Ускоряет восстановление после нагрузок -
Содержится: неочищенные зерна злаков, овощи, мясо, рыба, молоко, яичный желток, печень трески и крупного рогатого скота.
Витамин В12:
-
Необходим для кроветворения, гемопоэза, -
Участвует в метаболизме белка и нуклеиновых к-т, в синтезе гемоглобина, холина, креатина, -
Влияет на углеводный и жировой обмен, -
Улучшает функционирование печени и нервной системы,
Витамин В15:
-
Улучшает липидный обмен, -
Повышает усвоение кислорода тканями, -
Повышает содержание КрФ и гликогена в мышце, -
Антиоксидант, -
Устраняет гипоксию.
Кальций, биологическая роль:
-
Основной компонент костной ткани -
Регуляция внутриклеточных процессов -
Регуляция процессов нервной проводимости -
Запускает мышечное сокращение -
Активирует распад АТФ -
Поддержание стабильной сердечной деятельности -
Участие в процессах свертывания крови
Калий, биологическая роль:
-
Поддержание постоянства состава клеточной и межклеточной жидкости, КЩС -
Обеспечение биоэлектрической активности клеток -
Поддержание нервно-мышечной возбудимости и проводимости -
Обеспечение биоэлектрической активности клеток -
Участие в нервной регуляции сердечных сокращений -
Поддержание водно-солевого баланса, осмотического давления -
Катализатор при обмене углеводов и белков -
Участие в обеспечении выделительной функции почек