ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 1
Тема 1.5. Философия Возрождения
Античное наследие в философии Возрождения
Философия Сократа | ||
Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Сократический метод основан на систематических вопросах, задаваемых собеседнику, целью которых было привести его к пониманию собственной невежественности. Это ирония. Но ироническое представление противоречий не является сутью метода. Главное в нем – найти истину через раскрытие противоречий. Сам мыслитель говорил, что его метод, подобно повитухе помогает рождать истину. | Антисфен Протагор | Интерпретация интерпретация Сократа принадлежит эпохе Лоренцо Медичи и связана с именем Марсилио Фичино. Как известно, Фичино всю свою жизнь посвятил платоническому возрождению в философии и, что знаменательно, сам себя называл «Флорентийским Сократом». Однако сразу отметим, античное язычество никоим образом не противопоставлялось им христианской вере, скорее, оно призвано было помочь понять многие центральные доктрины веры, нуждающиеся в философской поддержке. Основными христианскими авторитетами для Фичино были Аврелий Августин и Дионисий Ареопагит, в понимании текстов Платона он прежде всего опирался на Плотина и Прокла. Фичино не отказывается от образа Сократа Манетти и Бруни, однако его увлечение неоплатоническими авторами приводит его к новой интерпретации Сократа. По сути, Фичино возрождает идеал «святого философа», ориентируясь на позднеантичную модель, в особенности на Порфирия. |
| | |
Философия Платона | ||
Философия Платона была основана на убеждении, что существует абсолютная истина, которую можно достичь через разумное мышление. Он разработал концепцию “идей”, которые являются реальными и существуют вне материального мира. Эти идеи являются основой всего сущего и являются объектом познания. Платон также выдвинул концепцию души, которая является бессмертной и необходима для достижения высшей истины. Он считал, что разум – это наивысшее качество души, а тело является препятствием для достижения истины. Поэтому он предлагал отрешиться от материальных желаний и посвятить себя изучению философии и духовной жизни. | Томаса Мора Томмазо Кампанеллы Лоренцо Валла | Идеализм Платона имел основополагающее значение в становлении современной европейской цивилизации, в том числе науки. Без его понимания невозможно правильно оценить ее достоинства и недостатки. С учетом этого обстоятельства вполне уместно критическое рассмотрение идеализма Платона. Лучшим масштабом такой критики является состояние современной науки, которой не видно разумной альтернативы. Прежде всего обратим внимание на следующее немаловажное обстоятельство: Платон оперирует непосредственно сущими, которые представлены у него идеальными объектами. В современных научных теориях сущие расщепляются на их признаки, соотношения между которыми являются принципами и законами. Платону неведомы подлинные принципы и законы. |
| | |
Философия Аристотеля | ||
Аристотель утверждал, что существует множество наук, которые можно разделить на три категории: теоретические (физика, математика и «первая философия», то есть метафизика), практические (этика и политика) и творческие. ристотель, по существу, был первым мыслителем, который ввёл в философию категории – наиболее общие понятия, которые выражают свойства и отношения явлений действительности. Аристотель разработал целую иерархию категорий, в которой главной была «сущность», или «субстанция», а остальные категории считались её признаками. Такими признаками являются количество, качество, отношение, действие, время, страдание, обладание и др. Впоследствии система категорий была Аристотелем упрощена. | Теофраст Евдем Аристоксен | Интерпретация учения(критика) Аристотеля в контексте философии Возрождения |
| | |
Философия Эпикура | ||
Можно выделить несколько положений, соответствующих целостному учению Эпикура: человек своим появлением обязан самому себе и своим родителям; человек – результат развития природы; боги могут существовать, но не могут вмешиваться в жизнь людей и дела на Земле; человеческая судьба зависит не от богов, а только от самого человека; человеческая душа умирает вместе с телом; умение хорошо жить и хорошо умереть – одна и та же наука. Скрыть | Г. Кавальканти, Ф. Петрарка, Л. Бруни, Ф. Бьондо, А. Беккаделли, Л. Валла, К. Раймонди и Дж. Ванини. | Интерпретация(критика) учения Платона в контексте философии Возрождения. Неоплатонизм - это идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV веке. Философы-неоплатоники предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных по отношению к миру и вещам идей. Идеологи неоплатонизма не отрицали божественной природы человека, но рассматривали его как самостоятельный микрокосмос. Философия Аристотеля. |