Файл: I. Историкостилистический анализ Александр Сергеевич Даргомыжский.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I. Историко-стилистический анализ


1. Александр Сергеевич Даргомыжский ( 1813 – 1869) — русский композитор, один из основоположников русской классической музыки. Родился, в селе Троицкое Тульской области. Учился пению, игре на фортепиано и скрипке. Образование получал домашнее.

Знакомство с Глинкой (1834), вскоре перешедшее в близкую дружбу, привело к мысли серьёзно заняться музыкой: он начал углублённо изучать теорию композиции и инструментовку. Первое крупное сочинение Даргомыжского – опера «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор парижской Богоматери»). В следующем произведении – опере-балете «Торжество Вакха» он обратился к Пушкину, с поэзией которого в большой степени связано всё его последующее творчество. Романсы, созданные в этот период, характеризуются поисками соответствия слова и музыки, драматизма выражения.

Вершиной творчества композитора  явилась опера «Русалка», завершённая  в 1855 г. Последним оперным произведением  Даргомыжского был «Каменный  гость» (по одноимённой «Маленькой трагедии» Пушкина). Это произведение явилось смелым опытом реформы оперного жанра и оказало значительное влияние на последующие развитие русской оперы.

С конца 50-х годов широко развернулась музыкально-общественная деятельность А. Даргомыжского. Он был избран членом комитета Русского музыкального общества. В это время он сблизился с группой молодых композиторов, известной впоследствии под названием «Могучая кучка»; участвовал в работе сатирического журнала «Искра» (позже и «Будильника»).
В творчестве композитора нашли отражение тенденции критического реализма 40 — 60-х годов XIX века. В ряде произведений (опера «Русалка», песни «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник») он с большой остротой воплотил тему социального неравенства. Для лирики композитора характерно стремление к детальному психологическому анализу, к обнажению сложных душевных противоречий. Склонность к драматизации часто проявлялась у композитора в вокальной лирике (романсы «Мне грустно», «И скучно и грустно», «Я всё ещё его люблю» и др.). Основным средством создания конкретного индивидуального образа служило для него воспроизведение живых интонаций человеческой речи


Созданные им художественные ценности живут полной жизнью и до наших дней, а некоторые из них – «Русалка» и многие романсы («Шестнадцать лет», «Мне грустно», «Юноша и дева») - пользуются большой популярностью.

Большая часть произведений, написанных для хора - это хоровые сцены из опер «Русалка», «Каменный гость». Например, в опере «Русалка»(1855) в 1 действии есть 3 хора крестьян: «Ах ты, сердце», «Заплетися, плетень», «Как на горе мы пиво варили», из 2 действия свадебный хор «Сватушка», «Как во горнице, светлице», из 3 действия 3 хора русалок: «Свободной толпою», «Любо нам», «Тише, тише». Оперы «Эсмеральда»(1841), «Торжество Вакха» (из одноименной кантаты)(1848), «Рогдана», «Каменный гость» (1869) (не окончена, завершена Ц. Кюи, инструментована И. Римским-Корсаковым); для симфонического оркестра: «Шутка», «Фантазия», «Баба яга или С Волги nach Riga» (1862) (шутка-фантазия) , фантазия «Малороссийский казачок»(1864), «Чухонская фантазия»(1867), а также пьесы, хоры, вокальные квартеты, трио и дуэты, около ста романсов и песен и др.

Даргомыжский написал цикл из двенадцати трехголосных хоров на слова русских поэтов и назвал его «Петербургские серенады» (Позже к циклу был присоединен еще один хор «Вянет, вянет лето красно». Хор «На севере диком» – это лирическое произведение (серенада).

2. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841) – великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей XIX-XX веков.

Его лирика условно делится на два периода — юношеский (1828-1834) и зрелый (1835-1841). Особенностью его лирической поэзии является ярко выраженный индивидуализированный характер лирического героя, по определению В. Белинского - внутреннего человека. Это романтик по характеру взаимоотношений с окружающим миром. В поисках идеала он обращается к общеизвестным образцам (Байрон), но очень скоро определяет свою непохожесть, иную избранность. Любовная тема решается трагически, дружеская отсутствует. Размышления о жизни приводят к представлениям об одиночестве.

Новаторской чертой лермонтовской поэтики стал оформившийся в лирике образ, позже названный образом — символом. Неслучайно русские символисты ведут свое происхождение от его творчества. Параллелизм воспроизведения чувства и состояния природы, начинающийся с фольклора, становится у М. Лермонтова основой лирического образа. Следует обратить внимание на проявление этой особенности уже в ранней лирике поэта (" Парус" — 1832). Образ-символ создан в следующих стихотворениях:



Утес, На севере диком..., Тучки небесные и т.д.
Произведения М. Лермонтова: «Парус» (1831), «Маскарад» (1835), «Боярин Орша» (1835-1836), «Мцыри» (1839), «Бородино (1837), «Узник» (1837), «Демон» (1839), «Герой нашего времени» (1838-1840) считаются шедеврами литературы.
На его стихи написано более двух с половиной тысяч музыкальных сочинений. В приложении Б приведен список романсов, созданных на стихи М. Лермонтова, включающий более сотни русских романсов, музыку к которым писали разные композиторы. К творчеству поэта обращались многие русские и советские композиторы (опера А.Рубинштейна «Демон», музыка к драме «Маскарад» А. Хачатуряна, многочисленные хоры a’cappella и с сопровождением («Утес» В. Шебалина, «Русалка» П.Чеснокова, «Над морем красавица-дева сидит» М.Балакирева, «Горные вершины» С.Танеева, «Парус» В.Ребикова). Лермонтовское «На севере диком» было положено на музыку 109 композиторами( из них: С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, М. Балакирев, В. Агафонников, А.Даргомыжский).
Стихотворение «На севере диком» является вольным переводом М.Лермонтова. Литературным первоисточником является стихотворения «Ein Fichtenbaum steht einsam» («Сосна стоит одиноко»).

3. Генрих Гейне (1797–1856) — немецкий поэт, чьё творчество стало образцом эпохи романтизма в литературе. Публицист и литературный критик, освещавший социальные проблемы в присущей ему элегантной форме. Стихи его переводились почти всеми русскими поэтами, начиная от М. Лермонтова (А.Плещеев, М. Михайлов, Л. Мей, П. Вейнберг, Ф. Тютчев и другие), кончая А. Блоком.

Вклад поэта в историю мировой музыкальной культуры определяется существованием колоссального количества песен на его стихи (около 8 000). Поэзию Г. Гейне брали за основу уже его современники — Р.Шуман, Ф.Шуберт, Ф.Лист, Ф.Мендельсон, позже продолжили И. Брамс, Э. Григ, Х. Вольф, Г. Малер. Эпизодически к его поэзии обращались Р. Штраус, Б. Барток, А. Берг.
Поэзия Г. Гейне в русскоязычных переводах стала основой романсов и песен ряда русских композиторов (А. Алябьев, А. Варламов, А. Рубинштейн, М. Глинка).

4. Хоровой жанр – хоровая миниатюра. Хоровая миниатюра- это небольшое произведение для хора. В отличии от песни, в хоровой миниатюре более развита многоголосная хоровая фактура.

II. Музыкально теоретический анализ

1. Форма произведения- 2-хчастная репризная (36 тактов).


2. Тональность произведения g-moll, имеет отклонение в тональность VII ступени F-dur в первом предложении. В 1-ой фразе 2-го предложения тональность B-dur (параллельной основной). Также во во втором предложении отклонение в c-moll(тональность субдоминанты)

3. Движение мелодии разнообразно:

- поступенное, в том числе движение 2-х верхних голосов параллельными терциями;

- скачкообразное на: ч5(1-2тт), ч4(4т у вторых басов) ч8(5т), ч6(7т); также имеют место скачки с заполнением (не противоречат плавности мелодической линии и певучести мелодии).

