Файл: Практическая работа 2 Ильина Наталья Владимировна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа №2 Ильина Наталья Владимировна

Мануал методик, целью которых является определение психосоматического состояния личности (этап 2).

  1. Шкала реактивной и личностной тревожности

Спилбергера – Ханин.

Цель. Исследование психологического феномена тревожности.

Описание методики: Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценивать личностную тревожность, либо само наличие состояние тревожности. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю.Л. Ханиным. Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя 40 вопросов – рассуждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной и 20 – для оценки личностной тревожности.

Тестирование по методике Спилбергера - Ханина проводится с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй – для измерения уровня личностной тревожности.

Исследование может проводиться индивидуально или в группе.

Инструкция: прочитайте каждое из приведённый предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Бланк 1. Шкала ситуативной тревожности (СТ)



Суждение

Нет, это не так

Пожалуй, так

верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

 1

2





2

Мне ничего не угрожает

 1

2





3

Я напряжен

 1

2





4

Я внутренне скован

 1

2





5

Я чувствую себя свободно

 1

2





6

Я расстроен

 1

2





7

Меня волнуют возможные неудачи

 1

2





8

Я ощущаю душевный покой

 1

2





9

Я встревожен

 1

2





10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

 1

2





11

Я уверен в себе

 1

2





12

Я нервничаю

 1

2





13

Я не нахожу себе места

 1

2





14

Я взвинчен

 1

2





15

Я не чувствую скованности, напряженности

 1

2





16

Я доволен

 1

2





17

Я озабочен

 1

2





18

Я слишком возбужден и мне не по себе

 1

2





19

Мне радостно

 1

2





20

Мне приятно

 1

2






Бланк 2. Шкала личностной тревожности (ЛТ)



Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

1

У меня бывает приподнятое настроение

 1

2





2

Я бываю раздражительным

 1

2





3

Я легко могу расстроиться

 1

2





4

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

 1

2





5

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

 1

2





6

Я чувствую прилив сил, желание работать

 1

2





7

Я спокоен, хладнокровен и собран

 1

2





8

Меня тревожат возможные трудности

 1

2





9

Я слишком переживаю из-за пустяков

 1

2





10

Я бываю вполне счастлив

 1

2





11

Я все принимаю близко к сердцу

 1

2





12

Мне не хватает уверенности в себе

 1

2





13

Я чувствую себя беззащитным

 1

2





14

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

 1

2





15

У меня бывает хандра

 1

2





16

Я бываю доволен

 1

2





17

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

 1

2





18

Бывает, что я чувствую себя неудачником

 1

2





19

Я уравновешенный человек

 1

2





20

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

 1

2






Обработка результатов.

Показатели ситуативной и личностной тревожности подсчитываются по формулам.

Ситуативная тревожность:

СТ = ∑1 – ∑2 + 50,

где ∑1 — сумма баллов по таким пунктам подшкалы: 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;
∑2 — сумма баллов по таким пунктам подшкалы: 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

Личностная тревожность:

ЛТ = ∑1 – ∑2 + 35,

где ∑1 — сумма баллов по таким пунктам подшкалы: 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20;
∑2 — сумма баллов по таким пунктам подшкалы: 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19.

Для облегчения процедуры подсчета баллов предлагаем воспользоваться Бланком для подсчета результатов.

Бланк для подсчета результатов

Подшкала СТ

Подшкала ЛТ

Номер суждения

Баллы

Номер суждения

Баллы

Номер суждения

Баллы

Номер суждения

Баллы

3

 

1

 

2

 

1

 

4

 

2

 

3

 

6

 

6

 

5

 

4

 

7

 

7

 

8

 

5

 

10

 

9

 

10

 

8

 

13

 

12

 

11

 

9

 

16

 

13

 

15

 

11

 

19

 

14

 

16

 

12

 

 

 

17

 

19

 

14

 

 

 

18

 

20

 

15

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

∑1 =

∑2 =

∑1 =

∑2 =



Интерпретация результатов

При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

  • до 30 баллов – низкая,

  • 31 – 44 балла  –  умеренная;

  • 45 и более - высокая.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо