Файл: Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по ен. 02 Экологические основы природопользования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-проверка заданий на листах преподавателем, взаимопроверка.
Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовить сообщение по теме:

«Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в ХМАО-Югре»

Методические рекомендации по подготовке сообщения.

В ходе подготовки к сообщению необходимо:

1. Выбрать тему и определить цель выступления. остановитесь на теме, которая вызывает у вас большой интерес; определите цель выступления; подумайте, достаточно ли вы знаете по выбранной теме или проблеме и сможете ли найти необходимый материал?

2. Осуществить сбор материала к выступлению начинайте подготовку к сообщению заранее; обращайтесь к справочникам, энциклопедиям, научной литературе по данной проблеме; записывайте необходимую информацию на отдельных листах или тетради.

3. Организовать работу с литературой. При подборе литературы по интересующей теме определить конкретную цель поиска: что известно по данной теме? что хотелось бы узнать? для чего нужна эта информация? как ее можно использовать в практической работе?

4. Во время изучения литературы следует: записывать вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником, а также ключевые слова, мысли, суждения; представлять наглядные примеры из практики.

5. Обработать материал. учитывайте подготовку и интересы слушателей; излагайте правдивую информацию; все мысли должны быть взаимосвязаны между собой.

При подготовке сообщения особо необходимо обратить внимание на следующее.

Подготовка сообщения начинается с изучения источников, рекомендованных к соответствующему разделу дисциплины, а также специальной литературы для докладчика, список которой можно получить у преподавателя. Важно также ознакомиться с имеющимися по данной теме монографиями, учебными пособиями, научными информационными статьями, опубликованными в периодической печати. Относительно небольшой объем текста сообщения и лимит времени, отведенного для публичного выступления, обусловливает потребность в тщательном отборе материала, умелом выделении главных положений в содержании доклада, использовании наиболее доказательных фактов и убедительных примеров, исключении повторений и многословия. Решить эти задачи помогает составление развернутого плана. План сообщения должен содержать следующие главные компоненты: краткое вступление, вопросы и их основные тезисы, заключение, список литературы. После составления плана можно приступить к написанию текста. Во вступлении важно показать актуальность проблемы, ее практическую значимость и место в деятельности будущих педагогических кадров. При изложении вопросов темы раскрываются ее основные теоретические положения.


Материал содержания вопросов полезно располагать в таком порядке:

- тезис;

- доказательство тезиса;

- вывод и т. д.

Тезис - это главное основополагающее утверждение. Он обосновывается путем привлечения необходимых цитат, цифрового материала, ссылок на статьи. При изложении содержания вопросов особое внимание должно быть обращено на раскрытие причинно-следственных связей, логическую последовательность тезисов, а также на формулирование окончательных выводов.

Выводы должны быть краткими, точными, достаточно аргументированными всем содержанием сообщения. В процессе подготовки сообщения обучающийся может получить консультацию у преподавателя, а в случае необходимости уточнить затем отдельные положения.

Форма отчетности: сообщение студента по теме.

Критерии оценки сообщения:

Оценка

Критерии оценки

5

 Учебный материал освоен в полном объеме, легко ориентируется в материале, полно и аргументировано отвечает на дополнительные вопросы, излагает материал логически последовательно, делает самостоятельные выводы, умозаключения, демонстрирует кругозор, использует материал из дополнительных источников, интернет ресурсы. Сообщение носит исследовательский характер. Речь характеризуется эмоциональной выразительностью, четкой дикцией, стилистической и орфоэпической грамотностью.

4

По своим характеристикам сообщение соответствует характеристикам отличного ответа, но обучающийся может испытывать некоторые затруднения в ответах на дополнительные вопросы, допускать некоторые погрешности в речи. Отсутствует исследовательский компонент в сообщении.

3

Обучающийся испытывал трудности в подборе материала, его структурировании. Пользовался, в основном, учебной литературой, не использовал дополнительные источники информации. Не может ответить на дополнительные вопросы по теме сообщения. Материал излагает не последовательно, не устанавливает логические связи, затрудняется в формулировке выводов. Допускает стилистические и орфоэпические ошибки.

2

Сообщение не подготовлено либо подготовлено по одному источнику информации либо не соответствует теме.


Внеаудиторная самостоятельная работа: Составить кроссворд «Экологические катастрофы России»

Цель выполнения задания: закрепление знаний

Методические рекомендации по составлению кроссворда.

1. Общие требования при составлении кроссвордов

Составляются кроссворды по тексту учебной литературы. При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.

  1. Кроссворд должен состоять из 20- 25 слов

  2. Кроссворд должен быть "Классический"

  3. Офрмлен на листе формата А4, вместе с вопросами

  4. К кроссворду должны быть ответы на другом листе формата А4

  5. На листе с кроссвордом и листе с ответами должны быть указаны тема кроссворда, № группы и автор работы.

  6. Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.

  7. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.

  8. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.

  9. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.

  10. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.

  11. Не допускаются аббревиатуры (ПО ПК и т.д.), сокращения (детдом и др.).

  12. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.

  13. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

  14. На каждом листе должна быть фамилия автора (название или номер группы, бригады) а также название данного кроссворда.

2. Составление определений (толкований) кроссворда.

1. Определения (толкования) должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.

2. Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.

3. В определениях не должно быть однокоренных слов.

3. Этапы составления кроссворда.

1. Сделать анализ учебного текста по теме занятия.

2. Составить список слов изучаемого учебного материала.

3. Выбрать наиболее подходящий тип кроссворда.

4. Поиск и составление вопросов к терминам, понятиям, определения.

5. Вычерчивание рисунка сетки.

6. Нумерация рисунка сетки.

7. Печать (написание от руки) текстов вопросов и ответов.

8. Орфографическая проверка текстов.

9. Проверка текстов на соответствие нумерации.

10. Печать кроссворда.

4. Требования к оформлению:

1. Рисунок кроссворда должен быть четким.

2.Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:


1-й экземпляр - с заполненными словами;

2-й экземпляр. - только с цифрами позиций.

3. Оформление ответов на кроссворды:

- Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;

- Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;

- Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.

Ответы на кроссворд публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.

Форма отчетности: созданный кроссворд.

Критерии оценивания:

1. Четкость изложения материала, полнота исследования темы (1,5 балла)

2. Оригинальность составления кроссворда (2 балла)

3. Практическая значимость работы (2 балла)

4.Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок (1,5 балла)

5. Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок (1,5 балла)

6.Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения (1,5 балла).

Оценка:

«5» - 10-9 баллов

«4» - 8-7 баллов

«3» - 6-5 баллов.

При составлении кроссвордов приветствуется использование сервисов:

https://docs.google.com/ https://learningapps.org/ https://puzzle-english.com/ https://www.britishcouncil.ru/

Виды контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов: проверка составления кроссворда.


Внеаудиторная самостоятельная работа: Создание презентации на тему: «Особо охраняемые природные территории ХМАО-Югры»

Цель выполнения задания: выявить особенности организации природоохранной деятельности в России на конкретных примерах особо охраняемых объектах.

Методические рекомендации по подготовке презентации

Электронная (учебная) презентация — это логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления. Мультимедийная презентация представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду.

Вам понадобятся:

1.Компьютер

2.Программа PowerPoint

3.Фотоматериал

4.Электронные карты

5.Диаграммы

6.Конспект учебной лекции

Рекомендации по созданию презентации

Общие требования к презентации:


• Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

• Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; наименование колледжа,

• Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

• Дизайн -эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

• В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов.

• последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.

Практические рекомендации по созданию презентаций

Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:

1. Определение целей.

2. Сбор информации об аудитории.

3. Определение основной идеи презентации.

4. Подбор дополнительной информации.

5. Планирование выступления.

6. Создание структуры презентации.

7. Проверка логики подачи материала.

8. Подготовка заключения.

II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Стиль

-   Соблюдайте единый стиль оформления

- Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

- Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета

- На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

-  Для фона и текста используйте контрастные цвета.

-  Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Таблица сочетаемости цветов в приложении.

Анимационные эффекты

-  Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

-  Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.