Файл: Этика, медицина и деонтология. Исторические модели медицинской этики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ЭТИКА»
Методические указания для обучающихся
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема: Этика, медицина и деонтология. Исторические модели медицинской этики
Цели занятия:
- дать представление об основных моделях медицинской этики;
- рассмотреть международные и российские этические и правовые документы по данной теме.
Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
-
Модель Гиппократа и проблема доверия к профессии. -
Христианские ценности милосердия, сострадания и деятельной любви в модели Парацельса. -
Деонтологическая модель. Н.Н. Петров о медицинской (хирургической) деонтологии. -
Биоэтика как современная форма профессиональной этики врача.
Документы: Всеобщая декларация прав человека, Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека, Женевская декларация Всемирной Медицинской Ассоциации, Международный кодекс медицинской этики, Клятва Гиппократа, Этический кодекс врача России, Клятва врача.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения обучающимися:
-
Восточные этические традиции в медицине: Аюрведа -
Восточные этические традиции в медицине: китайская медицина -
Становление медицинской этики в России.
Тема: Биоэтика и традиционная религиозная мораль
Цели занятия:
- рассмотреть отношения религиозных систем к основным вопросам биоэтики и показать связь медицинской этики и религиозной морали;
- рассмотреть международные и российские этические и правовые документы по данной теме.
Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
-
Биоэтика и буддизм -
Биоэтика и иудаизм -
Биоэтика и христианство -
Биоэтика и ислам
Документы: Основы социальной концепции Русской православной церкви, Исламский Кодекс медицинской этики.
Тема: Основные этические теории и биоэтика
Цели занятия:
- проанализировать взаимоотношение морали и права;
- рассмотреть содержание основных этических теорий в биомедицинском контексте.
Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
-
Основные этические теории в биомедицинском контексте: утилитаризм. -
Основные этические теории в биомедицинском контексте: деонтологическая концепция И.Канта. -
Основные этические теории в биомедицинском контексте: теория моральных обязательств prima facie У.Д.Росса. -
Основные этические теории в биомедицинском контексте: западный светский либерализм.
Тема: Этические нормы во взаимоотношении фармацевтического работника с врачами, коллегами, потребителями
Цели занятия:
- изучить основные правила и принципы биоэтики в медицине;
- разобрать основные модели взаимоотношений «врач – пациент»;
- рассмотреть международные и российские этические и правовые документы по данной теме.
Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
-
Основные правила и принципы биоэтики в медицине. Толерантность как социально значимая ценность. -
Новые модели взаимоотношений врача и пациента: модель технического типа, модель сакрального типа, модель коллегиального типа, модель контрактного типа (по Р.Витчу). -
Основные права пациентов. Права и обязанности врачей. Права и обязанности провизора и фармацевта. Основные документы, регулирующие данные отношения.
Документы: ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины совета Европы, Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения, Декларация о независимости и профессиональной свободе врача, Лиссабонская декларация о правах пациента, Декларация о правах человека и свободе личности практикующих врачей, Мадридская декларация о профессиональной автономии и самоуправлении врачей, Европейская хартия пациентов, Этический кодекс врача России, Этический кодекс фармацевтического работника России
Вопросы по теме для самостоятельного изучения их обучающимися:
-
Милосердие для бедствующих: войны, катастрофы, тюремное заключение, смертная казнь, объявившие голодовку.
-
Морально-правовая парадигма в здравоохранении.
Тема: Этические проблемы проведения медицинского исследования
Цели занятия:
- выяснить значение, роль и функции этических комитетов в области здравоохранения;
- рассмотреть современные этические принципы медико-биологических исследований на человеке и на животных;
- рассмотреть международные и российские этические и правовые документы по данной теме.
Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
-
Исторический и философский контекст проблемы экспериментов на человеке в медицине. Смена этических принципов и специфика медико-биологических исследований на человеке в XX веке. -
Этические комитеты. Структура, функции. -
Правовые и этические принципы проведения клинических исследований и экспериментов на человеке. Международные документы, регламентирующие эксперименты с участием человека. Российские законодательные акты. -
Особенности морально-этических принципов проведения исследований на животных. Правовые аспекты.
Документы: ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ФЗ РФ «Об обращении лекарственных средств», Нюрнбергский кодекс, Хельсинская декларация, Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины совета Европы, Дополнительный протокол к Конвенции о правах человека и биомедицине в области биомедицинских исследований, Международные рекомендации по проведению медико-биологических исследований с использованием животных.
