Файл: Этика, медицина и деонтология. Исторические модели медицинской этики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ЭТИКА»
Методические указания для обучающихся


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема: Этика, медицина и деонтология. Исторические модели медицинской этики

Цели занятия:

- дать представление об основных моделях медицинской этики;

- рассмотреть международные и российские этические и правовые документы по данной теме.

Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.

Вопросы для подготовки по теме:

  1. Модель Гиппократа и проблема доверия к профессии.

  2. Христианские ценности милосердия, сострадания и деятельной любви в модели Парацельса.

  3. Деонтологическая модель. Н.Н. Петров о медицинской (хирургической) деонтологии.

  4. Биоэтика как современная форма профессиональной этики врача.

Документы: Всеобщая декларация прав человека, Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека, Женевская декларация Всемирной Медицинской Ассоциации, Международный кодекс медицинской этики, Клятва Гиппократа, Этический кодекс врача России, Клятва врача.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения обучающимися:

  1. Восточные этические традиции в медицине: Аюрведа

  2. Восточные этические традиции в медицине: китайская медицина

  3. Становление медицинской этики в России.


Тема: Биоэтика и традиционная религиозная мораль

Цели занятия:

- рассмотреть отношения религиозных систем к основным вопросам биоэтики и показать связь медицинской этики и религиозной морали;

- рассмотреть международные и российские этические и правовые документы по данной теме.

Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.

Вопросы для подготовки по теме:

  1. Биоэтика и буддизм

  2. Биоэтика и иудаизм

  3. Биоэтика и христианство

  4. Биоэтика и ислам

Документы: Основы социальной концепции Русской православной церкви, Исламский Кодекс медицинской этики.
Тема: Основные этические теории и биоэтика

Цели занятия:

- проанализировать взаимоотношение морали и права;

- рассмотреть содержание основных этических теорий в биомедицинском контексте.

Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.


Вопросы для подготовки по теме:

  1. Основные этические теории в биомедицинском контексте: утилитаризм.

  2. Основные этические теории в биомедицинском контексте: деонтологическая концепция И.Канта.

  3. Основные этические теории в биомедицинском контексте: теория моральных обязательств prima facie У.Д.Росса.

  4. Основные этические теории в биомедицинском контексте: западный светский либерализм.


Тема: Этические нормы во взаимоотношении фармацевтического работника с врачами, коллегами, потребителями

Цели занятия:

- изучить основные правила и принципы биоэтики в медицине;

- разобрать основные модели взаимоотношений «врач – пациент»;

- рассмотреть международные и российские этические и правовые документы по данной теме.

Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.

Вопросы для подготовки по теме:

  1. Основные правила и принципы биоэтики в медицине. Толерантность как социально значимая ценность.

  2. Новые модели взаимоотношений врача и пациента: модель технического типа, модель сакрального типа, модель коллегиального типа, модель контрактного типа (по Р.Витчу).

  3. Основные права пациентов. Права и обязанности врачей. Права и обязанности провизора и фармацевта. Основные документы, регулирующие данные отношения.

Документы: ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины совета Европы, Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения, Декларация о независимости и профессиональной свободе врача, Лиссабонская декларация о правах пациента, Декларация о правах человека и свободе личности практикующих врачей, Мадридская декларация о профессиональной автономии и самоуправлении врачей, Европейская хартия пациентов, Этический кодекс врача России, Этический кодекс фармацевтического работника России

Вопросы по теме для самостоятельного изучения их обучающимися:

  1. Милосердие для бедствующих: войны, катастрофы, тюремное заключение, смертная казнь, объявившие голодовку.

  1. Морально-правовая парадигма в здравоохранении.


Тема: Этические проблемы проведения медицинского исследования

Цели занятия:

- выяснить значение, роль и функции этических комитетов в области здравоохранения;



- рассмотреть современные этические принципы медико-биологических исследований на человеке и на животных;

- рассмотреть международные и российские этические и правовые документы по данной теме.

Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.

Вопросы для подготовки по теме:

  1. Исторический и философский контекст проблемы экспериментов на человеке в медицине. Смена этических принципов и специфика медико-биологических исследований на человеке в XX веке.

  2. Этические комитеты. Структура, функции.

  3. Правовые и этические принципы проведения клинических исследований и экспериментов на человеке. Международные документы, регламентирующие эксперименты с участием человека. Российские законодательные акты.

  4. Особенности морально-этических принципов проведения исследований на животных. Правовые аспекты.

Документы: ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ФЗ РФ «Об обращении лекарственных средств», Нюрнбергский кодекс, Хельсинская декларация, Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины совета Европы, Дополнительный протокол к Конвенции о правах человека и биомедицине в области биомедицинских исследований, Международные рекомендации по проведению медико-биологических исследований с использованием животных.
Тема: Этические проблемы вмешательств в репродукцию человека: аборт, контрацепция, стерилизация

Цели занятия:

- рассмотреть консервативную, умеренную и либеральную позиции по вопросу медицинского выкидыша.

- рассмотреть международные и российские этические и правовые документы по данной теме.

Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.

Вопросы для подготовки по теме:

  1. Проблема определения начала человеческой жизни: медико-биологический и этико-философский подходы. Моральный статус эмбриона.

  2. Этико-медицинские проблемы аборта. История формирования законодательства о плодоизгнании. Социально-политические аспекты проблемы аборта.

  3. Морально-этические проблемы контрацепции и стерилизации.

Документы: ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Декларация о медицинских абортах, Заявление о праве женщины на использование контрацепции, Кодекс профессиональной этики врача-акушера-гинеколога России.

Тема: Этико-правовые аспекты новых репродуктивных технологий

Цели занятия:

- показать этико-правовые аспекты новых репродуктивных технологий;

- рассмотреть международные и российские этические и правовые документы по данной теме.

Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.

Вопросы для подготовки по теме:

  1. Новые репродуктивные технологии: инсеминация, экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство.

  2. Проблемы этико-правового регулирования репродуктивных технологий в России.

  3. Новые репродуктивные технологии и проблема идентичности личности.

Документы: ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Семейный кодекс РФ, Заявление об искусственном оплодотворении и трансплантации эмбрионов
Тема: Этические и правовые аспекты эвтаназии

Цели занятия:

- раскрыть этические и юридические аспекты эвтаназии;

- рассмотреть международные и российские этические и правовые документы по данной теме.

Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.

Вопросы для подготовки по теме:

  1. Понимание смерти и умирания в различных культурно-философских традициях.

  2. Определение, виды и формы эвтаназии.

  3. Проблема соотношения суицида и эвтаназии.

  4. Паллиативная медицина. Основные этические принципы паллиативной медицины.

Документы: ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Декларация об эвтаназии, Заявление о пособничестве врачей при самоубийствах
Тема: Морально-правовые проблемы трансплантации органов и тканей

Цели занятия:

- показать этические и правовые принципы трансплантологии;

- рассмотреть международные и российские этические и правовые документы по данной теме.

Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.

Вопросы для подготовки по теме:

  1. Проблема критериев смерти человека и морально-мировоззренческое понимание личности. Проблема «смерти мозга».

  2. Основные этические проблемы трансплантации. Этические принципы эксплантации органов и тканей у трупа.

  3. Этические и правовые аспекты ксенотрансплантации.

Документы: ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ФЗ РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», Декларация о трансплантации человеческих органов, Заявление о торговле живыми органами, Резолюция по вопросам поведения врачей при осуществлении трансплантации человеческих органов,
Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины совета Европы
Тема: Этические проблемы генных технологий

Цели занятия:

- рассмотреть этические аспекты медицинской генетики;

- рассмотреть консервативную, умеренную и либеральную позиции по вопросу евгенических попыток улучшения генофонда населения.

- рассмотреть международные и российские этические и правовые документы по данной теме.

Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.

Вопросы для подготовки по теме:

  1. Этические принципы медицинской генетики. Терапевтическая и прогностическая медицина – смена парадигм.

  2. Вопросы этики и клонирование.

  3. Евгеника. Либеральная и консервативная оценка возможностей изменения и (или) улучшения природы человека.

Документы: ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ФЗ РФ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», Всеобщая декларация о геноме человека и о правах человека, Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины совета Европы
Тема: Биоэтические проблемы в онкологии

Цели занятия:

- формирование знаний об этике и деонтологии при работе с онкопациентами, взаимоотношениях с пациентами и их родственниками

- рассмотреть международные и российские этические и правовые документы по данной теме.

Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.

Вопросы для подготовки по теме:

  1. Этические принципы в профессиональной деятельности онколога.

  2. Психологические проблемы в современной онкологии. Канцерофобия.

Документы: ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Тема: Этико-правовые основы психиатрии и психотерапии

Цели занятия:

- рассмотреть этические и правовые аспекты оказания психиатрической помощи;

- рассмотреть международные и российские этические и правовые документы по данной теме.

Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.

Вопросы для подготовки по теме:

  1. Психопатология и культура. Значение социокультурного контекста для психиатрии и психотерапии. «Образ человека» и понятие «болезнь» в психиатрии.

  2. Этические и правовые проблемы оказания психиатрической помощи.

  3. Права пациента, находящегося в психиатрическом стационаре.