Файл: Курсовая работа по мпря метод проектов в практике преподавания русского языка Направление образования 5120100 Филология и обучение языкам (русский язык).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ
ФАКУЛЬТЕТ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ
Кафедра русского языка и методики преподавания
Курсовая работа по МПРЯ

Метод проектов в практике преподавания русского языка

Направление образования

5120100 – Филология и обучение языкам (русский язык)


Выполнила:

студентка 3 курса, 301 группы

Ахмедова Дильноза

Научный руководитель:

д.п.н., доцент

Лагай Е.А.
Ташкент – 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………................3-9

ГЛАВА I. ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ……….10

1.1. Содержание проектной технологии........................................................10-14

1.2. Основные принципы и особенности проектной технологии…………15-18

1.3. Классификация проектов…………………………………………..........19-23

Выводы по 1 главе……………………………………………………24-25

ГЛАВА II. ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА..............26

2.1. Применение методики проектов на уроках русского языка.................26-33

Выводы по 2 главе…………………………..34

Заключение………………………………………………………………35-38

Список использованной литературы…...………………………………..39-41
ВВЕДЕНИЕ

В начале XXI века важнейшей педагогической проблемой стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, которые помогают детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

Сейчас в нашем образовании наблюдаются следующие тенденции: совершенствование традиционных методик и методов работы с учащимися, поиски и разработка новых альтернативных технологий, более эффективных, оптимальных, результативных, чем те, что существовали в прошлом. Педагоги выполняют основную задачу, переходя к личностно-ориентированным технологиям обучения. Изменяется содержание процесса получения образования: это уже не процесс передачи суммы знаний или информации, не повторение готовых результатов, а формирование компетенций, опыта, самореализация на основе природных данных и развития способностей ребенка.


Все чаще внедряются инновационные методы, новые образовательные проекты, учебные курсы и даже образовательные программы. Благодаря этому наше образование быстро обогащается новым опытом, подходами, образовательными технологиями и методами. В результате - улучшение качества обучения в наших школах, знания молодежи становятся конкурентоспособными. Одним из таких методов, что существенно обогащает учебный процесс современной школы, является метод проектов, как «способ организации процесса познания учебного материала» [20, 376 ].

Что может быть лучше для становления личности, чем ощущение успеха и личной значимости в процессе своего труда? Именно проектные технологии, к внедрению которых так активно призывают современных учителей, «направлены на самостоятельную работу учащихся – парную, индивидуальную или групповую, которую ребята способны выполнить на протяжении заранее выделенного промежутка времени» [там же].

Проектную технологию считают технологией XXI века, а умение применять метод проектов в своей педагогической деятельности - показателем высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития школьников.

Образовательно-воспитательный потенциал проектной технологии заключается в возможности приобретения учащимися целостных знаний, в повышении мотивации школьников к получению дополнительной информации, овладении важнейшими методами научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно формулировать задачи проекта, найти способ анализа ситуации и т.д.), навыками поисково-исследовательской работы, а также рефлексии и интерпретации результатов.

Проектная технология в свою очередь обеспечивает переход от традиционных образовательных технологий к новому типу обучения. Она усиливает его развивающий характер, предусматривает совместную, обоснованную, спланированную и осознанную деятельность партнеров - учащихся.

Проектирование стало стилем жизни современного общества, поскольку оно «ориентирует детей на создание итогового продукта проектной деятельности, на достижение практического результата» [21, 338].

Метод проектов – это «технология четвертого поколения», которая позволяет решать задачи инновационного характера, предполагает интерактивную форму взаимодействия всех участников образовательного процесса

, что способствует развитию творческого потенциала личности [5, 194–207].

Идея включения проектной деятельности в образовательный процесс была предложена в первой половине ХХ в. американским педагогом и философом Джоном Дьюи , его учеником В. Х. Килпатриком и основывалась на гуманистических идеях в  философии и  образовании. Джон Дьюи неоднократно говорил о том, что главный метод учителя состоит в хорошем знании своего предмета. Истинным образованием Д. Дьюи считал все важное, вынесенное и пережитое из конкретных ситуаций, из специально организованного опыта, из «делания» [6].

«Обучение посредством делания» – это организация самостоятельной деятельности учащихся для решения заинтересовавших их проблем. Способом организации такой деятельности должен служить, в частности, метод проектов [там же].

Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить» [6, 61].

