ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При использовании данной методики необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения – не одно и то же. Они могут быть поняты адекватно лишь в контексте комплексного психологического анализа всей мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса – Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: тестами по определению основных жизненных ценностей, мотивации, направленности, личностными тестами (Кеттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и др.
-
Методика измерения уровня тревожности Тейлора
(адаптация Норакидзе).
Цель: Измерение уровня тревожности.
Описание методики.
Шкала «проявления тревожности» (Manifest Anxiety Scale, MAS) — личностный опросник. Предназначен для измерения проявлений тревожности. Опубликован Дж. Тейлор в 1953 г. Утверждения шкалы отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов для шкалы «проявления тревожности» осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги».
Обработка результатов исследования осуществляется аналогично процедуре MMPI. Индекс тревожности измеряется в шкале Т-баллов. Шкала «проявления тревожности» нередко используется в качестве одной из дополнительных шкал MMPI. При этом результат измерения тревожности не только дополняет данные по основным клиническим шкалам MMPI, но и в некоторых случаях может быть привлечен к интерпретации профиля в целом. Как показывают данные исследований (Дж. Рейх и др., 1986; Дж. Хенсер, В. Майер, 1986), состояние тревоги связано с изменением когнитивной оценки окружающего и самого себя. При высоких указателях уровня тревожности необходимо соблюдать известную осторожность в интерпретации данных самооценки.
В 1975 г. В. Г. Норакидзе дополнил опросник шкалой лжи, которая позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах.
Опросник содержит 60 утверждений и предназначен для оценки уровня тревожности как одного из показателей адаптированности работника профессиональной деятельности.
Тестирование продолжается 15-30 мин.
Инструкция: Прочитайте внимательно предложенные Вам утверждения и ответьте на каждое из них «да» или «нет» в зависимости от того, подходит ли Вам это утверждение, или нет. На вопросы отвечайте по возможности быстро, не задумываясь. Время тестирования 20 – 25 минут.
-
Я могу долго работать не уставая. -
Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет. -
Обычно руки и ноги у меня теплые. -
У меня редко болит голова. -
Я уверен в своих силах. -
Ожидание меня нервирует. -
Порой мне кажется, что я ни на что не годен. -
Обычно я чувствую себя вполне счастливым. -
Я не могу сосредоточиться на чем-то одном. -
В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали. -
Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка. -
Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит. -
Я думаю, что я не более нервный, чем большинство людей. -
Я не слишком застенчив. -
Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением. -
Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь. -
Я краснею не чаще, чем другие. -
Я часто расстраиваюсь из-за пустяков. -
Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку. -
Не все люди, которых я знаю, мне нравятся. -
Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит. -
Обычно я спокоен и меня не легко расстроить. -
Меня часто мучают ночные кошмары. -
Я склонен все принимать слишком серьезно. -
Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость. -
У меня беспокойный и прерывистый сон. -
В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать. -
Я более чувствителен, чем большинство людей. -
Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех. -
Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие. -
Мой желудок сильно беспокоит меня. -
Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами. -
Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда. -
Мне порой, кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть. -
Я легко прихожу в замешательство. -
Временами я становлюсь настолько возбужденными, что это мешает мне заснуть. -
Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений. -
У меня бывают приступы тошноты и рвоты. -
Я никогда не опаздывал на свидание или работу. -
Временами я определенно чувствую себя бесполезным. -
Иногда мне хочется выругаться. -
Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо. -
Меня беспокоят возможные неудачи. -
Я часто боюсь, что вот-вот покраснею. -
Меня нередко охватывает отчаяние. -
Я - человек нервный и легко возбудимый. -
Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать. -
Я почти всегда испытываю чувство голода. -
Мне не хватает уверенности в себе. -
Я легко потею, даже в прохладные дни. -
Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать. -
У меня очень редко болит живот. -
Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе. -
У меня бывают периоды такого сильною беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте. -
Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения. -
Я легко расстраиваюсь. -
Практически я никогда не краснею. -
У меня гораздо меньше опасений и страхов чем у моих друзей и знакомых. -
Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня. -
Обычно я работаю с большим напряжением.
Обработка и интерпретация данных.
Шкала тревоги.В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 6, 7, 9 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 53, 54, 56, 60.
Ответы «Нет» к пунктам 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58.
Шкала лжи.В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 2, 10, 55; ответы «Нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.
Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого.
Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги:
40 – 50 баллов– рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;
25 – 40 баллов – свидетельствует о высоком уровне тревоги;
15 – 25 баллов– о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;
5 – 15 баллов– о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;
0 – 5 баллов– о низком уровне тревоги
-
Тест Томаса – типы поведения в конфликте.
Цель: изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации
Описание методики. Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.
В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.
Инструкция. Вам предлагается 30 пар несложных суждений. Каждое суждение описывает возможное поведение человека в ситуации общения с другим человеком. Каждый раз читайте подряд два суждения: А и Б, - и выбирайте то, которое в большей степени характеризует ваше собственное поведение. Выбранное суждение отметьте.
Суждения.
1. А: Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б: Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А: Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б: Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А: Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б: Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А: Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б: Я иногда жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А: Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б: Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А: Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б: Я стараюсь добиться своего.
7. А: Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б: Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А: Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б: Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А: Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б: Я предпринимаю все усилия, чтобы добиться своего.
10. А: Я твердо стараюсь достичь своего.
Б: Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А: Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б: Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А: Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б: Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.
13. А: Я предлагаю среднюю позицию.
Б: Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А: Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б: Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А: Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б: Я стремлюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А: Я стараюсь не задеть чувств другого.