Файл: Внедрение инновационных форм и методов социальной работы в социальной службе. Новые технологии и инновационные.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 10970

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
улучшение своего внешнего вида (косметические маски для волос и тела, маникюр, обновление гардероба и т.д.).
Результатами реабилитационных мероприятий являются восстановление навыков самообслуживания, частичное восстановление здоровья, снятие состояния напряженности и беспокойства, что ведет к повышению качества жизни. Вся работа в этом направлении строится на индивидуальном подходе и на основании составленного социально- психологического портрета пожилого человека.
В 2011 году был разработан и внедрен «бригадный метод социального обслуживания». Суть бригадного метода – распределение планового объема работы не на отдельных работников, а на коллектив бригады, который гарантировал бы выполнение работы независимо от сложившихся обстоятельств (болезнь, отпуск и т.п.).
В течение нескольких лет «бригадный метод» видоизменялся в соответствии с новыми требованиями законодательства, новыми подходами в обслуживании граждан. В настоящее время «бригадный метод» осуществляется в следующей форме: одна бригада, состоящая из двух социальных работников, предоставляет трудозатратные социальные услуги (купание, сопровождение при госпитализации и др.). Вторая бригада из двух специалистов по социальной работе выполняет следующие виды работ: первый специалист осуществляет услугу
«покупка и доставка промышленных товаров» (с использованием автотранспорта) одновременно для групп от 20 до 30 получателей услуг.
В месяц он оказывает до 60 услуг. Второй специалист, в рамках услуги
«систематическое наблюдение за состоянием здоровья», осуществляет выписку рецептов, в месяц оказывается до 160 услуг.
Принцип работы первой бригады позволяет избегать травм при оказании услуг, требующих физических усилий, предоставлять услуги должного качества с соблюдением требований охраны труда. Экономия рабочего времени по двум услугам, оказываемым второй бригадой, составляет до 80 часов в месяц. В результате высвобождается время для оказания дополнительных платных услуг, снижается нагрузка в период отсутствия основного работника. В 2015 году этим методом обслуживались 10 человек, в квартале 2016 года – 18 человек. Степень удовлетворенности граждан, выявленная в ходе опросов, составляет
100%.
В работе с пожилыми людьми, состоящими на социальном обслуживании на дому, а также с их родственниками используются такие формы работы как «Школа компьютерной грамотности на дому» и
«Школа по уходу за пожилыми людьми». В «Школе компьютерной грамотности» пожилые люди обучаются начальным навыкам пользования компьютером, умению выходить в Интернет, общаться друг с другом и своими семьями, проживающими отдельно, в социальных сетях, совершать различные операции: от заказа билетов на поезд до оплаты коммунальных платежей и др. Всего в 2015 году обучились – 9 человек, за I полугодие 2016 года – 11 человек.
Технология «Школа по уходу за пожилыми людьми» включает обучение родственников пожилых людей и инвалидов, а также социальных работников принципам общего ухода (навыкам медицинских

манипуляций, профилактики осложнений, личной гигиене, правилам питания и кормления, методам дезинфекции), психологическим аспектам, связанным с вопросами организации ухода и профилактики стрессовых состояний, информирование и консультирование по использованию технических средств реабилитации и о видах и формах социальной помощи.
В 2015 году в ней обучились 24 человека, в том числе: из числа родственников пожилых людей – 16 человек, из числа сотрудников учреждений – 4 человека; в I квартале 2016 года – 3 человека из числа родственников пожилых людей и 2 человека, относящихся к категории
«инвалиды».
В 2016 году в учреждении реализуется инновационная технология
«Выходные без одиночества». Технология включает в себя социальный патронаж и сопровождение граждан пожилого возраста и инвалидов на дому.
Социальный патронаж – это социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, оказание им социально- бытовых услуг и психологической помощи в зависимости от нуждаемости. Социальный патронаж осуществляется в вечернее время, в выходные и праздничные дни, с привлечением добровольных помощников (волонтеров).
Социальный патронаж включает систематическое наблюдение за пожилым человеком с целью своевременного выявления степени его дезадаптации, ухудшения здоровья, оказание помощи в выполнении социально-бытовых услуг, гигиенических процедур.
Сопровождение – вид деятельности комплексного центра социального обслуживания, включающий комплекс мер, направленный на осуществление контроля, сбор и анализ информации, полученной от пожилого человека, оказание помощи различного характера, от психологической до транспортной. Комплексный центр социального обслуживания населения осуществляет подбор кандидатур добровольных помощников (волонтеров).
Этапы реализации технологии:

I этап – выявление граждан, нуждающихся в социальном патронаже;

