Файл: Формирование элементарных математических представлений у детей с ограниченными возможностями.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формирование элементарных математических представлений у детей с ограниченными возможностями
Целостное развитие ребенка-дошкольника с ОВЗ представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. Математика - это мощное средство коррекции и компенсации недостатков интеллектуального развития.
Под математическим развитием дошкольников с ОВЗ следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которое происходит в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математические представления формируются на специальных занятиях, которые проводит педагог. В процессе занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто.
Для этих детей необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности усвоению данного учебного предмета.
Математические представления формируются на специальных занятиях, которые проводит педагог. В процессе занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто. Это связано с тем, что у детей с ОВЗ:
- страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (память на линейный ряд, восприятие и осознание пространственных и временных отношений)
- отстают в развитии мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
- речь (не могут задавать вопросы и отвечать на них, аграмматизмы, бедность словаря, невозможность построения развернутых высказываний различной сложности).
- восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью.
- страдают зрительное и слуховое внимание.
- недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной или двумя руками под контролем зрения (плохо рисуют, не замыкают линий, не совмещают предметы и картинки в процессе использования приемов наложения и приложения для соотнесения по величине, не могут собрать сборно-разборную игрушку, составить целую картинку из частей).
Чтобы обеспечить детям разного уровня подготовленности равные стартовые условия, материал изучать лучше в следующем порядке:
-качественные признаки предметов (форма, величина, цвет);
-отношение групп предметов по размеру, выраженному определениями;
-отношение групп предметов по количеству, выраженному определениями;
- положение предметов в пространстве;
-временные отношения;
-определения и классификации множеств по качественным признакам;
-группировки однородных множеств по их численности;
-группировки по количественному признаку множеств, состоящих из предметов с разными качественными признаками.
Ввиду особенностей психического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ, все обучение носит наглядно-практический характер, т.е. количественные представления ребенок усваивает, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами. Наиболее эффективными и действенными методами обучения являются совместные действия педагога и ребенка, подражание действиям педагога и действия по образцу. В ходе осуществления действий по подражанию дети видят каждый предмет, находящийся в руке педагога и каждое выполняемое им действие.
Первоначально все задания, предлагаемые на занятии, имеют как вербальную, так и невербальную форму выполнения, так как многие воспитанники недостаточно владеют речью или являются практически безречевыми.
Дети должны иметь возможность наблюдать и подражать речевому поведению взрослого: выполняя какие-либо действия, педагог сопровождает их речью, а также дает словесный отчет о проделанных действиях. В процесс обучения нужно активно подключать руку ребенка как важнейшее познавательное средство. Движение руки (ощупывание, обведение по контуру) способствует точности восприятия, рука учит глаз. При формировании представлений: большой - маленький, длинный – короткий, пустой – полный, много – мало и др., ребенок должен не только видеть и слышать названный признак, но и тактильно, чувственно ощущать его. Тактильно – двигательное воспитание так же, как и зрительное, начинается с узнавания, а завершается формированием представлений.
Коррекционная работа на начальных этапах направлена, в основном, на развитие восприятия и на формирование сенсорных действий – знакомство с сенсорными эталонами, действия по подражанию и образцу. Далее постепенно осуществляется переход к формированию умственных действий, выполняемых в развернутом наглядном плане.
Занятия в форме дидактических игр и упражнений:
-позволяют индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка.
-будят детское воображение, создают приподнятое настроение, так как игра доступна и понятна ребёнку.
-активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.
- делают сам процесс обучения эмоциональным, позволяющим ребёнку получить собственный опыт.
-позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Включение в коррекционно-педагогическую работу с детьми с ОВЗ дидактических игр предполагает учет индивидуальных особенностей развития детей и дифференцированный подход в организации образовательной деятельности.
При подборе игр математического содержания важно соблюдать определенную последовательность, учитывать, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.
Таким образом, дидактические игры, разнообразные по своему содержанию, целевому назначению и возрастным возможностям, являются важным средством коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста. Они способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о величинах, геометрических фигурах и цветах, но и формированию элементарных математических представлений у детей с ОВЗ.