Файл: I. Историкостилистический анализ Александр Сергеевич Даргомыжский.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
I. Историко-стилистический анализ
1. Александр Сергеевич Даргомыжский ( 1813 – 1869) — русский композитор, один из основоположников русской классической музыки. Родился, в селе Троицкое Тульской области. Учился пению, игре на фортепиано и скрипке. Образование получал домашнее.
Знакомство с Глинкой (1834), вскоре перешедшее в близкую дружбу, привело к мысли серьёзно заняться музыкой: он начал углублённо изучать теорию композиции и инструментовку. Первое крупное сочинение Даргомыжского – опера «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор парижской Богоматери»). В следующем произведении – опере-балете «Торжество Вакха» он обратился к Пушкину, с поэзией которого в большой степени связано всё его последующее творчество. Романсы, созданные в этот период, характеризуются поисками соответствия слова и музыки, драматизма выражения.
Вершиной творчества композитора явилась опера «Русалка», завершённая в 1855 г. Последним оперным произведением Даргомыжского был «Каменный гость» (по одноимённой «Маленькой трагедии» Пушкина). Это произведение явилось смелым опытом реформы оперного жанра и оказало значительное влияние на последующие развитие русской оперы.
С конца 50-х годов широко развернулась музыкально-общественная деятельность А. Даргомыжского. Он был избран членом комитета Русского музыкального общества. В это время он сблизился с группой молодых композиторов, известной впоследствии под названием «Могучая кучка»; участвовал в работе сатирического журнала «Искра» (позже и «Будильника»).
В творчестве композитора нашли отражение тенденции критического реализма 40 — 60-х годов XIX века. В ряде произведений (опера «Русалка», песни «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник») он с большой остротой воплотил тему социального неравенства. Для лирики композитора характерно стремление к детальному психологическому анализу, к обнажению сложных душевных противоречий. Склонность к драматизации часто проявлялась у композитора в вокальной лирике (романсы «Мне грустно», «И скучно и грустно», «Я всё ещё его люблю» и др.). Основным средством создания конкретного индивидуального образа служило для него воспроизведение живых интонаций человеческой речи
Созданные им художественные ценности живут полной жизнью и до наших дней, а некоторые из них – «Русалка» и многие романсы («Шестнадцать лет», «Мне грустно», «Юноша и дева») - пользуются большой популярностью.
Большая часть произведений, написанных для хора - это хоровые сцены из опер «Русалка», «Каменный гость». Например, в опере «Русалка»(1855) в 1 действии есть 3 хора крестьян: «Ах ты, сердце», «Заплетися, плетень», «Как на горе мы пиво варили», из 2 действия свадебный хор «Сватушка», «Как во горнице, светлице», из 3 действия 3 хора русалок: «Свободной толпою», «Любо нам», «Тише, тише». Оперы «Эсмеральда»(1841), «Торжество Вакха» (из одноименной кантаты)(1848), «Рогдана», «Каменный гость» (1869) (не окончена, завершена Ц. Кюи, инструментована И. Римским-Корсаковым); для симфонического оркестра: «Шутка», «Фантазия», «Баба яга или С Волги nach Riga» (1862) (шутка-фантазия) , фантазия «Малороссийский казачок»(1864), «Чухонская фантазия»(1867), а также пьесы, хоры, вокальные квартеты, трио и дуэты, около ста романсов и песен и др.
Даргомыжский написал цикл из двенадцати трехголосных хоров на слова русских поэтов и назвал его «Петербургские серенады» (Позже к циклу был присоединен еще один хор «Вянет, вянет лето красно». Хор «На севере диком» – это лирическое произведение (серенада).
2. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841) – великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей XIX-XX веков.
Его лирика условно делится на два периода — юношеский (1828-1834) и зрелый (1835-1841). Особенностью его лирической поэзии является ярко выраженный индивидуализированный характер лирического героя, по определению В. Белинского - внутреннего человека. Это романтик по характеру взаимоотношений с окружающим миром. В поисках идеала он обращается к общеизвестным образцам (Байрон), но очень скоро определяет свою непохожесть, иную избранность. Любовная тема решается трагически, дружеская отсутствует. Размышления о жизни приводят к представлениям об одиночестве.
Новаторской чертой лермонтовской поэтики стал оформившийся в лирике образ, позже названный образом — символом. Неслучайно русские символисты ведут свое происхождение от его творчества. Параллелизм воспроизведения чувства и состояния природы, начинающийся с фольклора, становится у М. Лермонтова основой лирического образа. Следует обратить внимание на проявление этой особенности уже в ранней лирике поэта (" Парус" — 1832). Образ-символ создан в следующих стихотворениях:
Утес, На севере диком..., Тучки небесные и т.д.
Произведения М. Лермонтова: «Парус» (1831), «Маскарад» (1835), «Боярин Орша» (1835-1836), «Мцыри» (1839), «Бородино (1837), «Узник» (1837), «Демон» (1839), «Герой нашего времени» (1838-1840) считаются шедеврами литературы.
На его стихи написано более двух с половиной тысяч музыкальных сочинений. В приложении Б приведен список романсов, созданных на стихи М. Лермонтова, включающий более сотни русских романсов, музыку к которым писали разные композиторы. К творчеству поэта обращались многие русские и советские композиторы (опера А.Рубинштейна «Демон», музыка к драме «Маскарад» А. Хачатуряна, многочисленные хоры a’cappella и с сопровождением («Утес» В. Шебалина, «Русалка» П.Чеснокова, «Над морем красавица-дева сидит» М.Балакирева, «Горные вершины» С.Танеева, «Парус» В.Ребикова). Лермонтовское «На севере диком» было положено на музыку 109 композиторами( из них: С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, М. Балакирев, В. Агафонников, А.Даргомыжский).
Стихотворение «На севере диком» является вольным переводом М.Лермонтова. Литературным первоисточником является стихотворения «Ein Fichtenbaum steht einsam» («Сосна стоит одиноко»).
3. Генрих Гейне (1797–1856) — немецкий поэт, чьё творчество стало образцом эпохи романтизма в литературе. Публицист и литературный критик, освещавший социальные проблемы в присущей ему элегантной форме. Стихи его переводились почти всеми русскими поэтами, начиная от М. Лермонтова (А.Плещеев, М. Михайлов, Л. Мей, П. Вейнберг, Ф. Тютчев и другие), кончая А. Блоком.
Вклад поэта в историю мировой музыкальной культуры определяется существованием колоссального количества песен на его стихи (около 8 000). Поэзию Г. Гейне брали за основу уже его современники — Р.Шуман, Ф.Шуберт, Ф.Лист, Ф.Мендельсон, позже продолжили И. Брамс, Э. Григ, Х. Вольф, Г. Малер. Эпизодически к его поэзии обращались Р. Штраус, Б. Барток, А. Берг.
Поэзия Г. Гейне в русскоязычных переводах стала основой романсов и песен ряда русских композиторов (А. Алябьев, А. Варламов, А. Рубинштейн, М. Глинка).
4. Хоровой жанр – хоровая миниатюра. Хоровая миниатюра- это небольшое произведение для хора. В отличии от песни, в хоровой миниатюре более развита многоголосная хоровая фактура.
II. Музыкально теоретический анализ
1. Форма произведения- 2-хчастная репризная (36 тактов).
2. Тональность произведения g-moll, имеет отклонение в тональность VII ступени F-dur в первом предложении. В 1-ой фразе 2-го предложения тональность B-dur (параллельной основной). Также во во втором предложении отклонение в c-moll(тональность субдоминанты)
3. Движение мелодии разнообразно:
- поступенное, в том числе движение 2-х верхних голосов параллельными терциями;
- скачкообразное на: ч5(1-2тт), ч4(4т у вторых басов) ч8(5т), ч6(7т); также имеют место скачки с заполнением (не противоречат плавности мелодической линии и певучести мелодии).
- различные длительности- вступления восьмой из-за такта; распевы (восьмая две шестнадцатые в 15т)
4. Размер : 2/4. Метр – простой – двудольный.
5. Фактура изложения: фактура в основном гомофонно-гармоническая, аккордового склада с элементами полифонии.
6. Произведение написано - a cappellа , т.е без музыкального сопровождения.
7. Динамика: динамика в произведении достаточно контрастная(волнообразная).
- 1ч состоящая из 2 предложений по динамике:
Произведение начинается тихим сумрачным вступлением в унисон всех партий на рiano. В первой части преобладают характерные интонации покачивания, затем идет развитее (крщендо) к динамике f (к 6такту), далее идет последующее чередование динамических оттенков,( снова p, а затем снова f). Такая смена динамики повествует о лирическом содержании и внутренних переживаниях героя (нестабильность, чувство одиночества, изменчивость эмоций)
- 2ч: на эту часть приходится кульминация всего произведения:
В начале второй части мелодия обретает более просветленный характер (переход в параллельный B-dur) – сладкие грезы сосны о далеком жарком крае и духовно близкой ей пальме (динамика р). Далее идет развитие к кульминации(с динамическими перекличками p- mf), которая приходится на динамику f.(23-26тт). Такты 26–36 - это возврат в прежнее состояние, возврат в реальность(динамика рр), где сосна с сурового севера и пальма с жаркого утеса, грезившаяся ей, встретиться никогда не смогут.
Нюансировка данного произведения очень гибкая (crecs от pp до f), но в тоже время контрастная благодаря такому приему как subito piano (внезапная смена громкого звучания тихим).
8. Темп Andante (не спеша). Присутсвуют темповые изменения: cresc.- когда развитие идет к динамике f, а dim. – на уменьшении силы звука к р.
III. Вокально-хоровой анализ
1. Тип хора – мужской.
2. Вид хора – трехголосный.
3. Диапозон :
Тенор: фа 1октавы – соль 2октавы.
Бас1: ми бемоль 1октавы – мибемоль 2октавы.
Бас2: соль большой октавы – си бемоль малой октавы.
Общий: соль большой октавы – соль второй октавы
4. Дыхание: следует брать по фразам, отделенным друг от друга паузами, или цезурами.
5.Звуковедение: legato, но в кульминации(25т) присутствуют акценты marcato, подчеркивание звука.
IV. Исполнительский анализ
1. Фразировка строится по 4 такта.
2. Кульминация всего произведения приходится на слова: «В том крае, где солнца восход» (23-26тт). Мелодическая кульминация (25т.) подчеркнута восходящим движением мелодии и штрихом – marcato, подтверждается и громкой динамикой на f , и содержанием литературного текста
3. Метроном - 60.
4. Музыкальные термины:
Andante – не спеша
f - громко
fermata - остановка темпа,
mp – умеренно тихо
crescendo - постепенное увеличение силы звука
mf – умеренно громко
diminuendo – постепенное уменьшение силы звука
p – тихо
legato – связанно, плавно
subito piano - внезапная смена громкого звучания тихим.
a cappellа - без музыкального сопровождения
5. Исполнительские трудности:
- Дирижерской трудностью является точная передача характера произведения хору.
- Дирижеру необходимо внимательно контролировать вступления (особенно поочередное вступление) и снятия партий (роль цезур и пауз в фразировке не менее важна), особенно в местах с полифонической фактурой, но вступления и снятия не должны быть грубыми (в соответствии с нюансами).
-Дикционные: проговаривание согласной «р» - «на севере», «вершине», «дремлет», «в том крае», «грустна», «горючем», «прекрасная», «растет»;