Файл: Проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Аннотация.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Клюева Юлия Александровна
воспитатель
ГБДОУ № 47
Кировского района
Санкт-Петербурга
Проблема развития творческих способностей
у детей дошкольного возраста
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Автор акцентирует внимание на необходимости создания оптимальных условий для воспитания активности творческой личности.
Ключевые слова:, творческие способности детей дошкольного возраста.
Проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не теряет свою актуальность по сей день. Современное общество предъявляет высокие стандарты к развивающейся личности: творческий потенциал, способность принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте являются базой для обучаемости детей, активизации их готовности к обучению в школе, что играет огромную роль в формировании всестороннего развития личности. Высокий уровень интеллектуального развития, способности к творчеству, умению самостоятельно познавать - это является основными факторами успешного обучения предупреждения школьной дезадаптации. По мнению российских и зарубежных исследователей в области детской психологии (Д. Гильфорда, Е. Торренса, Е. Богоявленской и др.), именно период от рождения ребёнка до 6 лет имеет решающее значение для его будущей жизни. Считая, что творческий потенциал, заложенный до 6 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти.
Говоря о творческих способностях, многие люди под этим понимают способность к различным видам художественной творческой деятельности. Например, умение красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п.
Стоит отметить, что элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, а значит, понятие «творческие способности» необходимо применять не только в вопросах художественных творческих
способностей, но и в математических творческих способностях, в технических творческих способностях и т. д.
Таким образом, под «творческими способностями» мы можем понимать индивидуальные особенности качества человека, необходимые для успешного выполнения им творческой деятельности. Развитие творческих способностей предполагает их совершенствование, то есть достижение новых ступеней качества в своём развитии. Стоит отметить, что творческие способности человека могут развиваться как спонтанно, то есть сознательно не контролируемый и неуправляемый процесс развития способностей, без заранее продуманного плана целенаправленных действий, так и организованно: сознательные действия, направленные именно на развитие соответствующих способностей.
В своём учебном пособии по практической психологии Р.С. Немов отмечает, что «любые способности не только проявляются, но и развиваются в том виде деятельности, которым под влиянием возникшего интереса занялся человек».
Таким образом, можно сделать вывод, что творческие способности –это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Наличие наилучших условий для их развития ведёт к наиболее полному усвоению необходимых знаний, умений, навыков, благоприятствуют успешному выполнению определённой деятельности и, в соответствии с этим, эффективному развитию способностей.
Говоря о формировании способностей, нужно остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует совершенствовать творческие способности детей. Психологи называют разные сроки от полутора до 5 лет. Также есть предположение, что развивать творческие способности нужно с самого раннего возраста. Это предположение обретает доказательство в физиологии.
Однако возможности развития способностей, добившись максимума в «момент» созревания, не остаются стабильными. Если эти способности не используются, то они начинают теряться, деградировать и тем скорее, чем меньше функционирование.
Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимался проблемой развития творческих способностей детей. Именно он именовал это явление НУВЕРС
(Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЕРС особенно плохо воздействует на формирование творческих способностей.
Разрыв во времени меж моментом созревания структур, нужных для формирования творческих возможностей и истоком целенаправленного развития данных возможностей ведёт к суровому затруднению их развития, замедляет его темпы и ведёт к понижению качественного уровня развития творческих способностей. По мнению Б.П. Никитина, именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врождённости творческих способностей, так как традиционно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности активного развития творческих способностей. И незначительное количество в обществе людей с высочайшими творческими возможностями объясняется тем, что в детстве только очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.
С психологической точки зрения дошкольное детство является подходящим временем для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети очень пытливы, у них имеется огромное желание узнавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, привлекая их в разные виды деятельности, способствуют расширению детского эксперимента. А накопление опыта и запас знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников наиболее свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно ещё не задавлено догмами и стереотипами, оно наиболее самостоятельно. А это свойство необходимо всячески совершенствовать. Дошкольное детство также
сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, как были использованы эти способности, во многом станет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Одним из важных причин творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Конечно, ведётся ещё немало споров о том, чему же и как учить деток, но тот факт, что учить нужно не вызывает сомнений. Развитие творческих способностей детей будет эффективным только в том случае, если оно станет представлять собой целеустремлённый процесс, в ходе которого
решается ряд личных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
В статье использованы материалы http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/3091/Баранова%20Л.А..pdf?sequence=1&isAllowed=y