Файл: Лекции заполните таблицу Факторы риска возникновения сдвг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1. Пользуясь научной литературой и материалами лекции заполните таблицу «Факторы риска возникновения СДВГ»
Эндогенные факторы | Экзогенные факторы |
В период внутриутробного развития на плод могут действовать заболевания матери (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз и др.). Относят также сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания, токсикозы беременности, иммунологическую несовместимость крови матери и плода, эмоциональные стрессы, перегревания, переохлаждения, действие вибрации, облучение, некоторые лекарственные препараты, употребление в период беременности алкоголя, табака, наркотиков и т. п. Тяжелыми по своим последствиям родовые травмы и асфиксии. Инфекционные и вирусные заболевания в раннем детстве также способны стать причиной отклонения в развитии. | Наряду с биологическими факторами не менее значима социально- психологическая детерминация. Отрыв ребенка от матери, недостаток эмоциональной теплоты, бедная в сенсорном отношении среда, бездушное и жестокое обращение могут выступать в виде причин различных нарушений психогенеза |
Задание 2. Пользуясь научной литературой и материалами лекции напишите сочинение на тему «Какой он, гиперактивный ребенок?».
Что такое гиперактивность и как помочь таким детям? Синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, который ставится после специальной диагностики. Гиперактивность возникает в результате патологии беременности, родов инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша. Может передаваться по наследству (по мужской линии). А так же как результат негативного действия внутрисемейных факторов. Гиперактивность – это состояние, при котором активность и возбудимость превышает норму. У детей гиперактивность
проявляется невнимательностью, импульсивностью и двигательной активностью. Таким детям свойственна повышенная двигательная активность, суетливость, многочисленные посторонние движения, которые ребёнок часто не замечает (барабанят пальцами, забираются куда-либо). Они испытывают трудности в удержании внимания, отвлекаются, часто переключаются с одного занятия на другое, не доводят начатое дело до конца, не слышат, когда к ним обращаются, перебивают говорящего и часто действуют не подумав и многое другое. Гиперактивные дети ведут себя так не потому, что хотят взрослых вывести из себя, а в силу некоторых физиологических особенностей. Им просто необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга. Поэтому просьбы воспитателей, учителей, чтобы они «сели прямо и не отвлекались» для таких детей противоречивы. Такие дети могут работать 5-15 мин., затем мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребёнок отвлекается и не реагирует на учителя или воспитателя. Затем умственная деятельность восстанавливается и ребёнок готов к работе в течение 5-15 мин.
Что ы помочь такому ребенку необходимо обратиться за консультацией к психологу или детскому неврологу. После того, как диагноз будет поставлен, ребёнку просто необходимо получать некоторое время медикаментозное лечение и посещать коррекционные занятия психолога. Лечение и коррекция гиперактивного ребёнка должны проводиться комплексно и при участии многих специалистов. Если помощь ребёнку будет оказана вовремя и правильно, то гиперактивность к подростковому возрасту проходит.
Памятка родителям гиперактивного ребёнка:
1. Работать с ребенком следует в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Длительную по времени работу следует делить на более короткие, но частые периоды. В перерывах использовать физкультминутки.
4. При работе с гиперактивными детьми необходимо быть драматичным, эксперессивным педагогом.
5. Для того, чтобы у ребенка сформировалось ощущение успешности необходимо снизить требования к аккуратности в начале работы.
6. Во время занятий быть как можно ближе к ребенку. При возможности его следует посадить возле себя или же на первую парту.
7. Чаще использовать тактильный контакт (поглаживания, похлопывания, элементы массажа).
8. Следует заранее договариваться с ребенком о тех или иных действиях.
9. Инструкции, которые вы даете ребенку, должны быть короткими, четкими, конкретными.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрения не должны откладываться на потом. Поощрять ребенка необходимо сразу же.
12. Всегда предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Всегда оставаться выдержанным и спокойным, несмотря ни на какие провокации с его стороны.
Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение. Во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Предоставить ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения. Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку. Научить гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем. Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске. На определенный отрезок времени давать только одно задание. Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей. Внося необходимые коррективы. Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать такие их особенности, как дефицит внимания, импульсивность, неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заостряя внимание на деталях), быстрая утомляемость, неспособность дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную деятельность, в том числе в игры, целесообразно поэтапно: начинать - с индивидуальной работы, затем привлекать к участию в деятельности в малых подгруппах и только после этого переходить к фронтальным видам работы, прежде всего к играм с четкими правилами, способствующим развитию внимания.
Тренировку отклоняющихся от нормы особенностей поведения тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствуют развитию одной особенности, например, только внимания или только умения контролировать свои импульсивные действия и двигательную активность.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, не удавалось еще никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых.