Файл: Лекции 1 Психологические особенности конфликтов и их разрешения во временных коллективах детей в дол.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сценарий лекции 2.1

Психологические особенности конфликтов и их разрешения во временных коллективах детей в ДОЛ

Большинство ученых считает, что конфликт – это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами.

Другие определяют конфликт как ситуацию взаимодействия людей либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы (Р.И. Ильясов),

такое противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством (В.А.Иванников)

как явление создающее весьма сложную психологическую атмосферу в любом коллективе школьников, старшеклассников особенно, как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями как критическую ситуацию, то есть ситуацию невозможности реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр. (Ф.Е.Василюк));

как внутреннюю борьбу порождающую внешние, объективно данные противоречия (Н.Д.Левитов);

как состояние, рождающее неудовольствие целой системой мотивов (В.А.Иванников);

как противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения (М.С.Неймарк).

“Конфликтная ситуация, как правило, бывает педагогически целесообразна и выступает как активное средство воспитательного воздействия” (Л.С.Выготский).

Р. Дарендорф дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов

По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).

По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).

По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).

По формам борьбы (мирные и немирные).

По особенностям условий происхождения (эндогенные и экзогенные).

По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).

По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).

Типология конфликтов

Базисная типология конфликтов позволяет определить границы объектного поля конфликтологии и выделить в нем наиболее общие структурные единицы. Она включает конфликты с участием человека: социальные и внутриличностные. Социальные конфликты включают: межличностные,
между личностью и группой, между малыми, средними, большими социальными группами, меж­государственные. Внутриличностные конфликты: между “хочу” и “хочу”, между “хочу” и “не могу”, между “хочу” и “нужно”, между “могу” и “не могу”, между “нужно” и “нужно”, между “нужно” и “не могу”. В принципе в основе классификации может лежать любой признак конфликта.

Типология конфликтов

внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;

межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;

межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;

личностно-групповой – возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

Типология конфликтов

различаются конструктивные и деструктивные конфликты. Конструктивный конфликт способствует преодолению трудностей, кризисов, утверждению социально позитивных норм общения, обстановки взаимной требовательности, приводит к отказу от противоправных действий, улучшает психологический климат в коллективе. Деструктивный конфликт проявляется в негативных действиях, эмоциональной напряженности, психических травмах, нарушениях дисциплины, приводящих нередко к разрушительным последствиям.

Типология конфликтов на основе потребности, которую стремятся удовлетворить участники конфликта:

1) ресурсные конфликты (борьба за материальные ресурсы);

2) статусноролевые конфликты (социальные потребности);

3) идейные конфликты (духовные потребности и отстаивание идей, норм, принципов).

Примером классификации конфликтов является типология по причинно-мотивационным условиям конфликта

Эта классификация предложена Н. Гришиной:

1) конфликт в связи с достижением базовых целей;

2) конфликт на препятствие к достижению личных или вторичных целей деятельности;

3) конфликты из-за неприятия норм отношений;

4) конфликты из-за личностных особенностей индивидов.

Психологическая структура конфликта



Важными понятиями, без которых конфликтология (в том числе и пе­дагогическая) как наука не может функционировать, являются: конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, инцидент.

Формы и критерии завершения конфликтов

Общим понятием, описывающим финал конфликта, является понятие завершение конфликта, т.е. это - прекращение его существования в любой форме.

Используются и другие понятия. Которые характеризуют суть процесса завершения конфликта:

затухание

преодоление

пресечение

пригашение

саморазрешение

угашение

урегулирование

устранение

улаживание и др.

Разрешение конфликта —

это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Управление конфликтом

Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач.

Управление конфликтом — это перевод его в ра­циональное русло деятельности людей, осмыслен­ное воздействие на конфликтное поведение соци­альных субъектов с целью достижения желаемых результатов; это ограничение противоборства рам­ками конструктивного влияния на общественный процесс.

Управление конфликтами включает в себя: прогнозирование конфликтов; предупреждение од­них и вместе с тем стимулирование других; прекра­щение и подавление конфликтов; регулирование и разрешение.

Каждый из названных видов действий представляет собою акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфлик­тное действие.

Урегулирование конфликта

Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, то в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе.


Исход конфликта

Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть:

устранение одной или обеих сторон;

приостановка конфликта с возможностью его возобновления;

победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);

деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);

согласие о правилах совместного использования объекта;

равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;

отказ обеих сторон от посягательств на данный объект;

альтернативное определение таких объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон.