Файл: Курсовая работа по дисциплине Бухгалтерский финансовый учет и отчетность.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.1. метод амортизации;
3.2. метод оценки запасов;
3.3. метод калькулирования себестоимости;
3.4. и т.д.
Различные методы элементов учетной политики влияют на показатели ее деятельности. Также данная функция учетной политики проявляется в оптимизации учетного процесса. Это раскрывается в утверждении графика документооборота, формах первичных документах, организационной структуре бухгалтерской службы и т.д.
Важно учесть все будущие хозяйственные операции, которые могут быть в компании на предстоящий календарный год.
На начальном этапе работы над документом берется во внимание режим налогообложения и размер фирмы. Это важно, поскольку для малого бизнеса есть возможность вести бухгалтерский учет по упрощенной схеме.
На следующем этапе важно рассмотреть основные принципы и допущения, с помощью которых формируется учетная политика. которые наглядно представлены на рис. 1.1
Рисунок 1.1-Принципы формирования учетной политики
Основу учетной политики составляют:
-
рабочий вариант плана счетов; -
формы первичной документации, учетных регистров, других документов, участвующих в документообороте; -
порядок инвентаризации; -
способы оценки активов, обязательств; -
порядок документооборота и обработки документации; -
правила контроля движения ресурсов фирмы; -
другие правила, принятые для эффективного ведения учета.
Любой раздел учетной политики требует тщательной предварительной проработки и изучения соответствующих законодательных норм. Пример: при определении способов оценки основных средств требуется проанализировать ПБУ 6/01; способы и порядок инвентаризации определяют «Методические указания по инвентаризации», утвержденные приказом Минфина №49 от 13/06/95, и т.д.
Для составления учетной политики в целях НУ делается акцент на налогах и роли организации как налогоплательщика; используются принципы, заложенные в ПБУ 1/2008. Статья 11-2 НК РФ определяет налоговую УП как избранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ методов определения доходов, расходов, их признания, оценки и распределения; учета других необходимых для целей налогообложения показателей деятельности.
Отмечают важные моменты по каждому налоговому платежу и вносят в документ. Пример: по налогу на прибыль дата получения дохода (осуществления расхода) определяется по методу начисления, в соответствии со ст. 271, 272 НК РФ.
Очевидно, что для подготовки указанного документа необходимо хорошее знание законодательства и его текущих изменений, высокий уровень профессионализма.
При формировании структуры документа целесообразно разделить его на две части: организационную и методологическую (методическую). В первой речь идет об технических, организационных вопросах учета. Указываются ответственные за учет лица, распределение их обязанностей, форма учета, например, «автоматизированная», с обозначением, какое программное обеспечение используется. Дается указание на рабочий план счетов в приложении к УП либо сам план счетов, в тексте. Даются пояснения, какими формами документов пользуется организация: унифицированными или разработанными самостоятельно. В тексте или в приложении должны приводиться используемые неунифицированные формы.
Отдельными документами со ссылками них либо в приложениях также утверждается:
-
порядок проведения инвентаризации; -
график документооборота; -
формы регистров бухгалтерского или налогового учета, список ответственных за их ведение лиц; -
список должностных лиц и их права доступа к учетным данным. -
Вторая часть указывает на методику учета соответственно: -
по участкам бухгалтерского учета (например, основные средства, запасы, расчеты по налогу на прибыль, доходы и расходы); -
в разрезе налогов (например, налог на прибыль, НДС, налог на имущество).
Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер, утверждает ее руководитель. Документ оформляется в виде приказа. Учетная политика утверждается заранее – на следующий год в текущем году, как правило, в последних числах декабря.
У организации нет обязанности каждый год принимать новый документ. Если речь идет о малом бизнесе, фирме, работающей на специальном режиме, зачастую отсутствует и необходимость. Однако положения учетной политики должны полностью соответствовать законодательству. Если изменения незначительные, в учетную политику для целей БУ и НУ можно вносить дополнения, не дожидаясь окончания года.
Серьезные нововведения позволяют изменять учетную политику. В целях БУ это возможно только со следующего года, только в следующих случаях (по тексту ст. 8-6 ФЗ-402 от 06/12/11, ПБУ 1/2008 п. 10, 12):
-
изменились требования законодательства о бухгалтерском учете, федеральные, отраслевые стандарты учета; -
выбран новый прогрессивный способ ведения бухгалтерского учета для повышения качества бухгалтерских данных; -
условия деятельности фирмы существенно изменились (реорганизация, появление нового вида деятельности).
В целях НУ это возможно до окончания года, согласно изменениям НК РФ. Так же можно поступить, если у фирмы появился новый вид деятельности (письмо Минфина №03-03-06/1/45756 от 03/07/18).
В определенных случаях, если речь идет о крупной организации, имеющей филиалы, ведущей сложный, с точки зрения учета и взимания налогов, бизнес, для разработки учетной политики приглашаются специализированные фирмы.
-
Нормативное регулирование организации учетного процесса в России
Система нормативного регулирования бухучета представляет собой принятые государственными структурами правила его ведения. Нормы утверждаются соответствующими законодательными актами.
Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.
Регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами:
-
соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета; -
единства системы требований к бухгалтерскому учету; -
установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом; -
применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов; -
обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов; -
недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.
Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.
Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:
1- й уровень - нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которые со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета).
3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.
4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.
Общее руководство бухучетом – ответственность Правительства РФ. Каждая компания на основании существующих норм должна самостоятельно определить учетную политику. Различные ее положения могут отличаться в зависимости от нужд компании или конкретной отрасли производства. Однако пункты, которые вводит сама организация, не должны противоречить принятым законам. На данный момент в РФ проводится реформа бухучета. Основы ведения учета приводятся в соответствие с международными стандартами. Реформа касается таких направлений, как:
-
Улучшение норм регулирования, которые позволяют эффективно выявлять нарушения и исполнять положения закона. -
Основание адекватных стандартов. -
Формирование методических предписаний: инструкции, комментарии и прочее. -
Создание образовательной системы (к примеру, повышение квалификации). -
Приведение законов в соответствии с нормами.
Федеральные стандарты разрабатываются и утверждаются в соответствии с программой разработки федеральных стандартов. Органы государственного регулирования бухгалтерского учета и субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета вносят предложения по программе разработки федеральных стандартов в Минфин РФ, который утверждает программу по согласованию с ЦБ РФ. Программа разработки федеральных стандартов на 2018-2020 год утверждает следующих разработчиков проектов стандартов:
-
Фонд "НРБУ "БМЦ" (6 проектов); -
Минфин РФ (4 проекта); -
НП "ИПБ России" (2 проекта).
Для проведения экспертизы проектов федеральных и отраслевых стандартов при Минфине РФ создается совет по стандартам бухгалтерского учета. Совет по стандартам бухгалтерского учета проводит экспертизу проектов федеральных и отраслевых стандартов на предмет:
-
соответствия законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете; -
соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета; -
обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету; -
обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов.