ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО В 4 КЛАССЕ
ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Подготовила
учитель начальных классов
Гудина Марина Николаевна
2020 год
ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ « ЯЗЫК И РЕЧЬ»
ЯЗЫК – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
РЕЧЬ – это способность говорить, говорение, звучащий язык.
Речь бывает УСТНАЯ (слышим и говорим) и ПИСЬМЕННАЯ (читаем и пишем).
ДИАЛОГ – разговор двух и более человек.
МОНОЛОГ - Речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.
Особенности устной речи:
-
более простая, предложения короткие; -
некоторые слова заменяются жестами; -
яркая, эмоциональная.
Особенности письменной речи:
-
строгие правила и сложные выражения; -
больше времени для построения высказывания.
Важнейшее условие общения – знание правил речевого этикета. Эти правила помогают человеку достичь целей в общении.
ЗАДАНИЯ
1. Расставьте предложения в правильном порядке, чтобы получился текст:
-
Оказалось, что кожа дельфина состоит из двух слоёв, между которыми находится эластичная губчатая прокладка. -
Дельфин, двигаясь с огромной скоростью, не образует вихревых течений, которые тормозят движение. -
Такое строение кожи, видимо, позволяет дельфину гасить скорость колебания воды при движении. -
Почему же вокруг подводной лодки, формой напоминающей тело дельфина, эти течения есть?
2. Прочитай отрывок из басни Ивана Андреевича Крылова. Вставь
пропущенные буквы.
«Г..лубушка, как х..р..ша! Ну что за шейка, что за гла..ки!
Р..ссказывать, так право, ска..ки! Какие перы..ки! Какой н..сок!
И, верно, ангел..ский быть должен г..л..сок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, с..стрица,
При крас..те такой и петь ты м..стерица,
— Ведь ты б у нас была царь-птица!»
ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ « ТЕКСТ»
ТЕКСТ – это высказывание в котором два и более предложений, связанных по смыслу и грамматически и объединённых общей темой. Текст имеет тему и главную мысль. Текст можно озаглавить.
Тема текста - это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. П
Главная мысль – то, что хотел донести до нас автор текста.
ЗАДАНИЯ
1.Составь из слов предложения и запиши получившийся текст, озаглавь его. При списывании расставляй нужные знаки препинания и пропущенные буквы. Определи тип текста, тему и главную мысль.
ос…ни, дни, х…лодные, наступили;
в, плавали. жёлтые, лужах, листья;
н..бу, низкие, п…лзли, по, тучи;
послышался, птичий, вдруг, крик;
поднял, журавлей, увидел, гол…ву, и, я;
над, покружили, (В, в)олгой, горизонтом, за, скрылись, птицы, и;
ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ « ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слова или словосочетания, связанные по смыслу и грамматически, в предложении есть грамматическая основа. В конце предложения обязательно стоит знак препинания(точка, троеточие, вопросительный, восклицательный знак). Каждое новое предложение пишется с большой буквы!
В некоторых предложениях могут встречаться обращения. ОБРАЩЕНИЕ всегда на письме выделяется запятой!
Предложения бывают:
- простыми (одна грамматическая основа ) и сложными (две и более грамматических основ);
- распространёнными (содержат второстепенные члены предложения) и нераспространёнными(содержат только главные члены предложения).
По интонации предложения бываю восклицательными(!) и невосклицательными(.?...)
ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ- это подлежащее и сказуемое.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ – главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? и указывает на то о чём или ком говорится в предложении.
Сказуемое – главный член предложения, который отвечает на вопрос что делает и указывает на действие подлежащего.
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «« ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»
1.Найдите границы предложений. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Будьте внимательны: в тексте есть предложения с однородными членами.
Пришла в…сна со…нце свет…т ярко с крыш ч…стая капель пада…т на земле разлились огромные лужи а что это за шум доносится из сквера да это вороб…и расселись по веткам крылышки топорщат наскакивают друг на друга чирикают.
2. Прочитайте текст. Определите границы предложений, расставьте знаки. Озаглавьте текст. Спишите текст. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Определи тип каждого предложения.
Вечер тишина на небе зажигаются первые звёздочки река потемнела деревья стали казатьсявеликанами но что это кто нарушил вечернюю тишину чей голос раздался в тиши.
3. Составьте из данных предложений два сложных. Запишите, расставляя запятые.
Из-за сопки показались ученики. Впереди шёл учитель. Они шли к парку. Там будет праздник.
4 Спишите. Устно разделите сложные предложения на простые. Подчеркните главные члены предложения.