II этап – подбор добровольных помощников (волонтеров) для осуществления социального патронажа;

III этап – осуществление сопровождения и оказание содействия в решении проблем пожилых людей, использование возможностей межведомственного взаимодействия
(при необходимости).
Для установления патронажа существует ряд условий:

патронаж устанавливается только с личного согласия пожилого человека;

причинами установления патронажа должны являться: состояние здоровья пожилого человека, которое не позволяет ему самостоятельно и в полном объеме осуществлять

самообслуживание
(тяжелое заболевание, инвалидность, преклонный возраст и пр.);

пожилой человек, над которым устанавливается патронаж, должен быть полностью дееспособен в интеллектуальном плане, то есть быть в состоянии адекватно оценивать свои поступки, принимать решения с учетом последствий их принятия;

между гражданином, над которым устанавливается патронаж, и добровольным помощником должны присутствовать доверительные отношения.
В связи с участием в реализации технологии добровольных помощников (волонтеров), социальный патронаж осуществляется на безвозмездной основе.
Социальный патронаж может быть прекращен или приостановлен по личному желанию одной из сторон, по ряду объективных причин, например, таких как помещение патронируемого в лечебное учреждение, др.
Эффективность технологии: улучшение жизнедеятельности пожилого человека, продление пребывания пожилых граждан и инвалидов в домашних условиях, в привычной социальной среде, ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов, содействие оптимизации затрат бюджета, сокращение очередности в пансионаты для пожилых людей и психоневрологические интернаты.
В реализации данной технологии приняли участие в 2015 году – 3 пожилых человека и 2 волонтера, в I квартале 2016 года – 3 граждан пожилого возраста и 3 (волонтера).
Результатами реализации технологии должно стать улучшение жизнедеятельности пожилого человека (пребывание пожилых граждан и инвалидов в домашних условиях, в привычной социальной среде), ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов, содействие оптимизации затрат бюджета, сокращение очередности в интернаты для пожилых людей и психоневрологические интернаты, содействие развитию волонтерской деятельности.
Предоставление услуг сиделки по уходу на дому за тяжелобольными и лежачими гражданами, нуждающимся в постоянном квалифицированном уходе, а также оказание помощи семьям с тяжело и длительно болеющими родственниками.
Технология является альтернативой помещению их в стационарные социальные и медицинские учреждения.
Лежачий больной нуждается в постоянном уходе: его надо регулярно мыть, менять белье, кормить с ложечки, делать массаж – иначе появятся пролежни, давать назначенные врачом лекарства, развлекать, беседовать и многое другое. Для родных наличие тяжелобольного и лежачего больного ставит перед выбором: либо бросать работу и заниматься всем самим, либо находить тех, кто может помочь справиться с проблемой.


С 2013 года в рамках технологии «Надомные сиделки» обслуживаются 10 человек из числа инвалидов и пожилых людей старше
80 лет, из них 2 человека обслуживаются бесплатно, с 8-мью гражданами заключен договор об оказании социальной помощи на основе частичной оплаты.
В реализации технологии участвуют социальные работники отделения социального обслуживания на дому. На одного социального работника, реализующего данную технологию, приходятся два получателя услуг. В течение пяти рабочих дней социальные работники выполняют свои обязанности два раза в день: один раз – в первую половину дня и один раз – во вторую половину дня, длительность каждого посещения составляет 3 часа. При необходимости услуги предоставляются и в субботу. Все социальные услуги, оказанные сверх объема, осуществляются за дополнительную оплату.
Наиболее востребованными социальными услугами являются: санитарно-гигиенические услуги, кормление, систематическое наблюдение. В среднем каждый гражданин получает 159 услуг в месяц.
С целью создания благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, обеспечивающей снятие нервно-психической напряженности привлекается психолог.
Реализация технологии экономически более выгодна для государства, нежели содержание одного клиента в стационарном учреждении. Кроме экономической выгоды, эффективность технологии заключается в повышении качества жизни, создании условий для квалифицированного ухода за тяжелобольными гражданами, пожилыми людьми и инвалидами на дому. Численность обслуженных лиц в 2015 году составила 10 человек, в настоящее время на обслуживании состоит также 10 человек.
Одним из новых методов, применяемых в организации социального обслуживания на дому, является «Метод рационального распределения нагрузки на социальных работников».
Метод – совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи, или достижение определённой цели.
К задачам, стоящим перед учреждением, относятся:

повышение качества социального обслуживания населения за счет применения эффективных методов;

