Файл: Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования мирэа Российский Технологический Университет Дисциплина История .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования
«МИРЭА – Российский Технологический Университет»

Дисциплина: История экономических учений



Тема: Фома Аквинский

Выполнила студентка 1-го курса

Пахмутова Виктория

Группа БЭСО-06-19

1) Краткая биография

Примерные годы жизни Фомы Аквинского: с 1225 по 1274. Он родился в замке Рокказекка, расположенном неподалеку от Неаполя. Отец Фомы был феодальным бароном, и прочил сыну титул аббата бенедиктинской обители. Но будущий философ предпочел заниматься наукой. Фома сбежал из дома и присоединился к монашескому ордену. Во время поездки ордена в Париж братья похитили Фому и заточили в крепость. Через 2 года юноше удалось сбежать и уже официально дать обет, стать членом ордена и учеником Альберта Великого. Он учился в Парижском и Кельнском университете, стал преподавателем теологии и начал писать первые философские труды.

Позднее Фому призвали в Рим, где он преподавал богословие и служил советником по богословским вопросам при Папе Римском. Проведя в Риме 10 лет, философ вернулся в Париж, чтобы принять участие в популяризации учения Аристотеля в соответствии с греческими текстами. До этого, официальным считался перевод, сделанный с арабского языка. Фома считал, что восточное толкование искажало суть учения. Философ резко критиковал перевод, и добивался полного запрета на его распространение. Вскоре, он был снова призван в Италию, где до самой смерти преподавал и писал трактаты.

2) Основные его труды или воззрения

Труды Фомы Аквинского включают:

  • два обширных трактата в жанре суммы, охватывающих широкий спектр тем, — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»)

  • дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»)

  • комментарии на:

    • несколько книг Библии

    • 12 трактатов Аристотеля

    • «Сентенции» Петра Ломбардского

    • трактаты Боэция,

    • трактаты Псевдо-Дионисия

    • анонимную «Книгу о причинах»

  • ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы

  • несколько трактатов об алхимии

  • стихотворные тексты для богослужения, например, работа «Этика»


«Дискуссионные вопросы» и «Комментарии» явились во многом плодом его преподавательской деятельности, включавшей, согласно традиции того времени, диспуты и чтение авторитетных текстов, сопровождающихся комментариями.
3) Основной вклад в будущую экономическую науку

Экономические идеи древних греков получили дальнейшее развитие в произведениях средневековых схоластов. Наиболее известным произведением схоластов, посвященным экономической проблематике, является "Сумма теологий" Фомы Аквинского.

Следует отметить важную особенность развития не только экономической мысли, но и науки в целом в этот период. В средние века в Западной Европе огромную роль во всей общественной жизни играла католическая церковь, и основной вклад в развитие экономической мысли вносили католические богословы(теологи) и церковные юристы (канонисты).

В работе "Сумма теологий" Фома Аквинский рассматривает 512 вопросов.
Собственность.

Много внимания Фома Аквинский уделял частной собственности. Отсюда собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд, является естественным и необходимым институтом человеческой жизни. В собственности он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства.

«Справедливая цена».

Фома подходит к ней, прежде всего, с философской точки зрения и ставит вопрос о том, что определяет ценность экономических благ. С его точки зрения цена охватывает пять элементов: работа и расходы, полезность, редкость, достаточная ценность, предпочтения.

Фома Аквинский осуждает получение торговой прибыли; однако, он считает, что, она оправдана в тех случаях, когда:

1. является средством существования того, кто ее получает

2. используется на благотворительные цели.

Таким образом, если торговля не осуществляется только ради барыша, то она приемлема.
4) Анализ с современных позиций основных идей

В условиях диктата католической церкви ученому удалось найти компромисс между многими взаимоисключающими позициям христианской этики и экономических реалий современного ему общества. Обобщение положений учения о «справедливой цене», обоснование правомерности торговой прибыли, ростовщических операций и создание принципиально новой методологической базы экономического исследования с полным правом позволяет признать Фому Аквинского одним из ведущих мыслителей Средневековья и родоначальником западноевропейской экономической мысли.


5) Выводы

Фома Аквинский относиться к досистемному времени, в этот период экономические школ еще не сформировались, если людей волновала, например, какая - нибудь проблема или вопрос, они ее разбирали и искали пути ее решения.

Фома Аквинский был продолжателем идей Аристотеля, главной особенность было то, что он учел новые идей и приспособил экономическую мысль к новому времени.

Учения Фомы Аквинского представляют собой пример схоластической экономической мысли, которая не раскрывает внутренние основы экономического развития, а формулирует правильные, с точки зрения католической церкви, принципы экономического поведения людей.