Файл: Практическая работа 2 Ильина Наталья Владимировна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При использовании данной методики необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения – не одно и то же. Они могут быть поняты адекватно лишь в контексте комплексного психологического анализа всей мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса – Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: тестами по определению основных жизненных ценностей, мотивации, направленности, личностными тестами (Кеттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и др.

  1. Методика измерения уровня тревожности Тейлора

(адаптация Норакидзе).

Цель: Измерение уровня тревожности.

Описание методики.

Шкала «проявления тревожности» (Manifest Anxiety Scale, MAS) — личностный опросник. Предназначен для измерения проявлений тревожности. Опубликован Дж. Тейлор в 1953 г. Утверждения шкалы отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов для шкалы «проявления тревожности» осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги».

Обработка результатов исследования осуществляется аналогично процедуре MMPI. Индекс тревожности измеряется в шкале Т-баллов. Шкала «проявления тревожности» нередко используется в качестве одной из дополнительных шкал MMPI. При этом результат измерения тревожности не только дополняет данные по основным клиническим шкалам MMPI, но и в некоторых случаях может быть привлечен к интерпретации профиля в целом. Как показывают данные исследований (Дж. Рейх и др., 1986; Дж. Хенсер, В. Майер, 1986), состояние тревоги связано с изменением когнитивной оценки окружающего и самого себя. При высоких указателях уровня тревожности необходимо соблюдать известную осторожность в интерпретации данных самооценки.

В 1975 г. В. Г. Норакидзе дополнил опросник шкалой лжи, которая позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах.

Опросник содержит 60 утверждений  и предназначен для оценки уровня тревожности как одного из показателей адаптированности работника профессиональной деятельности.


Тестирование продолжается 15-30 мин.


Инструкция: Прочитайте внимательно предложенные Вам утверждения и ответьте на каждое из них «да» или «нет» в зависимости от того, подходит ли Вам это утверждение, или нет. На вопросы отвечайте по возможности быстро, не задумываясь. Время тестирования 20 – 25 минут.

  1. Я могу долго работать не уставая.

  2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.

  3. Обычно руки и ноги у меня теплые.

  4. У меня редко болит голова.

  5. Я уверен в своих силах.

  6. Ожидание меня нервирует.

  7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

  8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.

  9. Я не могу сосредоточиться на чем-то одном.

  10. В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали.

  11. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

  12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

  13. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство людей.

  14. Я не слишком застенчив.

  15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.

  16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

  17. Я краснею не чаще, чем другие.

  18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.

  19. Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку.

  20. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.

  21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.

  22. Обычно я спокоен и меня не легко расстроить.

  23. Меня часто мучают ночные кошмары.

  24. Я склонен все принимать слишком серьезно.

  25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.

  26. У меня беспокойный и прерывистый сон.

  27. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.

  28. Я более чувствителен, чем большинство людей.

  29. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.

  30. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие.

  31. Мой желудок сильно беспокоит меня.

  32. Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами.

  33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.

  34. Мне порой, кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть.

  35. Я легко прихожу в замешательство.

  36. Временами я становлюсь настолько возбужденными, что это мешает мне заснуть.

  37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.

  38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.

  39. Я никогда не опаздывал на свидание или работу.

  40. Временами я определенно чувствую себя бесполезным.

  41. Иногда мне хочется выругаться.

  42. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо.

  43. Меня беспокоят возможные неудачи.

  44. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

  45. Меня нередко охватывает отчаяние.

  46. Я - человек нервный и легко возбудимый.

  47. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.

  48. Я почти всегда испытываю чувство голода.

  49. Мне не хватает уверенности в себе.

  50. Я легко потею, даже в прохладные дни.

  51. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.

  52. У меня очень редко болит живот.

  53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

  54. У меня бывают периоды такого сильною беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте.

  55. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения.

  56. Я легко расстраиваюсь.

  57. Практически я никогда не краснею.

  58. У меня гораздо меньше опасений и страхов чем у моих друзей и знакомых.

  59. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.

  60. Обычно я работаю с большим напряжением.


Обработка и интерпретация данных.

Шкала тревоги.В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 6, 7, 9 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 53, 54, 56, 60.

Ответы «Нет» к пунктам 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58.

Шкала лжи.В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 2, 10, 55; ответы «Нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.

Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого.

Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги:

40 – 50 баллов– рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;

25 – 40 баллов – свидетельствует о высоком уровне тревоги;

15 – 25 баллов– о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;

5 – 15 баллов– о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;

0 – 5 баллов– о низком уровне тревоги

  1. Тест Томаса – типы поведения в конфликте.

Цель: изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации

Описание методики. Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.

В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.

Инструкция. Вам предлагается 30 пар несложных суждений. Каждое суждение описывает возможное поведение человека в ситуации общения с другим человеком. Каждый раз читайте подряд два суждения: А и Б, - и выбирайте то, которое в большей степени характеризует ваше собственное поведение. Выбранное суждение отметьте.

Суждения.

1. А: Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.


    Б: Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

 

2. А: Я стараюсь найти компромиссное решение.

    Б: Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

 

3. А: Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    Б: Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

 

4. А: Я стараюсь найти компромиссное решение.

    Б: Я иногда жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

 

5. А: Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

    Б: Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

 

6. А: Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

    Б: Я стараюсь добиться своего.

 

7. А: Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

    Б: Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

 

8. А: Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    Б: Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

 

9. А: Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

    Б: Я предпринимаю все усилия, чтобы добиться своего.

 

10. А: Я твердо стараюсь достичь своего.

      Б: Я пытаюсь найти компромиссное решение.

 

11. А: Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

      Б: Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

 

12. А: Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

      Б: Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.

 

13. А: Я предлагаю среднюю позицию.

      Б: Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

 

14. А: Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

      Б: Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

 

15. А: Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

      Б: Я стремлюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

 

16. А: Я стараюсь не задеть чувств другого.