Файл: Удк 339. 372 Трансформация бизнесмоделей в современном ритейле как ответ на изменения потребительского спроса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 339.372
ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОМ
РИТЕЙЛЕ КАК ОТВЕТ НА ИЗМЕНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
СПРОСА
Муса Д.М., Сучков А.Д., Алексина С.Б.
Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова, Москва
Современные тренды покупательского поведения во всем мире в последние годы претерпевают структурные изменения. В России отрасль торговли также активно изменялась и модернизировалась. За период с 2014
года экономика страны пережила целый ряд дестабилизирующих экономических кризисов, несомненно оказавших влияние на поведение потребителей. Так, по данным Росстат проблема снижения реальных располагаемых доходов населения носит хронический характер. [1] За рассмотренный период реальных доходы снизились на 6.3% в сравнении с показателями на конец 2013 года. Постепенное снижение доходов населения приводит к тому, что ежегодно покупатели снижают качество своей продуктовой корзины в угоду экономии. Развитие дискаунтеров на территории России было вопросом времени.
Рисунок 1- Реальные располагаемые доходы населения с 2014 по 2022 гг., в % к
соответствующему периоду прошлого года
Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы
государственной статистики.

В 2022-2023 годах исследователи наблюдают тенденцию к экономии и рациональному использованию денежных средств практически всеми группами населения. По информации из исследования Nielsen, 90%
руководителей в сфере FMCG в ближайший год 9 обозначили сокращение доходов покупателей в качестве основной угрозы стабильности и развития бизнеса. [2] Соответственно, ритейлеры должны грамотно реагировать на данные изменения, при этом находясь в состоянии постоянного поиска путей максимизации прибыли. Одна из возможных бизнес-стратегий в сложившейся ситуации – поиск путей максимального сокращение затрат.
Она может включать в себя как трансформацию ассортимента, так и изменение технологических процессов, кадровую реструктуризацию. Но зачастую такой подход способен вывести ритейлера из занимаемой ниши в более низкий сегмент, что совершенно нежелательно для многих участников рынка. В связи с этим появился тренд на создание новых форматов магазинов, которые позволят охватить наибольшее количество покупателей в разных нишах и сделать сеть узнаваемой, при этом сохраняя целостность и первоначальную концепцию существующих форматов ритейлера.
Чеглов В.П. в учебнике приводит следующее определение формата - способ организации торговли, определяющий основные характеристики сети магазинов, такие как ассортимент, методы продажи, формы и уровень торгового обслуживания, размер торговой площади, ценовая политика,
особенности местоположения и ряд других факторов. [3] Сегодня на потребительском рынке России активно развиваются самые разнообразные форматы магазинов, отвечающие запросам отдельных групп потребителей.
Крупнейшие розничные торговые сети активно внедряют форматы,
пользующиеся наибольшей популярностью. Это прежде всего магазины у дома и дискаунтеры. Несмотря на выраженное требование “лучшего предложения” от покупателей, что во многом продиктовано снижением покупательской способности, ритейлеры должны удерживать нишу средних цен.
Сокращение реальных доходов россиян мотивирует их выбирать товары прежде всего по соотношению “цена/качество”. Стоит отметить,
что развитие формата жесткого дискаунтера является во многом экспериментом для розничных сетей федерального масштаба, результаты которого вызывают повышенный интерес у исследователей.
Используя методы анализа, синтеза и группировки, авторы попытались отследить развитие формата дискаунтеров на примере открытых данных трех наиболее крупных розничных торговых сетей,
развивающих формат дискаунтера.


Рисунок 2 - Изменение количества магазинов разных форматов компании X5
Group.
В 2020 году в качестве эксперимента компания Х5 открыла первые магазины формата дискаунтер “Чижик”. Получив удовлетворительные результаты, компания продолжила развивать данный формат. В 2022 году было объявлено о решении ускорения развития сети жестких дискаунтеров,
таким образом было открыто более 400 магазинов в 11 субъектах РФ.
Рисунок 3 - Изменение количества магазинов разных форматов компании АО
“Тандер”
Судя по имеющимся данным, представленным в презентации для инвесторов, компания не масштабировала направление дискаунтеров вплоть до 2022 года. Несмотря на 375 открытых дискаунтера годовой отчет
Магнит не содержит подробной информации по выручке данного формата.