- различные длительности- вступления восьмой из-за такта; распевы (восьмая две шестнадцатые в 15т)

4. Размер : 2/4. Метр – простой – двудольный.

5. Фактура изложения: фактура в основном гомофонно-гармоническая, аккордового склада с элементами полифонии.

6. Произведение написано - a cappellа , т.е без музыкального сопровождения.

7. Динамика: динамика в произведении достаточно контрастная(волнообразная).

- 1ч состоящая из 2 предложений по динамике:

Произведение начинается тихим сумрачным вступлением в унисон всех партий на рiano. В первой части преобладают характерные интонации покачивания, затем идет развитее (крщендо) к динамике f (к 6такту), далее идет последующее чередование динамических оттенков,( снова p, а затем снова f). Такая смена динамики повествует о лирическом содержании и внутренних переживаниях героя (нестабильность, чувство одиночества, изменчивость эмоций)

- 2ч: на эту часть приходится кульминация всего произведения:

В начале второй части мелодия обретает более просветленный характер (переход в параллельный B-dur) – сладкие грезы сосны о далеком жарком крае и духовно близкой ей пальме (динамика р). Далее идет развитие к кульминации(с динамическими перекличками p- mf), которая приходится на динамику f.(23-26тт). Такты 26–36 - это возврат в прежнее состояние, возврат в реальность(динамика рр), где сосна с сурового севера и пальма с жаркого утеса, грезившаяся ей, встретиться никогда не смогут.


Нюансировка данного произведения очень гибкая (crecs от pp до f), но в тоже время контрастная благодаря такому приему как subito piano (внезапная смена громкого звучания тихим).

8. Темп Andante (не спеша). Присутсвуют темповые изменения: cresc.- когда развитие идет к динамике f, а dim. – на уменьшении силы звука к р.

III. Вокально-хоровой анализ

1. Тип хора – мужской.

2. Вид хора – трехголосный.

3. Диапозон :

Тенор: фа 1октавы – соль 2октавы.

Бас1: ми бемоль 1октавы – мибемоль 2октавы.

Бас2: соль большой октавы – си бемоль малой октавы.

Общий: соль большой октавы – соль второй октавы

4. Дыхание: следует брать по фразам, отделенным друг от друга паузами, или цезурами.

5.Звуковедение: legato, но в кульминации(25т) присутствуют акценты marcato, подчеркивание звука.

IV. Исполнительский анализ

1. Фразировка строится по 4 такта.

2. Кульминация всего произведения приходится на слова: «В том крае, где солнца восход» (23-26тт). Мелодическая кульминация (25т.) подчеркнута восходящим движением мелодии и штрихом – marcato, подтверждается и громкой динамикой на f , и содержанием литературного текста

3. Метроном - 60.

4. Музыкальные термины:

Andanteне спеша

f - громко

fermata - остановка темпа,

mp – умеренно тихо

crescendo - постепенное увеличение силы звука

mf – умеренно громко

diminuendo – постепенное уменьшение силы звука

p – тихо

legatoсвязанно, плавно

subito piano - внезапная смена громкого звучания тихим.

a cappellа - без музыкального сопровождения

5. Исполнительские трудности:

- Дирижерской трудностью является точная передача характера произведения хору.

- Дирижеру необходимо внимательно контролировать вступления (особенно поочередное вступление) и снятия партий (роль цезур и пауз в фразировке не менее важна), особенно в местах с полифонической фактурой, но вступления и снятия не должны быть грубыми (в соответствии с нюансами).

-Дикционные: проговаривание согласной «р» - «на севере», «вершине», «дремлет», «в том крае», «грустна», «горючем», «прекрасная», «растет»;