Файл: 1. Сущность, значение и задачи стадии возбуждения уголовного дела.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 Персональная (личная) подследственность определяется в зависимости от субъекта преступления. Так, уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, адвокатами и иными лицами, указанными в п. «б»и«в»ч. 2 ст. 151 УПК, расследуются следователями Следственного комитета.
4 Для ряда преступлений, совершенных в сфере экономики, перечень которых дан в ч. 5 ст. 151 УПК, установлена альтернативная подследственность, т.е. предварительное следствие по ним может проводиться следователем того органа, который выявил данное преступление.
5 Подследственность по связи дел установлена ч. 6 ст. 151 УПК. В соответствии с ней расследование ряда уголовных дел (например некоторых преступлений против правосудия) осуществляется следователем того органа, к подследственности которого относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.
13. Соединение уголовных дел: основания и процессуальный порядок. Исчисление сроков предварительного расследования при соединении уголовных дел.
Статья 153. Соединение уголовных дел
В одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении:
1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;
2) одного лица, совершившего несколько преступлений;
3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам.
Соединение уголовных дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.
Соединение уголовных дел, находящихся в производстве следователя, производится на основании постановления руководителя следственного органа. Соединение уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, производится на основании постановления прокурора. Решение о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных в соответствии со статьями 150 и 151 настоящего Кодекса разным органам предварительного расследования, принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности. В случае, если предварительное расследование осуществляется в форме дознания, указанное решение принимает прокурор.
При соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования. При этом срок производства по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.
Условием соединения дел является наличие возбужденных и расследуемых дел, поскольку в одном производстве могут быть соединены только уголовные дела, но не какие-либо другие материалы. Из этого условия вытекают следующие правила:
-
- не могут быть соединены дела, приостановленные и прекращенные, без соответственно возобновления дела или отмены постановления о прекращении дела; -
- если в ходе предварительного следствия обнаружено преступление, то необходимо сначала в порядке ст. 146 УПК РФ принять решение о возбуждении нового дела, а затем соединять оба дела в одном производстве; -
- если первоначальное дело было возбуждено против определенного лица, а в процессе расследования установлены соучастники, то необходимо сначала возбудить уголовное дело в отношении новых лиц, а затем соединить эти дела в одном производстве.
Соединение дел допускается на сновании постановления надзирающего прокурора. Следователь вправе обратиться к прокурору с ходатайством об этом.
14.Выделение уголовных дел и материалов уголовного дела в отдельное производство: основания и процессуальный порядок. Отличия выделения дел от выделения материалов.
Выделение уголовного дела в отдельное производство: дознаватель, следователь вправе выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело в отношении:
- во-первых, отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершённых в соучастии, в случаях, указанных в п. 1-4 ч. 1 ст. 208 УПК;
- во-вторых, в отношении несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого, привлечённого к уголовной ответственности вместе с совершеннолетним обвиняемым;
- иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования.
- подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве; в случае возникновения угрозы безопасности подозреваемого или обвиняемого материалы уголовного дела, идентифицирующие его личность, изымаются из уголовного дела и приобщаются к уголовному делу в отношении подозреваемого или обвиняемого, выделенному в отдельное производство.
Выделение уголовного дела в отдельное производство допускается если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела. Выделение уголовного дела производится на основании постановления следователя/дознавателя. Срок предварительного следствия по уголовному делу исчисляется со дня вынесения этого постановления. В новом УД должны содержаться подлинники или заверенные следователем/дознавателем копии процессуальных документов, составленных при производстве первого уголовного дела.
Выделение материалов из уголовного дела. Возможно, когда в ходе предварительного расследования становится известно о совершении преступления не связанного с расследуемым. В этом случае дознаватель/следователь выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения об этом преступлении и направляет их для принятия решения – следователь руководителю следственного органа, а дознаватель – прокурору.
15.Производство неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно.
Неотложные следственные действия — действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
Неотложные следственные действия выполняются в срок не более десяти суток со дня возбуждения уголовного дела органом дознания.
После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.
Круг неотложных следственных действий законом не определен, т.е. действие признается неотложным не на основании его вида, процессуальной формы и т.п., а исходя из обстоятельств конкретного уголовного дела.
Возможные неотложные сд:
Осмотр
обыск
Выемка
освидетельствование
допрос подозреваемого потерпевшего и свидетеля очевидцев
предъявления для опознания
16. Формы взаимодействия следователя с органами дознания в стадии предварительного расследования, их характеристика.
В Уголовно-процессуальном кодексе определены правовые основания такого взаимодействия (ст. 38, 157 УПК РФ). Следователю надлежит четко представлять себе участника уголовного судопроизводства, с которым он предполагает взаимодействовать.
В п.24 ст. 5 УПК РФ определяется понятие и содержание органа дознания: - это государственные и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
Само понятие взаимодействие нормами права не определяется, но в юридической литературе уже устоявшимся считается суждение о том, что взаимодействие – это основанная на законе, согласованная по цели, месту и времени деятельность независимых друг от друга в административном отношении органов, которая выражается в наиболее целесообразном сочетании оперативно-розыскных, процессуальных и административных функций органа дознания с процессуальными и розыскными действиями следователя, направленными на предупреждение, пресечение, быстрое и полное расследование преступлений, розыск подозреваемого и обвиняемого, возмещение вреда, причиненного преступлением.
Взаимодействие следователя с органами дознания строится на следующих принципах: соблюдение законности; организующая роль следователя; самостоятельность органов дознания при выборе сил, средств и методов взаимодействия; согласованность действий и комплексное использование полученных результатов; неразглашение сведений, полученных в ходе предварительного следствия и в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Основными задачами взаимодействия являются:
· предупреждение и пресечение преступлений;
· обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
· полное, всестороннее и объективное расследование преступлений;
· своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших;
· розыск лиц, скрывшихся от органов предварительного следствия; обеспечение возмещения вреда, причиненного преступными действиями виновных лиц.
Совместная деятельность может иметь место как на этапе возбуждения уголовного дела, так и в ходе предварительного расследования. Взаимодействие следователя с органами дознания протекает в определенных формах. Формы взаимодействия могут быть как процессуального характера и регулироваться нормами уголовно-процессуального закона, так и непроцессуального характера и регулироваться нормами иных нормативных актов.
Процессуальное взаимодействие следователя и органа дознания – это их согласованная, регулируемая нормами уголовно-процессуального закона деятельность в ходе расследования преступления.
Организационное взаимодействие – это сотрудничество следователя с работниками правоохранительных органов или служб (подразделений), регламентированное положениями ведомственных нормативных актов.
17. Сроки предварительного следствия, порядок их продления
Статья 162. Срок предварительного следствия
1. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.
2. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.
3. В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
4. Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.
5. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.