Файл: Реферат по дисциплине Ценообразование во внешней торговле на тему Затратное ценообразование, основанное на себестоимости.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Механизм ценообразования в условиях совершенной конкуренции
Особенность данного механизма заключается в том, что его действие скрыто от глаз, от невооруженного взгляда. А.Смит называл его «невидимая рука рынка».
Сущность механизма ценообразования в условиях совершенной конкуренции: установление рыночной цены происходит на основе выравнивания предложения и спроса в споре между продавцом и покупателем. Продавец (производитель) стремится увеличить цену, руководствуясь затратным подходом и желанием получить прибыль.
Покупатель, исходя из «полезностного» подхода и желания снизить свои расходы на единицу полезного эффекта, стремится к другой цене - желаемой цене покупки. Потребителю помогает конкуренция между производителями, а производителю - конкуренция между потребителями.
На конкурентном рынке, когда спрос и предложение зависят от цены, устанавливается равновесная рыночная цена [2].
Рисунок 4. Формирование равновесной цены
| D Q |
Условные обозначения: Р - цена, Р0 - равновесная цена, Р1 - цена, установленная выше равновесной, Р2 - цена, установленная ниже равновесной, Q - количество покупаемого и продаваемого на рынке товара, Q0 - равновесное количество, Е0 - точка рыночного равновесия, S - кривая рыночного предложения на данный товар, D -кривая рыночного спроса на данный товар. |
Кроме цены на конкурентном рынке действует ряд неценовых факторов, которые приводят к смещению кривых спроса и предложения. Так, например, на спрос влияют мода, вкусы и количество покупателей, их доходы, изменение цены на сопряженные товары, прогнозы и ожидания покупателей. На предложение влияют изменения в издержках производства, цены на ресурсы, налоги, количество продавцов на рынке, уровни цен на сопряженные товары, инфляционные ожидания.
На рисунке 5 смещение кривой спроса под воздействием неценовых факторов при фиксированном предложении. В случае увеличения спроса (от D1 к D3) равновесная цена увеличивается (от Р1 к Р3).
Рисунок 5. Изменение спроса под воздействием неценовых факторов
|
|
На рисунке 6 представлено смещение кривой предложения под воздействием неценовых факторов при фиксированном спросе. В случае увеличения предложения (от S1 к S3) равновесная цена уменьшается (от Р1 к Р3).
Рисунок 6. Изменение предложения под воздействием неценовых факторов
|
Рисунок 6. Изменение предложения под воздействием неценовых факторов |
На рисунках 7 и 8 представлено одновременное изменение спроса и предложения. Увеличение спроса и уменьшение предложения приводит к росту рыночной цены. Уменьшение спроса и увеличение предложения приводят к снижению цены.
При одновременном увеличении или уменьшении спроса и предложения результат зависит от того, какой из двух разнонаправлено действующих факторов окажет более сильное воздействие на результат.
Рисунок 7. Формирование цены за счет увеличения спроса и уменьшения предложения
|
Рисунок 8. Формирование цены за счет уменьшения спроса и увеличения предложения |
|
|
Таким образом, на конкурентном рынке цены не назначаются, а устанавливаются под воздействием спроса и предложения и называются свободными рыночными ценами.
В условиях олигополии олигополисты могут сами влиять на цены, но цены определяются всеми производителями, как и при совершенной конкуренции.
В условиях монополии монополист сам назначает цену.
На рисунке 9 представлено формирование цены в условиях монополии. На монопольном рынке величина спроса изменяется согласно кривой спроса (D). Предложение иначе: в условиях, когда нет конкуренции, производитель, выбирая объем предложения (объем производства и объем продаж), ориентируется на свои издержки в их соотношении с ценой, стремясь максимизировать прибыль. Средние издержки (AC) с увеличением объема производства сначала снижаются, затем растут.
Монополист будет искать такое Q между E1 и Е2 (Q1 и Q2), при котором суммарная прибыль от продаж (прибыль на единицу продукции * количество) будет максимальной. То есть монополист будет искать такую комбинацию Q, Р и АС, при которой прибыль стремиться к максимуму. На рис. это площадь фигуры = Q0 * (P0 - AC0) ® max.
Рисунок 9. Формирование цены в условиях монополии
P, АС | |
| D |
Q1 Q0 Q2 Q |
Рассмотрим формирование цены в условиях монополии на примере.
Пример. Производитель способен производить от 100 до 300 единиц товара. Динамика прибыли в зависимости от объема производства и цены товара представлена в таблице 1.
Таблица 1. Динамика прибыли в зависимости от объема производства и цены | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* Цена единицы товара определяется в соответствии с кривой спроса (каждому Qi соответствует Рi. |
По принципу максимизации прибыли производитель будет выпускать 150 единиц товара по цене 800 тг. за единицу.
Жестко устанавливая объем производства, монополист по сути диктует цену товара
, т.к. он определяет своим объемом производства объем спроса, и в результате определенный уровень цены. Производитель не стремиться наращивать объемы производства, т.к. при ограниченных объемах он получает желаемую прибыль за счет высоких цен. Кроме того, монополист не заинтересован снижать издержки производства и обращения, т.к. все издержки покрываются высокими ценами.
Заключение
Затратное ценообразование - подход к ценообразованию, в основе которого лежат фактические затраты на производство и реализацию товара, подтвержденные бухгалтерскими документами. Логика затратного подхода в определении цены: определение возможного объема производства, который, по сути, задает объем продаж на рынке, расчет затрат на единицу продукции, установление цены. Недостаток затратного подхода: величину средних затрат (на единицу продукции), которая должна быть основой цены, невозможно определить до того, как цена будет установлена и опробована на рынке.
Ценностное ценообразование - подход к ценообразованию, обеспечивающий получение большей прибыли за счет достижения выгодного для фирмы соотношения «ценность - затраты». Ценностный процесс ценообразования осуществляется в следующей последовательности: установление цены, определение возможного объема продаж по данной цене, определение возможного объема производства, расчет затрат на единицу продукции.
Пассивное ценообразование - установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов.
Активное ценообразование - установлением цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и ценового уровня прибыльности. Данное ценообразование является наиболее разумным подходом в условиях рыночной экономики.
Сущность механизма ценообразования в условиях совершенной конкуренции: установление рыночной цены происходит на основе выравнивания предложения и спроса. Продавец (производитель) стремится увеличить цену, руководствуясь затратным подходом и желанием получить прибыль. Покупатель, исходя из «полезностного» подхода и желания снизить свои расходы на единицу полезного эффекта, стремится к другой цене - желаемой цене покупки.
Кроме цены на конкурентном рынке действует ряд неценовых факторов, которые приводят к смещению кривых спроса и предложения. При фиксированном предложении воздействие неценовых факторов может приводить к увеличению и уменьшению спроса. В результате равновесная цена соответственно увеличивается или уменьшается.
При фиксированном спросе воздействие неценовых факторов может приводить к увеличению и уменьшению предложения. В результате равновесная цена соответственно уменьшается и увеличивается.
Список использованных источников
-
Агапова, А. В. Ценообразование во внешней торговле : учебное пособие / А. В. Агапова. — Санкт-Петербург : Интермедия, 2017. — 134 с. — ISBN 978-5-4383-0121-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112402 — Режим доступа: для авториз. пользователей. -
Батраева, Э. А. Ценообразование в торговле : учебное пособие / Э. А. Батраева. — Красноярск : СФУ, 2018. — 156 с. — ISBN 978-5-7638-4040-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/157689 — Режим доступа: для авториз. пользователей. -
Кириллов, Ю. Г. Ценообразование во внешней торговле : учебное пособие / Ю. Г. Кириллов, В. В. Кузнецов. — Омск : ОмГТУ, 2019. — 92 с. — ISBN 978-5-8149-2772-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/186942 — Режим доступа: для авториз. пользователей. -
Худжатов, М. Б. Ценообразование во внешней торговле. Практикум : учебное пособие / М. Б. Худжатов, Т. М. Воротынцева. — Санкт-Петербург : Интермедия, 2019. — 120 с. — ISBN 978-5-4383-0185-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115616 — Режим доступа: для авториз. пользователей. -
Ценообразование и ценовая политика : учебное пособие / А. А. Бакунов, С. М. Баранцева, Е. Н. Смирнов, Т. В. Лиходедова. — Донецк : ДонНУЭТ имени Туган-Барановского, 2018. — 259 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/167639 — Режим доступа: для авториз. пользователей.