Тема: Этические проблемы вмешательств в репродукцию человека: аборт, контрацепция, стерилизация
Цели занятия:
- рассмотреть консервативную, умеренную и либеральную позиции по вопросу медицинского выкидыша.
- рассмотреть международные и российские этические и правовые документы по данной теме.
Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
-
Проблема определения начала человеческой жизни: медико-биологический и этико-философский подходы. Моральный статус эмбриона. -
Этико-медицинские проблемы аборта. История формирования законодательства о плодоизгнании. Социально-политические аспекты проблемы аборта. -
Морально-этические проблемы контрацепции и стерилизации.
Документы: ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Декларация о медицинских абортах, Заявление о праве женщины на использование контрацепции, Кодекс профессиональной этики врача-акушера-гинеколога России.
Тема: Этико-правовые аспекты новых репродуктивных технологий
Цели занятия:
- показать этико-правовые аспекты новых репродуктивных технологий;
- рассмотреть международные и российские этические и правовые документы по данной теме.
Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
-
Новые репродуктивные технологии: инсеминация, экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство. -
Проблемы этико-правового регулирования репродуктивных технологий в России. -
Новые репродуктивные технологии и проблема идентичности личности.
Документы: ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Семейный кодекс РФ, Заявление об искусственном оплодотворении и трансплантации эмбрионов
Тема: Этические и правовые аспекты эвтаназии
Цели занятия:
- раскрыть этические и юридические аспекты эвтаназии;
- рассмотреть международные и российские этические и правовые документы по данной теме.
Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
-
Понимание смерти и умирания в различных культурно-философских традициях. -
Определение, виды и формы эвтаназии. -
Проблема соотношения суицида и эвтаназии. -
Паллиативная медицина. Основные этические принципы паллиативной медицины.
Документы: ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Декларация об эвтаназии, Заявление о пособничестве врачей при самоубийствах
Тема: Морально-правовые проблемы трансплантации органов и тканей
Цели занятия:
- показать этические и правовые принципы трансплантологии;
- рассмотреть международные и российские этические и правовые документы по данной теме.
Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
-
Проблема критериев смерти человека и морально-мировоззренческое понимание личности. Проблема «смерти мозга». -
Основные этические проблемы трансплантации. Этические принципы эксплантации органов и тканей у трупа. -
Этические и правовые аспекты ксенотрансплантации.
Документы: ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ФЗ РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», Декларация о трансплантации человеческих органов, Заявление о торговле живыми органами, Резолюция по вопросам поведения врачей при осуществлении трансплантации человеческих органов,
Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины совета Европы
Тема: Этические проблемы генных технологий
Цели занятия:
- рассмотреть этические аспекты медицинской генетики;
- рассмотреть консервативную, умеренную и либеральную позиции по вопросу евгенических попыток улучшения генофонда населения.
- рассмотреть международные и российские этические и правовые документы по данной теме.
Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
-
Этические принципы медицинской генетики. Терапевтическая и прогностическая медицина – смена парадигм. -
Вопросы этики и клонирование. -
Евгеника. Либеральная и консервативная оценка возможностей изменения и (или) улучшения природы человека.
Документы: ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ФЗ РФ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», Всеобщая декларация о геноме человека и о правах человека, Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины совета Европы
Тема: Биоэтические проблемы в онкологии
Цели занятия:
- формирование знаний об этике и деонтологии при работе с онкопациентами, взаимоотношениях с пациентами и их родственниками
- рассмотреть международные и российские этические и правовые документы по данной теме.
Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
-
Этические принципы в профессиональной деятельности онколога. -
Психологические проблемы в современной онкологии. Канцерофобия.
Документы: ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Тема: Этико-правовые основы психиатрии и психотерапии
Цели занятия:
- рассмотреть этические и правовые аспекты оказания психиатрической помощи;
- рассмотреть международные и российские этические и правовые документы по данной теме.
Учебная карта занятия: Устный опрос по вопросам темы.
Вопросы для подготовки по теме:
-
Психопатология и культура. Значение социокультурного контекста для психиатрии и психотерапии. «Образ человека» и понятие «болезнь» в психиатрии. -
Этические и правовые проблемы оказания психиатрической помощи. -
Права пациента, находящегося в психиатрическом стационаре.