Файл: Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по ен. 02 Экологические основы природопользования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение

к ОПОП-П по профессии

35.02.16 Эксплуатация и ремонт

сельскохозяйственной техники и оборудования

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ




2023


  1. Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по ЕН.02 «Экологические основы природопользования» для обучающихся специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» разработаны в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования и рабочей программой.

Учебным планом и рабочей программой по ЕН.02 «Экологические основы природопользования» предусмотрен объём образовательной программы 48 часов, из них 36 часов аудиторных занятий, включая практические занятия, 12 часов отведено на внеаудиторную самостоятельную работу.

Продолжительность занятия указывается в каждой работе.

Внеаудиторная самостоятельная работа – это планируемая учебная, учебно- исследовательская работа, выполняемая обучающимися во внеаудиторное время по заданию и при руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся:

- является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, опытом творческой, исследовательской деятельности. Такая работа способствует развитию самостоятельности, инициативности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня, самосовершенствованию и самореализации.

Выполнение обучающимися самостоятельных работ направлено на:

- систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развитие познавательных способностей обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений.


Методические рекомендации включают в себя:

- цель задания;

- содержание заданий;

- время выполнения заданий;

- требования к форме и содержанию отчетных материалов;

- рекомендации по выполнению заданий;

- критерии оценки качества выполнения работы;

- список рекомендуемой учебной литературы и Internet-источников.

В качестве форм и методов контроля самостоятельной работы обучающихся являются письменные работы, экспресс-опросы на аудиторных занятиях, заслушивание сообщений или просмотр презентаций, представление исследовательских работ.

2. Формы внеаудиторной самостоятельной работы

п/п

Раздел из рабочей программы УД

Форма внеаудиторной работы (с указанием конкретной темы)

Объем часов

1


Раздел 1. Особенности взаимодействия природы и общества.

Составление глоссария по основным экологическим понятиям.

2

Составление диаграмм

Методика изучения рационального использования и мониторинг недр, земельных ресурсов.

2

Подготовить сообщение по теме:

Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в ХМАО-Югре.

2

2

Раздел 2. Охрана окружающей среды.

Составить кроссворд «Экологические катастрофы России»

2

Создание презентации на тему: «Особо охраняемые природные территории ХМАО-Югры»

2

Составить сравнительную таблицу:

« Методика изучения рационального использования и мониторинг атмосферного воздуха, водных ресурсов»


2

Итого

12

3. Критерии и показатели оценки выполнения форм внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося

Внеаудиторная самостоятельная работа: Составление глоссария по основным экологическим понятиям.

Методические рекомендации по составлению глоссария.
Глоссарий - это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой.



Вам понадобятся:

1.Учебная литература,

2Тетрадь

3.Карандаш и линейка

4.Выделители текста.

Этапы работы над глоссарием:

1. Для начала внимательно прочитайте и ознакомьтесь со своей работой. Наверняка, вы встретите в ней много различных терминов, которые имеются по данной теме.

2. После того, как вы определили наиболее часто встречающиеся термины, вы должны составить из них список. Слова в этом списке должны быть расположены в строго алфавитном порядке, так как глоссарий представляет собой не что иное, как словарь специализированных терминов.

3. После этого начинается работа по составлению статей глоссария. Статья глоссария - это определение термина. Она состоит из двух частей:

1. точная формулировка термина в именительном падеже;

2. содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина.

.При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:

- стремитесь к максимальной точности и достоверности информации;

- старайтесь указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов. В случае употребления такового, давайте ему краткое и понятное пояснение;

- излагая несколько точек зрения в статье по поводу спорного вопроса, не принимайте ни одну из указанных позиций. Глоссария - это всего лишь констатация имеющихся фактов;

- также не забывайте приводить в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;

- при желании в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы

Цель выполнения задания: ознакомиться с основными терминами «Экологических основ природопользования», научиться ими аперировать при построении устной и письменной речи.

Методические указания к выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы.

Составление глоссария по основным экологическим понятиям.

В данной самостоятельной работе должны быть даны определения таким основным понятиям как:

• Антропогенное воздействие;

• Абиотические факторы;

• Биотические факторы;

• Экологизация производства;

• Экологическая безопасность;

• Биологические часы;

• Экологическая система;

• Биогеоценоз;

• Биоценоз;

• Закон;

• Кадастр;

• Биогеохимический круговорот, или биогеохимические циклы;

• Мониторинг;

• Экологический паспорт;

• Экологическое право.