Поиск и внедрение инновационных педагогических технологий обучения, отвечающих потребностям сегодняшнего дня - основная задача метода проектов.

А.С.Макаренко в результате своей новаторской педагогической деятельности пришел к выводу о проектировании личности как субъекта педагогического труда. Такое мнение не раз высказывал В. Сухомлинский, многогранное педагогическое наследие которого пронизывает идея проектирования человека.

Также над этой проблемой работали целый ряд исследователей: С.Сысоева, М.Чанова, Е.Полат, С.Шацкий, В.Шульгина, Б.Игнатьев , И.Сергеев, М.Бухарина , В.В.Гузеев и др.

Автор И.С.Сергеев в своей работе «Как организовать проектную деятельность учащихся» изложил подходы к вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе: «В основу метода проектов положена идея о направленности учеб­но-познавательной деятельности школьников на результат, кото­рый получается при решении той или иной практически или теоре­тически значимой проблемы» [17, 1].

Одним из ведущих теоретиков метода проектов является профессор Е.С.Полат, которая в своих работах дает исчерпывающие ответы на вопросы, возникающие при использовании проектных технологий в образовательном процессе. Также она писала, что «... если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться достаточно реальным, практическим результатом» [11,19].


Е.С.Полат обосновывает применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики следующим образом:

- в условиях все еще существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня;

- это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто моральном аспекте. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией [13,16].

По определению С.Сысоевой, «... метод проектов является одной из педагогических технологий, которая отражает реализацию личностно-ориентированного подхода в образовании и способствует формированию умения адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества» [19,27].

Актуальность работы определяется необходимостью исследовать теоретические аспекты развития проектной деятельности с учетом настоящего; определить, при каких обстоятельствах повышается активизация проектной деятельности и результат стимулирования активности школьников; в какой мере можно заинтересовать учащихся к обучению, побуждать к творчеству, повысить умственную активность. Как писал В. Гузеев: «…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» [6].

Рассматривая этот вопрос, я ставлю перед собой цель:

- подать теоретические сведения о методе проектов как педагогической технологии;

- тщательно ознакомиться с методикой применения проектов в обучении русского языка и литературы;

- проанализировать результативность указанной методики.

В соответствии с темой исследования необходимо было решить следующие задачи:

1) Раскрыть понятие «проектная технология».

2) Выяснить особенности проектной технологии.

3) Классифицировать типы проектов.

4) Осветить методику использования метода проектов в работе учителя-словесника.


5) Раскрыть жизненно компетентностный потенциал метода проектов.

Работа над данной темой, я пришла к выводу, что основным условием, при котором можно достичь успеха в изучении русского языка - мыслительная деятельность учащегося, активная работа мысли, внедрение новейших технологий, направленных на развитие у учащихся способности видеть проблемы, выявлять противоречия, выдвигать гипотезы, анализировать, осуществлять поиск, исследовательскую проектную деятельность. Я создаю условия, при которых учащиеся не только получают новые знания, но и развивают свою познавательную деятельность, выходят на новые формы сотрудничества.

В курсовой работе рассматриваются принципы и условия организации проектного обучения учащихся, обосновываются методы и организационные формы этого важного вида учебной деятельности. Разработка и внедрение метода проекта способствует повышению самостоятельности, ответственности за результаты деятельности, создает условия эффективной самореализации учащихся, актуализации их индивидуальных способностей.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения по результатам работы, списка литературы.

Во введении обоснована актуальность проблемы, определены цель и задачи исследования.

В первой главе «Проектная технология - инновационная технология учебно-воспитательного процесса» выяснено содержание проектной технологии, определены основные принципы проектного обучения и его особенности.

Во второй главе «Методика применения проектов в обучении русского языка» показана методика применения проектов в системе учебных дисциплин.

Важной стратегической задачей современности является подготовка будущей научной смены, нового поколения научной элиты. Известно, что вырастить поколение высокообразованной молодежи невозможно без качественного обновления образовательной системы, которая должна быть ориентирована на взаимодействие научно-методической работы педагогов и научно-исследовательской, проектной деятельности учащихся.

Глава I. Проектная технология - инновационная технология учебно-воспитательного процесса.

    1. .Содержание проектной технологии

Сегодня в школе все активнее используется проектная технология, как одна из инновационных технологий учебно-воспитательного процесса. Сущность которой заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, владении определенной системой знаний, умений, навыков при ее решении и формировании жизненных навыков личности школьника.