Файл: Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования мирэа Российский Технологический Университет Дисциплина История .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования
«МИРЭА – Российский Технологический Университет»
Дисциплина: История экономических учений
Тема: Фома Аквинский
Выполнила студентка 1-го курса
Пахмутова Виктория
Группа БЭСО-06-19
1) Краткая биография
Примерные годы жизни Фомы Аквинского: с 1225 по 1274. Он родился в замке Рокказекка, расположенном неподалеку от Неаполя. Отец Фомы был феодальным бароном, и прочил сыну титул аббата бенедиктинской обители. Но будущий философ предпочел заниматься наукой. Фома сбежал из дома и присоединился к монашескому ордену. Во время поездки ордена в Париж братья похитили Фому и заточили в крепость. Через 2 года юноше удалось сбежать и уже официально дать обет, стать членом ордена и учеником Альберта Великого. Он учился в Парижском и Кельнском университете, стал преподавателем теологии и начал писать первые философские труды.
Позднее Фому призвали в Рим, где он преподавал богословие и служил советником по богословским вопросам при Папе Римском. Проведя в Риме 10 лет, философ вернулся в Париж, чтобы принять участие в популяризации учения Аристотеля в соответствии с греческими текстами. До этого, официальным считался перевод, сделанный с арабского языка. Фома считал, что восточное толкование искажало суть учения. Философ резко критиковал перевод, и добивался полного запрета на его распространение. Вскоре, он был снова призван в Италию, где до самой смерти преподавал и писал трактаты.
2) Основные его труды или воззрения
Труды Фомы Аквинского включают:
-
два обширных трактата в жанре суммы, охватывающих широкий спектр тем, — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии») -
дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы») -
комментарии на:-
несколько книг Библии -
12 трактатов Аристотеля -
«Сентенции» Петра Ломбардского -
трактаты Боэция, -
трактаты Псевдо-Дионисия -
анонимную «Книгу о причинах»
-
-
ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы -
несколько трактатов об алхимии -
стихотворные тексты для богослужения, например, работа «Этика»
«Дискуссионные вопросы» и «Комментарии» явились во многом плодом его преподавательской деятельности, включавшей, согласно традиции того времени, диспуты и чтение авторитетных текстов, сопровождающихся комментариями.
3) Основной вклад в будущую экономическую науку
Экономические идеи древних греков получили дальнейшее развитие в произведениях средневековых схоластов. Наиболее известным произведением схоластов, посвященным экономической проблематике, является "Сумма теологий" Фомы Аквинского.
Следует отметить важную особенность развития не только экономической мысли, но и науки в целом в этот период. В средние века в Западной Европе огромную роль во всей общественной жизни играла католическая церковь, и основной вклад в развитие экономической мысли вносили католические богословы(теологи) и церковные юристы (канонисты).
В работе "Сумма теологий" Фома Аквинский рассматривает 512 вопросов.
Собственность.
Много внимания Фома Аквинский уделял частной собственности. Отсюда собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд, является естественным и необходимым институтом человеческой жизни. В собственности он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства.
«Справедливая цена».
Фома подходит к ней, прежде всего, с философской точки зрения и ставит вопрос о том, что определяет ценность экономических благ. С его точки зрения цена охватывает пять элементов: работа и расходы, полезность, редкость, достаточная ценность, предпочтения.
Фома Аквинский осуждает получение торговой прибыли; однако, он считает, что, она оправдана в тех случаях, когда:
1. является средством существования того, кто ее получает
2. используется на благотворительные цели.
Таким образом, если торговля не осуществляется только ради барыша, то она приемлема.
4) Анализ с современных позиций основных идей
В условиях диктата католической церкви ученому удалось найти компромисс между многими взаимоисключающими позициям христианской этики и экономических реалий современного ему общества. Обобщение положений учения о «справедливой цене», обоснование правомерности торговой прибыли, ростовщических операций и создание принципиально новой методологической базы экономического исследования с полным правом позволяет признать Фому Аквинского одним из ведущих мыслителей Средневековья и родоначальником западноевропейской экономической мысли.
5) Выводы
Фома Аквинский относиться к досистемному времени, в этот период экономические школ еще не сформировались, если людей волновала, например, какая - нибудь проблема или вопрос, они ее разбирали и искали пути ее решения.
Фома Аквинский был продолжателем идей Аристотеля, главной особенность было то, что он учел новые идей и приспособил экономическую мысль к новому времени.
Учения Фомы Аквинского представляют собой пример схоластической экономической мысли, которая не раскрывает внутренние основы экономического развития, а формулирует правильные, с точки зрения католической церкви, принципы экономического поведения людей.