Для составления глоссария вы можете использовать словари и учебники из internet. Для получения высокой оценки выписывается несколько вариантов определения и возможный пример.


Форма отчетности: глоссарий (словарь)

Критерии оценки:

«5»- все слова присутствуют в словаре, определения четкие полные, есть сноски на то,откуда взят текст, присутствуют примеры.

«4»- все термины определены ,есть легкая небрежность в оформлении,, нет списка используемых словарей и сносок. ,недостаточно много примеров.

«3»- даны определения 50-70% слов, определения формальные, неточные, не отражающие всю сущность понятия.

«2»- работа выполнена менее чем наполовину, определения нелогичны, работа не оформлена.
Виды контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

-проверка конспекта преподавателем
Внеаудиторная самостоятельная работа: Составление диаграмм

«Методика изучения рационального использования и мониторинг недр, земельных ресурсов».

Методические рекомендации по составлению диаграмм и картосхем.

Диаграмма – это графическое изображение соотношения, каких либо данных к их общему числу, позволяющее быстро оценить их относительные величины.

Виды диаграмм:

Круговые диаграммы строятся в виде площади кругов, радиусы которых равны корню квадратному из значений показателя.

Для изображения структуры (состава) совокупности используются секторные диаграммы. Круговая секторная диаграмма строится путем разделения круга на секторы пропорционально удельному весу частей в целом. Размер каждого сектора определяется величиной угла расчета (1% соответствует 3,60).

Пример. Доля продовольственных товаров в объеме розничного товарооборота России составила в 1992 г. 55%, а в 1997 г. — 49%, доля непродовольственных товаров составила соответственно 45% и 51%.

Построим два круга одинакового радиуса, а для изображения секторов определим центральные углы: для продовольственных товаров 3,60*55 = 1980, 3,6*49 = 176,40; для непродовольственных товаров 3,60*45 = 1620; 3,60*51 = 183,60. Разделим круги на соответствующие секторы (рис. 6.12).

.

Столбиковые диаграммы изображаются в виде прямоугольников (столбиков), вытянутых по вертикали, высота которых соответствует значению показателя (рис. 6.9).



Вам потребуется:


1.Линейка,циркуль

2.Карандаш

3.Цветные карандаши.

4.Программа POWERPOINTиEXEL.

Этапы составления диаграмм.

1.Вниматеьное прочтение статистического материала, таблиц.

2.Определение какие показатели необходимо отразить в диаграмме (например, название стран, количество ВВП на душу населения.

3.Для диаграммы выбирается масштаб 9т.е. чему будет равно одно деление или один сектор,)

4.Графически очертится столбик или сектор круга соответствующий масштабу

5.Подпишите цифру и изучаемый объект на диаграмме.

6. Для большей читаемости используйте цветные карандаши или ручки, разные виды штриховой для разных столбиков или секторов.

Цель выполнения задания: проанализировать ресурсообеспеченость почвами разных регионов России, сформировать умение графически излагать изученный материал.

Методические рекомендации

к выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы.

1. Используя карту «Земельные ресурсы России» составьте столбиковую диаграмму, показывающую долю чернозема в общей площади края (области или республике) в четырех разных регионах России. Например, Краснодарский край, Алтайский край, Забайкальский край, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра.

2. Используя карту «Земельные ресурсы России» начертите круговую диаграмму отражающие обеспеченность Ханты-Мансийского автономного округа –Югра основными видами почв.

3.Проверьте подписанность каждого сектора, цветовое оформление и примерное соответствие масштабу.

Пример столбиковой диаграммы.


Пример круговой диаграммы.



Форма отчетности: круговая и столбиковая диаграмма.

Критерии оценки:

«5» - работа выполнена аккуратно, в соответствии с масштабом, все диаграммы читаемы, с условными знаками, есть точный вывод.

«4»- работа имеет недочеты, а именно- есть погрешности в масштабе или неправильно написан вывод.

«3»- работа недостаточно аккуратная, не соблюден масштаб, но диаграммы сохраняют в целом свое информативное значение.

«2»- работа выполнена менее чем на половину, совершенно нет масштаба, диаграммы не читаемы.

Виды контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов: