Файл: Акобян Элен 1941 Ответы на задание 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Акобян Элен 1941

Ответы на задание 2

№ 1. Формирование «московской» и «петербургской» школ в русской историографии конца XIX века.

К концу XIX века завершилось формирование Московской школы историков, берущей свое начало от западников Т.Н. Грановского и С.М. Соловьева. Учредительной основой Московской школы послужил историко-филологический факультет Московского университета, где В.О. Ключевский, его ученики и ученики его учеников получили профессиональное образование, закончили магистратуру и частью сделали свою научную карьеру.

    Первыми вопрос о существовании отдельной Московской школы поставили ученики В.О. Ключевского, идентифицировавшие себя в качестве его научных преемников. Словосочетания – «школа московских русских историков», «наше московское направление», «московская школа Ключевского» - зазвучат в постреволюционной риторике московских историков. В политической эмиграции о феномене «школы Ключевского» независимо от учеников Ключевского обмолвится известный мыслитель Георгий Федотов. По его словам, школа Ключевского насчитывала десятки имен ведущих московских и петербургских историков.

Петербургская научная школа в русской историографии сформировалась во второй половине XIX века, а наиболее полно воплотилась в университетском и академическом коллективах, сложившихся окончательно в десятилетие между революциями. В рядах этой историографической школы находилась целая плеяда выдающихся русских историков конца XIX - начала XX веков: К.Н. Бестужев-Рюмин, С.Ф. Платонов, Н.П. Павлов-Сильванский, А.С. Лаппо-Данилевский, А.Е. Пресняков и многие другие.

Один из ярких представителей петербургской школы Пресняков определял ее характерную черту “как научный реализм, сказывающийся в конкретном обращении к источнику и факту вне зависимости от историографической традиции", в восстановлении прав источника и факта, получающих более полное и существенное значение вне подчинения их анализа какой-либо заранее установленной схеме, вне социологического догматизма, вредящего критическому отношению к источникам.

Современные специалисты в области историографии, при попытке выявить различия между московской и петербургской историческими школами, в первую очередь делают упор на изучении особенностей в методологии и методике исторического исследования. Традиционно указывается следующие особенности.


У петербургской школы «русских историков»: 1) анализ исторической реальности «от источника», отсюда активное развитие источниковедения как особой научно-исторической дисциплины, культивирование источниковедческого подхода, развитие вспомогательных исторических дисциплин; 2) акцент на тщательном анализе фактической стороны, отказ от априорного теоретизирования; 3) источниковедческий характер исследований вызывал заметный интерес к гносеологическим проблемам исторической науки; 4) благодаря наличию общероссийских центров публикации источников в Петербурге (Археографическая комиссия и Постоянная историческая комиссия), естественным было повышенное внимание к археографии; 5) стремление дистанцироваться от активной политической жизни; 6) аморфность сообщества «русских» историков Петербургского университета, наличие двух ярко выраженных лидеров: С.Ф. Платонова и А.С. Лаппо-Данилевского.

У московской школы: 1) изучение истории, отталкиваясь от проблем, а не от наличных источников; 2) более заметная концептуализация полученных данных, нежели у петербургских коллег, развитие «исторической социологии» (концепция В.О. Ключевского); 3) отсутствие активной археографической работы, «археография для себя» (термин С.В. Чиркова18); 4) активная политическая позиция, полноценное участие в политической жизни (партиях, общественных организациях и т.д.); 5) наличие ярко выраженного лидера в лице В.О. Ключевского, воспитавшего не одно поколение исследователей.

Это привело к наличию общей концепции русской истории (колонизация как главный фактор, классовый подход, акцент на социально-экономических проблемах с учетом государственно-правовых факторов и т.д.). Фактически ученики В.О. Ключевского (за исключением П.Н. Милюкова и Н.А. Рожкова, которые попытались разработать собственные теории) дополняли схему учителя конкретно-историческими изысканиями. Как следствие, отличительной чертой московской исторической школы была последовательность в выборе тем исследования. Диссертации учеников Ключевского

, как правило, были продолжением работ их предшественников, составляя стройную череду последовательного раскрытия ключевых проблем русской истории.

№ 2. Октябрьская революция - переворот в исторической науке (1917 – 1920 гг). Провозглашение марксизма в советской России единственной основой исторической науки.

Октябрьская революция оказала большое влияние и на историческую науку.

Термин «советская историография» в целом отражает принадлежность этого направления исторического знания к определенной идеологии - марксизмуленинизму. Рассматриваемый этап (1917 г. – начало 1930-х гг.) Был периодом становления советской историографии, для которого характерно:

  • Противоборство марксистского и немарксистского направлений в историографии, итогом которого стало вытеснение историков «старой школы»;

  • Кардинальное преобразование организационных основ исторического знания;

  • Подготовка историков-марксистов и их консолидация;

  • Складывание новой проблематики и перемещение исследовательского интереса в сферу социально-экономических отношений, классовой борьбы и революционных движений;

  • Начало утверждения культа личности И.В. Сталина и первые репрессии против историков.

Марксистско-ленинская историография превратилась в главенствующее, а затем единственное направление в советской исторической науке. В свою очередь, внутри исторической отрасли организационно выделились два основных направления - история партии и история РСФСР (СССР). При этом именно историко-партийное направление призвано было создать марксистскую версию истории России.

Начало становления официальной марксистской историографии принято отсчитывать с решения Совнаркома РСФСР от 25 мая 1918 г. О переводе и издании материалистической и, прежде всего, марксистской литературы. В этом же году были выпущены первая популярная биография В.И. Ленина и работа Ю.О. Мартова «История российской социалдемократии». В 1918-1922 гг. было предпринято издание собрания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса под редакцией И.И. Скворцова-Степанова, а в апреле 1920 г. IX съезд партии принял резолюцию об издании Полного собрания сочинений Ленина. С 1921 г. начал выходить и первый марксистский журнал «Пролетарская революция». Постепенно складывается историческая «лениниана».


Предмет историографии как исторической науки заключается в изучении способов, методов и направлений исследования исторической науки, а также в оценке и интерпретации различных историографических традиций и школ мысли. Историография позволяет изучать эволюцию и развитие исторической науки, а также ее вклад в культуру и общество. В этом контексте историография является важным инструментом для понимания прошлого и настоящего, а также для формулирования научных гипотез и теорий в области истории.