высвобождение кадровых ресурсов, в том числе и для предоставления дополнительных услуг.
Потребность в предоставлении социальных услуг более высокого качества поставила вопрос о специализации труда социальных работников, осуществляющих надомное обслуживание населения. В последнее время большое внимание уделяется механизмам интенсификации труда, специализации социальных услуг, их классификации в зависимости от индивидуальной потребности
(нуждаемости) получателей социальных услуг
На базе учреждения с момента внедрения платного социального обслуживания и выявления группы получателей услуг, определившихся

на получение услуг по выбору, т.е. получение услуг на условиях оплаты по тарифам, внедряется метод организации социального обслуживания с учетом перечня услуг, на которые заявился потребитель.
Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляют 10 социальных работников, нагрузка на одного составляет 14,4 получателя услуг. В специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов обслуживание граждан осуществляют 10 социальных работников; нагрузка на одного работника составляет 7,5 человек. В службе «Надомные сиделки» обслуживание осуществляют 4 социального работника, нагрузка на одного социального работника –
1,75 человека.
По результатам проведенного анализа количества предоставляемых услуг гражданам выявлено 26 человек, состоящих на обслуживании на условиях частичной оплаты. Учитывая кратность и периодичность предоставляемых услуг, было рассчитано, что всем этим получателям может оказывать услуги один социальный работник.
Социальный работник, осуществляющий обслуживание получателей услуг на условиях частичной оплаты, занят преимущественно оказанием услуг доставки (продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения), уборкой жилых помещений, в том числе с привлечением сторонних организаций и оплаты коммунальных платежей, с одной стороны, и услуг, предусматривающих более длительное общение с клиентами (помощь в приготовлении пищи, уборка, беседы, сопровождение на прогулку, психологическая поддержка, другие социальные услуги), с другой стороны.
Востребованность в услугах граждан на условиях частичной оплаты,
следующая:

оплата коммунальных платежей – 80%;

доставка продуктов питания и промышленных товаров первой необходимости составляет 75%;

уборка жилых помещений – 75%;

доставка по заключению врачей лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения – 65%;

оказание социально-правовых услуг – 100%.
Периодичность посещения социальным работником получателей
социальных услуг варьируется в зависимости от индивидуальной
нуждаемости:

1 человек – 3 раза в неделю;

5 человек – 2 раза в неделю;

8 человек – 1 раз в неделю;

5 человек – 1 раз в месяц;

7 человек – 2 раза в месяц.

Нагрузка социального работника составляет: в день – 4-6 человек; в среднем в месяц одному получателю оказывается 14 услуг; в месяц услуги получают 26 человек, общее количество оказываемых услуг –
350, осуществляется 103 посещения. Месячные трудозатраты – 156 часов, что соответствует среднему количеству рабочих часов при 36 дневной рабочей неделе.
Целесообразность внедрения этого метода в условиях нашего муниципалитета очевидна: он позволяет увеличить число обслуживаемых при тех же финансовых и трудовых ресурсах, значительно улучшить качество и своевременность предоставления услуг. Отсутствует «временная привязанность» к посещению. Есть возможность планирования работы на месяц и оказания услуги «одним днем». При количественном увеличении численности группы нагрузка на
1 соцработника не превышает нагрузку на 1 социального работника, работающего с группой от 12 до 14 человек.
Реализация данного метода ведет к высвобождению социальных работников для решения других функций и задач.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что сегодня важной задачей, стоящей перед работниками системы социального защиты населения, является внедрение в практическую деятельность как традиционных, так и инновационных технологий. Инновационный процесс должен быть комплексным и постоянно совершенствоваться.
Основной технологической задачей социальной работы с пожилыми людьми является выявление социальной проблемы, от характера которой и будет зависеть определение содержания, инструментарий, формы и методы социальной работы.
Инновационные технологии при активной социальной поддержке могут приобрести массовый характер и послужить основой для общественно-государственного регулирования, стандартизации социальных услуг, стать методом решения реальных социальных проблем. Нельзя не отметить, что разработка и реализация социальных проектов, с одной стороны, стимулирует поиск новых методов работы, а с другой
– позволяет находить дополнительные источники финансирования.
Внедрение инновационных технологий и методов работы, разработка программ и проектов влияет не только на вовлечение пожилых людей в активную социальную жизнь, влияет на сохранение здоровья и повышение качества социального обслуживания граждан, но и на реализацию профессиональных навыков работников сферы социального обслуживания населения.
Социальная значимость использования разных подходов состоит в вовлечении пожилых людей в общественную жизнь для сохранения уверенности в себе, убеждении в значимости своей личности, противодействии социальной изоляции и одиночеству, оживлении социальных контактов, поощрении независимости.