Файл: Формирование элементарных математических представлений у детей с ограниченными возможностями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование элементарных математических представлений у детей с ограниченными возможностями

 

Целостное развитие ребенка-дошкольника с ОВЗ представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. Математика - это мощное средство коррекции и компенсации недостатков интеллектуального развития.

Под математическим развитием дошкольников с ОВЗ следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которое происходит в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математические представления формируются на специальных занятиях, которые проводит педагог. В процессе занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто.

Для этих детей необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности усвоению данного учебного предмета.

Математические представления формируются на специальных занятиях, которые проводит педагог. В процессе занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто. Это связано с тем, что у детей с ОВЗ:

- страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (память на линейный ряд, восприятие и осознание пространственных и временных отношений)

- отстают в развитии мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

-  речь (не могут задавать вопросы и отвечать на них, аграмматизмы, бедность словаря, невозможность построения развернутых высказываний различной сложности).

- восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью.

-  страдают зрительное и слуховое внимание.

- недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной или двумя руками под контролем зрения (плохо рисуют, не замыкают линий, не совмещают предметы и картинки в процессе использования приемов наложения и приложения для соотнесения по величине, не могут собрать сборно-разборную игрушку, составить целую картинку из частей).


Чтобы обеспечить детям разного уровня подготовленности равные стартовые условия, материал изучать лучше в следующем порядке:

-качественные признаки предметов (форма, величина, цвет);

-отношение групп предметов по размеру, выраженному определениями;

-отношение групп предметов по количеству, выраженному определениями;

- положение предметов в пространстве;

-временные отношения;

-определения и классификации множеств по качественным признакам;

-группировки однородных множеств по их численности;

-группировки по количественному признаку множеств, состоящих из предметов с разными качественными признаками.

Ввиду особенностей психического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ, все обучение носит наглядно-практический характер, т.е. количественные представления ребенок усваивает, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами. Наиболее эффективными и действенными методами обучения являются совместные действия педагога и ребенка, подражание действиям педагога и действия по образцу. В ходе осуществления действий по подражанию дети видят каждый предмет, находящийся в руке педагога и каждое выполняемое им действие.

Первоначально все задания, предлагаемые на занятии, имеют как вербальную, так и невербальную форму выполнения, так как многие воспитанники недостаточно владеют речью или являются практически безречевыми.

Дети должны иметь возможность наблюдать и подражать речевому поведению взрослого: выполняя какие-либо действия, педагог сопровождает их речью, а также дает словесный отчет о проделанных действиях. В процесс обучения нужно активно подключать руку ребенка как важнейшее познавательное средство. Движение руки (ощупывание, обведение по контуру) способствует точности восприятия, рука учит глаз. При формировании представлений: большой - маленький, длинный – короткий, пустой – полный, много – мало и др., ребенок должен не только видеть и слышать названный признак, но и тактильно, чувственно ощущать его. Тактильно – двигательное воспитание так же, как и зрительное, начинается с узнавания, а завершается формированием представлений.



Коррекционная работа на начальных этапах направлена, в основном, на развитие восприятия и на формирование сенсорных действий – знакомство с сенсорными эталонами, действия по подражанию и образцу. Далее постепенно осуществляется переход к формированию умственных действий, выполняемых в развернутом наглядном плане.

 Занятия в форме дидактических игр и упражнений:

-позволяют индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка.

-будят детское воображение, создают приподнятое настроение, так как игра доступна и понятна ребёнку.

-активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

- делают сам процесс обучения эмоциональным,  позволяющим ребёнку получить собственный опыт.

-позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Включение в коррекционно-педагогическую работу с детьми с ОВЗ дидактических игр предполагает учет индивидуальных особенностей развития детей и дифференцированный подход в организации образовательной деятельности.

При подборе игр математического содержания важно соблюдать определенную последовательность, учитывать, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.

Таким образом, дидактические игры, разнообразные по своему содержанию, целевому назначению и возрастным возможностям, являются важным средством коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста. Они способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о величинах, геометрических фигурах и цветах, но и формированию элементарных математических представлений у детей с ОВЗ.