Стоят суровые морозы, реки одеты ледяным покровом. Январский лес спит, ёлочки спрятались в снегу.
-
Сделай синтаксический разбор предложения из задания 4 по схеме.
Пример
Прилаг. Сущ. Нар. Гл. Пр. Сущ.
Плакучая ива печально смотрит в воду. ( Повеств., невоскл., прост., распр.)
ива (какая?) плакучая
смотрит (как?) печально смотрит (куда?) в воду
Алгоритм синтаксического разбора предложения 4
-
Записываю предложение. -
По цели высказывания это предложение:
- повествовательное, т.к. содержит повествование, сообщение;
- вопросительное, т.к. содержит вопрос;
- побудительное, т.к. содержит побуждение к действию, приказ или просьбу.
3. По эмоциональной окраске, интонации это предложение:
- восклицательное, т.к. произносится с особым чувством, с повышенной интонацией;
- невосклицательное, т.к. произносится без особого чувства.
4. Найду грамматическую основу, главные члены предложения.
- Кто? Что? - …это подлежащее, подчёркиваю одной чертой, выражено именем существительным, местоимением.
- Что делает? - …это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами, выражено глаголом (именем существительным).
5. По количеству грамматических основ это предложение:
- простое, т.к. одна грамматическая основа;
- сложное, т.к. две и более грамматических основ.
6. По составу грамматической основы это предложение:
- двусоставное, т.к. есть подлежащее и сказуемое;
- односоставное, т.к. есть только подлежащее или только сказуемое.
7. По наличию второстепенных членов это предложение:
- распространённое, т.к. есть второстепенные члены предложения;
- нераспространённое, т.к. нет второстепенных членов предложения.
8. Это предложение:
- осложнено, т.к. есть однородные члены предложения, обращения и т.д.
- не осложнено, т.к. нет однородных членов предложения, обращений.
9. Выписываю словосочетания (ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ)
-
Прочитай предложения. Найди обращения, поставь знаки препинания. Вставь пропущенные буквы.
Расскажи мне ска…ку милая мамоч…ка!
Игорь как ты сможешь помочь?
Галина Петровна выслушайте сначала.
Нет, это совсем другое море Машен…ка.
Милая м…я подру…ка мы будем бр…сать дру… другу мячик.
П…ссажиры будьте осторожны при вых…де из последнего вагона!
-
Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите в столбик все возможные простые словосочетания, укажите главное и зависимое слово.
Городок наш Арзамас был тихий пров..нциальный весь в садах огороже..ых ветхими пок..сивш..мися заборами.Сады пр..мыкая один к другому образовывали (в)доль улиц сплош.. зелё..ые ма(с,сс)ивы (не)угомо..о зв..невшие пересвистами с..ниц и щеглов сн..гирей и м..линовок.Что(бы) мать отпустила на улицу Васька (не)давно заболевший простудой выпил воды и тихонько запел пес..ню которую слышал летом от пр..езжих комсомольцев.
ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»
Словосочетание — это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончания или окончания и предлога ,или только по смыслу:
Словосочетание называет предметы, действия и их признаки более точно, конкретно, чем слово.
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
Главное — это слово, от которого ставится вопрос к зависимому:
По своему строению и значению словосочетания бывают
разными. Они могут состоять из:
1. имени существительного и имени прилагательного,
двух имён существительных с предлогом и обозначать
предмет и его признак:
- большой стол, зимнее утро, стол из дерева, книга для записей;
2. глагола и имени существительного и обозначать действие и предмет, который с ним связан:
- клеить обои, писать письмо, встретить друга;
3. глагола и наречия и обозначать действие и его признак:
- петь громко, смотреть далеко, шагать быстро.
Запомните! Подлежащие и сказуемое словосочетание не образуют.
ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Однородные члены предложения – это члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. В предложении они относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены предложения могут быть представлены любой самостоятельной частью речи (существительным, глаголом, прилагательным и т. д.) и указывать на предмет, признак, действие или обстоятельство.
В качестве однородных могут выступать любые члены предложения.
Чтобы найти в предложении однородные члены, необходимо:
-
Выделить главные и второстепенные члены предложения; -
Определить, какие члены предложения отвечают на один вопрос и относятся к одному слову; -
Проверить, связаны ли они сочинительной или бессоюзной связью (произносятся ли с интонацией перечисления).
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЯ»
1. Прочитай текст. Расставь, где нужно, запятые. Разбери предложения по членам.