Файл: Самостоятельная работа по теме 1 Студента 2 курса Специальность 46. 02. 01.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Точность движения — это степень соответствия требованиям двигательной задачи, которая будет выполнена, если движение соответствует ей по всем вышеперечисленным характеристикам. «точность движения» включает пространственные, временные и силовые характеристики
Траектория движения — путь движущейся части тела или предмета. От нее зависит успешное выполнение двигательной задачи.В траектории выделяют: форму, направление и амплитуду движения.
Физиологическая кривая физкультурного занятия — изменение частоты сердечных сокращений ребенка на протяжении занятия, выраженное графически
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, на привитие привычек здорового образа жизни, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Под Ф. к. понимается также творческая деятельность, имеющая целью преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений; достижения общества, развитие науки, теории и практики физического воспитания и от- дельных видов спорта; разработка перспективных моделей и систем физического воспитания для разного контингента детей; подготовка специалистов в данном направлении, налаживание материальной базы для занятий спортом и укрепления здоровья, подбор научной и методической литературы о физкультуре и спорте, художественных произведений о спорте (песни, стихи, рассказы, изобразительное искусство).
Физическая нагрузка — нагрузка на органы и системы организма вследствие выполнения физических упражнений; степень интенсивности и продолжительности мышечной работы.
Физическая подготовка — система разнообразных физических упражнений, применяемых с соблюдением занимающимися гигиенических правил и требований здорового образа жизни. Результатом Ф. п. является физическая подготовленность.
Физическая подготовленность — соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы. Ф. п. отражает возможности функциональных систем организма, обеспечивающих эффективную деятельность, а также уровень развития основных физических качеств. Степень Ф. п. ребенка определяется специальными диагностическими упражнениями (тестами), разработанными для каждого возраста. Показателями уровня Ф. п. являются наличие двигательных навыков и умений, соответствие их возрастным нормам, а также уровень развития психофизических качеств и способностей ребенка. В ДОУ диагностика уровня Ф. п. проводится 2 раза в год (сентябрь, май) под контролем медицинского персонала.
Физические качества — качества, характеризующие физическое развитие человека и его способности к двигательной деятельности: сила, выносливость, ловкость, быстрота, гибкость и др.
Физические качества — ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, равновесие — сложный комплекс морфофунк-циональных, биологических и психологических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно-силовые и временные характеристики движения ребенка.
Физические упражнения — 1. Неоднократные повторения двигательного действия; имеют следующие характеристики: содержание, техника выполнения, форма (внутренняя и внешняя), фазы выполнения. 2. Специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Ф. у. классифицируются: по анатомическому признаку (для туловища, ног, рук и т. д.), по видам упражнений (гимнастика, игры, спорт, туризм), по структурному признаку (циклические, ациклические и смешанные движения).
Физические упражнения — основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка.
Физическое воспитание — организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершенствование организма, формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Под воздействием Ф. в. происходит усвоение основ физической культуры, гармоническое развитие личности. Система Ф. в.базируется на единстве цели, задач и средств, форм и методов работы и направлена на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие. Целью Ф. в. является формирование привычки здорового образа жизни. Процесс Ф. в. рассматривается в единстве с обучением дошкольников движениям, но при этом, наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности и доступности и др.), имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания: всестороннее и гармоническое развитие личности; связь физической культуры с жизнью; оздоровительная направленность; непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха; постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий; цикличность построения занятий; возрастная адекватность физических упражнений.
Физическое образование — овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка. Ф. о. предусматривает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм; осознание ребенком своих двигательных действий; усвоение физкультурной и пространственной терминологии и необходимых знаний о выполнении движений, спортивных упражнений и подвижных игр; знание спортивных снарядов, пособий и инвентаря, способов и правил их использования; познание ребенком своего тела, формирование телесной рефлексии. Ф. о. является средством умственного и физического воспитания.
Физическое развитие — 1. Процесс формирования и последующего изменения на протяжении жизни естественных морфо-функцио-нальных свойств организма ребенка, обозначаемых антропометрическими и биометрическими показателями (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких; состояние осанки, изгибов позвоночника, динамометрия, измерение свода стопы и др.). 2. Развитие психофизических качеств и двигательных способностей (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, координация, глазомер). В условиях дошкольных учреждений 2 раза год (сентябрь, май) проводится диагностика Ф. р. и подготовленности. Данные медико-педагогического обследования заносятся в индивидуальную карту здоровья и Ф. р. Показатели сверяются с нормативами, определяется уровень физического развития, который служит основой для перспективного планирования в ДОУ по физическому воспитанию. По мере необходимости намечается индивидуальная коррекционная работа.Одним из условий успешного Ф.р. является физическое воспитание.
Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень физического развития, являющийся результатом полноценного использования физической культуры. Под Ф. с. подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоническое физическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Ф. с. выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения здоровья.
Физкультминутка — одна из форм предупреждения утомления на занятиях, связанного с сидением в однообразной позе и длительным сосредоточением, необходимая для поддержания умственной работоспособности детей.
Физкультминутка для глаз — комплекс мер для снятия напряжения, усталости, утомления и расслабления мышц глаз. Например, на занятиях по аппликации, конструированию, математике, рисованию, по ознакомлению с окружающим и развитию речи целесообразно приглашать детей к окну, чтобы посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение транспорта, полет птиц и т. д.
Физкультурная образованность — теоретические знания об общественном значении физической культуры и спорта, занятиях, тренировке, о гигиене тела и одежды, о вреде алкоголя, никотина, наркотиков, режиме сна, питания, об оказании первой помощи, об организации досуга, о правилах соревнований и др.
Физкультурное занятие — основная форма обучения детей двигательным навыкам. Основными целями и задачами Ф. з. являются: формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных (физических) качеств и оптимальной двигательной активности; обеспечение естественной биологической потребности в движениях и тренировке организма посредством специально подобранных физических упражнений, обеспечивающих оптимальные физические нагрузки; воспитание привычки и потребности систематически заниматься физическими упражнениями и разностороннее развитие дошкольников. В практике работы с дошкольниками принята 3-частная форма занятия. Вводная часть обеспечивает организацию детей, активизацию внимания, подготовку организма к выполнению более сложных упражнений (строевые упражнения, ходьба обычная, корригирующая и с заданиями, бег). Основная часть состоит из общеразвивающих упражнений (ОРУ), основных видов движений (или спортивных упражнений) и подвижной игры. Заключительная часть обеспечивает переход от интенсивных движений к спокойным (малоподвижные игры, спокойная ходьба, упражнения на релаксацию). Кроме традиционного, смешанного типа занятий, в последнее время получили распространение следующие типы: игровое, сюжетно-игровое, тренировочное, с использованием тренажеров, ритмическая гимнастика, занятие по интересам, тематическое, комплексное, контрольно-проверочное, занятие-поход и т. д. Ф. з. проводятся с детьми, начиная с 2-летнего возраста (2 раза в неделю). С 5-ти лет — 3 раза (одно из них проводится на воздухе за счет часов прогулки). При наличии бассейна Ф. з. проводятся ежедневно (2 из них — по плаванию подгруппами по 8-10 детей). Занятия проводятся в первой половине дня в составе всей или 1/2 группы детей. Длительность физкультурных занятий: для детей 2-3 лет — 10-15 минут; 3-4 лет— 15-20 минут; 4-5 лет— 20-25 минут; 5-6 лет — 25-30 минут.
Физкультурные праздники — форма организации физического воспитания дошкольников; проводятся 2 раза в год с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В программу Ф. п. включают общеразвивающие упражнения с предметами, разнообразные игры с элементами соревнования, танцевальные движения, аттракционы, сюрпризные моменты. Задания предлагаются детям в занимательной форме. В процессе их выполнения каждому ребенку дается возможность продемонстрировать свои умения в беге, прыжках, метании и других упражнениях; проявить быстроту, находчивость, ловкость, сообразительность, смелость, решительность, коллективистские навыки.
Физкультурный досуг — форма организации физического воспитания дошкольников; проводится 1 раз в месяц, начиная со второй младшей группы. Для Ф. д. подбирают знакомые детям физические упражнения, а также подвижные, спортивные игры и игры-забавы, аттракционы, элементы танцев, игры с пением, хороводы.
Физкультурный зал — спортивное помещение, предназначенное для проведения физкультурных занятий и организации досуговой деятельности детей. В развивающую предметную среду Ф. з. входят спортивные снаряды, спортивный инвентарь, модули. Для формирования эмоционального настроя детей на участие в физкультурных занятиях рекомендуется использовать спокойную и тонизирующую музыку, атрибуты для проведения подвижных игр.
Форма физических упражнений представляет собой внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура характеризуется взаимосвязью различных процессов в организме во время выполнения упражнения. Внешняя структура — это видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных, динамических параметров движения. Содержание и форма физических упражнений взаимосвязаны/
Формы траектории бывают прямолинейные и криволинейные. Прямолинейные движения применяются, когда требуется развивать наибольшую скорость какой-либо частью тела на коротком пути (удар по подвешенному мячу). Криволинейные движения не требуют затраты дополнительных мышечных усилий для преодоления инерции тела, поэтому они используются чаще. Сложность траектории зависит от движущейся массы тела: чем она больше, тем форма проще, например, движения руки разнообразнее, чем ноги.
Экономные движения — движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимыми затратами энергии.