Файл: Методические указания для студентов Тема занятия Основы Здорового Образа Жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фосфор, биологическая роль:

  • Входит в состав АТФ, АДФ, КрФ, коферментов дыхательной цепи, органических соединений (нуклеин. к-т, белков и т.д.)

  • Поддержание КЩР (буферная система)

  • В деятельности головного мозга, сердца, мышечной ткани

Магний, биологическая роль:

  • Участвует в синтез белка и нуклеиновых кислот, в обмене жиров и углеводов

  • Регулирует нейрохимическую передачу и мышечную возбудимость (снижает количество ацетилхолина в нервной ткани)

  • Участвует в обмене белков, жиров и углеводов

  • Участвует в переносе, хранении, утилизации энергии

  • Кофактор ферментативных реакций

  • Контролирует баланс внутриклеточного калия и антагонист кальция

  • Расслабляет гладкую мускулатуру

  • Снижает АД, угнетает агрегацию тромбоцитов

Марганец, биологическая роль:

  • Синтез и обмен нейромедиаторов

  • Препятствует свободнорадикальному окислению, стабилизирует мембраны

  • Повышает гликолитическую активность и усиливает действие инсулина

  • Снижает уровень липидов, противодействует жировой дегенерации печени

  • Участвует в обмене витаминов С, Е, группы В, холина, гормонов щитовидной железы

Цинк, биологическая роль:

  • Воздействует на активность гормонов гипофиза, надпочечников и поджелудочной железы,

  • Усиливает гипогликемическое действие инсулина,

  • Необходим для роста волос, ногтей,

  • Укрепляет иммунную систему

  • Входит в состав ферментов энергообмена.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Образ жизни: определение и его компоненты

  2. ЗОЖ: определение и характеристика компонентов ЗОЖ.

  3. Двигательная активность и ее виды.

  4. Рациональное питание и принципы организации, сбалансированность по пищевым компонентам.

  5. Витамины, их роль в организме и содержание в продуктах.

  6. Макро и микроэлементы, биологическая роль, содержание в пищевых продуктах.


Группы здоровья детского населения

Группы здоровья

Характеристика групп здоровья

I

здоровые, с нормальным развитием и состоянием функциональных систем, обладающие высокой сопротивляемостью организма болезням.

II

здоровые, имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям

III

дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями

IV

Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями

V

Дети, больные хроническим заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.


Медицинские групп (для занятий физкультурой и спортом)


Медицинская группа

Характеристика

Основная

относятся обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность, а также обучающиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Обучающиеся этой группы занимаются в полном объеме по программам дисциплин «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» с использованием здоровьесберигающих технологий, подготовки и сдачи текстов индивидуальной физической подготовленности, в соответствии с оценочными средствами.

Подготовительная

относятся практически здоровые обучающиеся, имеющие те или иные морфофункциональные отклонения или физически слабо подготовленные, входящие в группу риска по возникновению патологии или  с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии  не менее 3-5 лет. Обучающиеся этой группы занимаются в полном объеме по рабочим программам дисциплин «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» с использованием здоровьесберигающих технологий, подготовки и сдачи текстов индивидуальной физической подготовленности, в соответствии с оценочными средствами.

Специальная

относятся студенты с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера либо в физическом развитии, не мешающими выполнению обычной учебной и воспитательной работы, однако, требующие ограничения физических нагрузок. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия оздоровительной физкультурой в образовательных учреждениях лишь по специальным программам и сдачей специальных тестов.


Список основной и дополнительной литературы:

а) основная литература:

1. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник / Л. П. Матвеев. – 4-е изд. – Москва : Спорт, 2021. – 521 с. – ISBN 978-5-907225-59-6. – URL: https://lib.rucont.ru/efd/739883. – Текст: электронный.



2. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник (для вузов физической культуры и спорта) / Л. П. Матвеев. – 7-е изд., стер. – Москва : Спорт, 2020. – 345 с. – ISBN 978-5-906132-50-5. – URL: https://lib.rucont.ru/efd/727768. – Текст: электронный.

б) дополнительная литература:

1. Алаева, Л. С. Гимнастика: общеразвивающие упражнения : учебное пособие / Л. С. Алаева, К. Г. Клецов, Т. И. Зябрева ; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. – Омск : Издательство СибГУФК, 2017. – 73 с. : ил. – URL: https://lib.rucont.ru/efd/640925. – Текст: электронный.

2. Воронин, С. М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов : учебное пособие / С. М. Воронин, Л. Ю. Шалайкин, Е. В. Нуждина ; Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 118 с. – ISBN 978-5-8397-0649-1. – URL: https://lib.rucont.ru/efd/237555. – Текст: электронный.

3. Естественно-научные основы физической культуры и спорта : учебник / под редакцией А. В. Самсонова, Р. Б. Цаллагова. – Москва : Советский спорт, 2014. – 464 с. – ISBN 978-5-9718-0697-4. – URL: https://lib.rucont.ru/efd/279259. – Текст: электронный.

4. Мандриков, В. Б. Курс лекций по дисциплине «Физическая культура и спорт» : для студентов медицинских и фармацевтических вузов / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова, Н. В. Замятина. – Волгоград : ВолгГМУ, 2019 – 288 с. – ISBN 9785965205523 – URL: https://www.books-up.ru/ru/book/kurs-lekcij-po-discipline-fizicheskaya-kultura-i-sport- 9749563/. – Текст: электронный.

5.Маргазин, В. А. Гигиена физической культуры и спорта : учебник / В. А. Маргазин, О.Н. Семенова, Е. Е. Ачкасов. – 2-е, доп. изд. – Санкт-Петербург : СпецЛит, 2013 – 255с. – ISBN 9785299005455 – URL: https://www.books-up.ru/ru/book/gigiena-fizicheskoj-kultury-i-sporta-3065843/. – Текст: электронный.