Файл: Методические указания для студентов Тема занятия Основы Здорового Образа Жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические указания для студентов

Тема занятия: «Основы Здорового Образа Жизни».

Цель занятия: изучить компоненты здорового образа жизни, правила его организации, особенности двигательного режима.

Мотивация темы занятия: согласно Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов». Соответственно, здоровый образ жизни, по определению ВОЗ, представляет собой «оптимальное качество жизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на него природных и социальных факторов окружающей среды».

По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «Здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:

- индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);

- здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В. П. Казначеев).

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).

  • Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

  • Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

  • Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.


Образ жизни – способ взаимодействия человека со средой обитания. Образ жизни складывается из уровня жизни, качества жизни и стиля жизни.

Уровень жизни – условия жизни, в которых существует человек: материальные (жилище, питание, экология и др.) и нематериальные (интеллектуальные, семейные ценности и др.).

Качество жизни – соответствие условий жизни потребностям человека.

Стиль жизни – поведение человека, способ его взаимодействия с внешними условиями и самим собой (режим дня, двигательная активность, привычки и т.д.).

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, помогающий сохранить здоровье, улучшить самочувствие и уберечься от излишнего стресса путём контроля над собственным поведением, питанием и привычками. 

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Основными факторами, определяющими здоровый образ жизни, являются:

  • отсутствие вредных привычек (злоупотребление алкоголем и табакокурение);

  • полноценное и сбалансированное питание;

  • физическая активность;

  • регулярное прохождение медицинских осмотров, профилактика заболеваний;

  • культура обучения и труда;

  • состояние окружающей среды.

Программа по формированию здорового образа жизни может быть реализована только при активном участии самих граждан. А это означает, что в первую очередь необходимо сформировать у населения способность к участию в контроле за собственным здоровьем, реализации персональных программ по его укреплению, дисциплинированному лечению и для этого к программе по формированию здорового образа жизни должны быть привлечены специалисты: врачи-педиатры, медицинские работники первичного звена, отвечающие за профилактику, врачи узкого профиля (кардиологи, онкологи, пульмонологи, гастроэнтерологи и др.), диетологи, специалисты по лечебной физкультуре, по охране и культуре труда, а также работники сферы физкультуры и спорта, образования.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Программа по формированию здорового образа жизни направлена на решение следующих задач:

  • формирование ценности здоровья, ответственного отношения к собственному здоровью, здоровью членов семьи, ближайшего социального окружения и общества в целом;

  • создание портала по формированию здорового образа жизни, а также открытие “горячей” телефонной линии;

  • поддержка региональных и корпоративных инициатив, направленных на формирование здорового образа жизни, развитие инфраструктур, позволяющих реализовать отдельные аспекты и формы здорового образа жизни. Основными инфраструктурами являются здравоохранение (особенно в части профилактической и реабилитационной медицины), образование, корпоративная культура, питание, организация физкультуры и досуга;

  • разработка модели и показателей индивидуального и общественного здоровья, проектирование и запуск системы мониторинга основных показателей здорового образа жизни;

  • подготовка и проведение изменений в законодательстве, стимулирующих здоровый образ жизни.


Основные правила ЗОЖ:

  1. Организация режима дня: работа и отдых;

  2. Рациональное питание, витамины, макро и микроэлементы;

  3. Двигательная активность;

  4. Отказ от вредных привычек;

  5. Эмоциональная стабильность;

  6. Гигиенический режим и закаливание.

Двигательная активность - Любое движение тела при помощи мышечной силы, сопровождающееся расходом энергии (выражается в килокалориях).

Относительный расход энергии (на 1 кг массы тела)


Вид деятельности

Расход энергии (ккал)

Сон

0,93

Сидение в покое

1,43

Медленная ходьба

2,86

Медленный бег

6,15

Бег со скоростью 8 км/ч

8,13

Бег со скоростью 9 км/ч

9,0

Ходьба на лыжах со скоростью 8 км/ч

8,57

Плавание 10 м/мин

3,0

Плавание 20 м/мин

4,25

Плавание 50 м/мин

10,2

Уровни физической активности

  1. Низкая физическая активность – соответствует состоянию покоя. Энергетические затраты от 1,1 до 2,9 МЕТ/мин.

  2. Умеренная физическая активность - при котором повышается ЧСС и ЧД, появляется легкая одышка (ходьба, плавание, езда на велосипеде по ровной поверхности, танцы). Энергозатраты от 3 до 5,9 МЕТ/мин.

  3. Интенсивная физическая активность - при который значительно повышается ЧСС, появляется пот и сильная одышка (бег, занятия аэробикой, плавание более 30м/мин, быстрая езда на велосипеде, подъем в гору). Энергозатраты от 6 и более.

  4. Для оценки интенсивности ФА используется понятие метаболический эквивалент (МЕТ) в минуту. Расход энергии 1 МЕТ/мин и менее направлен на поддержание основного обмена и означает полное отсутствие физической активности.

Рациональное питание. Основной принцип рационального питания – умеренность и разнообразие, потому что организм должен получать все необходимые питательные вещества и микроэлементы.Основу
питания должны составлять каши, хлеб и макаронные изделия из муки грубого помола, картофель. Многие проблемы возникают из–за того, что современный человек ограничивает употребление фруктов и овощей, которые богаты клетчаткой, фитохимическими веществами, витаминами и минералами. Согласно рекомендации ВОЗ, человек в день должен употреблять как минимум 200 г фруктов и 300 г овощей.Также в рацион питания обязательно следует включать молочные и кисломолочные продукты, яйца и бобовые. Многие пирамиды сбалансированного питания также рекомендуют включать в ежедневное меню рыбу и нежирные сорта мяса, а также орехи и семена.Из жиров предпочтение отдается растительным маслам, а вот конфеты, выпечку и прочие сладости следует употреблять в очень ограниченном количестве, например, по выходным или праздникам. Принципы рационального питания: энергетическое равновесие (сбалансированность энергетических затрат и энергетических потребностей), сбалансированность рациона по белкам, жирам и углеводам, регулярный режим питания, сбалансированность по макро и микроэлементному составу.

Витамин А:

  • Обеспечивает нормальную функцию зрения и иммунной системы,

  • Участвует в формировании и росте костей,

  • Защищает от онкологических и инфекционных заболеваний,

  • Источники: печень, яичный желток, рыбий жир, масло, сыр, молоко, морковь, томат, перец, салат, шпинат.

  • Ретинол ацетат, ретинол пальмитат, этретинат, айрол, поливитамины.

Витамин Е:

  • Антиоксидант,

  • Участвует в синтезе белка,

  • Улучшает внутритканевое дыхание, функцию нейронов головного мозга,

  • Обеспечивает нормальную функцию мышечной системы,

  • Повышает толерантность к стрессу,

  • Стимулирует кровообращение, препятствует тромбообразованию,

  • Улучшает состояние иммунной системы,

  • Антиканцерогенное действие

  • Растительные масла, молоко, зерновые, орехи, зеленые овощи, салат, яичный желток, печенка, груши.

  • Токоферол ацетат, эвитол, поливитаминные препараты.

Витамин С:

  • Участвует в окислительно-восстановительных процессах, особенно при гипоксии,

  • Повышает выносливость,

  • Ускоряет восстановление и регенерацию,

  • Участвует в синтезе кортикостероидов и гормонов щитовидной железы,

  • Антиоксидант, иммуностимулятор,

  • Влияет на образование гемоглобина и эритроцитов


Витамин В1:

  • Регулирует белковый и жировой обмены,

  • Участвует в синтезе кофермента (распад углеводов),

  • Участвует в тканевом дыхании (повышает аэробную работоспособность)

  • Способствует биосинтезу актина и миозина,

  • Стимулирует синтез элементов соединительной ткани

  • Продукты: дрожжи, печень, сердце, отруби, желток яйца, капуста, морковь, шпинат.

Витамин В2:

  • Участвует в обмене углеводов, жиров, белков, синтезе гемоглобина,

  • Участвует в регенерации тканей при ранениях и травмах, энергетических процессах (тканевое дыхание) в синтезе ФМН, ФАД,

  • Содержится: дрожжи, яичный белок, мясо, рыба, горох, оболочка зерновых, почки, печенка, шпинат.

Витамин В6:

  • Участвует в синтезе, транспорте и обмене аминокислот (триптофан, метионин, глутаминовая к-та), регулирует белковый обмен,

  • Стимулирует синтез гемоглобина,

  • Участвует в синтезе адреналина, гистамина, ГАМК,

  • Участвует в синтезе нейромедиаторов (в обмене холина),

  • Ускоряет восстановление после нагрузок

  • Содержится: неочищенные зерна злаков, овощи, мясо, рыба, молоко, яичный желток, печень трески и крупного рогатого скота.

Витамин В12:

  • Необходим для кроветворения, гемопоэза,

  • Участвует в метаболизме белка и нуклеиновых к-т, в синтезе гемоглобина, холина, креатина,

  • Влияет на углеводный и жировой обмен,

  • Улучшает функционирование печени и нервной системы,

Витамин В15:

  • Улучшает липидный обмен,

  • Повышает усвоение кислорода тканями,

  • Повышает содержание КрФ и гликогена в мышце,

  • Антиоксидант,

  • Устраняет гипоксию.

Кальций, биологическая роль:

  • Основной компонент костной ткани

  • Регуляция внутриклеточных процессов

  • Регуляция процессов нервной проводимости

  • Запускает мышечное сокращение

  • Активирует распад АТФ

  • Поддержание стабильной сердечной деятельности

  • Участие в процессах свертывания крови

Калий, биологическая роль:

  • Поддержание постоянства состава клеточной и межклеточной жидкости, КЩС

  • Обеспечение биоэлектрической активности клеток

  • Поддержание нервно-мышечной возбудимости и проводимости

  • Обеспечение биоэлектрической активности клеток

  • Участие в нервной регуляции сердечных сокращений

  • Поддержание водно-солевого баланса, осмотического давления

  • Катализатор при обмене углеводов и белков

  • Участие в обеспечении выделительной функции почек