Рисунок 4 - Изменение количества магазинов разных форматов компании Лента
На рисунке 2 можно заметить, что компания не афиширует информацию о деятельности своих дискаунтеров. Тем не менее можно отметить рост количества магазинов формата “у дома”. Столь резкий рост обусловлен приобретением сети магазинов “Billa”. Можно сказать, что
“Лента” начинает развивать такой формат магазинов только сейчас.
Вероятно, такой шаг можно считать диверсификацией портфеля активов для устойчивого развития на рынке ритейла.
Анализируя представленные данные, можно сделать следующие выводы о тенденциях развития магазинов по форматам:
В период с 2019 по 2022 годы наблюдается увеличение количества магазинов всех компаний (X5 Group, Магнит, Лента). Особенно выделяется рост числа магазинов "у дома" всего трех компаний, а также дискаунтеров компаний X5 Group и Магнит.
В 2022 году гипермаркеты X5 Group и Магнит исчезают, что указывает на снижение популярности этого формата магазина. При этом 4 гипермаркета
X5 Group были выкуплены ГК «О’КЕЙ».

Рисунок 5 - Динамика выручки крупных ритейлеров с 2019 по 2022 гг., млрд.
руб.
Несмотря на влияние внешних факторов, выручка компаний показывает активный рост. В среднем выручка показывает рост в 10% к предыдущему году. Исходя из приведенной информации можно сделать вывод о том, что компании быстро реагируют на вызовы извне и перестраивают свои бизнес модели.
По показателю выручки на 1 квадратный метр торговой площади,
характеризующему эффективность использования площадей магазинов различных форматов, по итогам 2022 г. вызывает особый интерес X5
Group.
Таблица 1. Динамика товарооборота X5 Group на кв. м. торговых площадей по
форматам.
Наименование показателя
X5 Group
2019
2020
2021
2022
Товарооборот на кв.м торг.
площадей. в тыс. руб, в том числе:
238,6 253,7 262,8 293,5
гипермаркеты
239,0 252,1 247,7
- супермаркеты
303,3 315,6 319,3 355,6
магазин у дома
228,8 244,1 254,6 283,6

дискаунтер
-
684,0 145,0 337,5
Резкие изменения, такие как исчезновение гипермаркетов X5 Group и
Магнит, могут быть обусловлены снижением интереса потребителей к этому формату магазинов и изменением предпочтений на магазины более мелких форматов и удобного расположения, таких как магазины "у дома".
К перспективам развития можно отнести то, что крупные сети стараются масштабировать формат магазинов ”у дома”. Корректной статистической информации по дискаунтерам не было представлено в годовых отчетах на момент написания научной статьи. Исходя из информации, приведенной в таблице, дискаунтеры являются крайне прибыльными по параметру выручки на кв. м. торговых площадей. Тем не менее, формат дискаунтеров отличается тем, что ориентирован прежде всего на аудиторию с низким уровнем дохода или на тех, кто желает сэкономить. По информации с портала merchandising.ru/ стало известно о будущем поглощении X5 Group региональных дискаунтеров “Покупочка” и “ПокупАЛКО”, а также сети гипермаркетов “Га-га”. В собственность ритейлера перейдут 295 магазинов общей площадью 124,2 тысячи кв.м. Основная часть торговых точек сосредоточена на территории Волгоградской области, а также в Ростовской и Астраханской областях, Ставропольском крае и Республике Калмыкия.
Кроме того, сделка предусматривает передачу прав аренды на распределительный центр площадью 30 тысяч кв.м, который расположен в
Волгоградской области. Из чего можно сделать вывод, что компания ведет активную экспансию на рынке региональных дискаунтеров.
Другим трендом развития ритейла наряду с дискаунтерами является онлайн присутствие. Это перспективный, но затратный формат. Согласно последней информации, представленной в ежемесячном отчете InfoLine,
доля онлайн рынка в общей выручке X5 Group составляет 3,7%, а у Ленты
8,8% процентов от общей выручки. Наша команда считает, что несмотря на снижение покупательной способности населения, люди преимущественно будет выбирать уже полюбившиеся продукты, а современные блага,
созданные в основном во время пандемии COVID-19, прочно укрепились в жизни людей. Можно сказать, что перспектива развития дискаунтеров лежит между online-каналами реализации продукции, и СТМ (собственные торговые марки), которые обретают популярность в формате дискаунтеров.
Вероятно, что интеграция СТМ в ассортимент “магазинов у дома” или сервисов по online-продаже продукции является наиболее вероятным вариантом развития розничных сетей федерального масштаба.