Файл: Анализ бизнесмодели компании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)
Домашнее творческое задание по дисциплине «Инновации и современные модели бизнеса»

на тему «Анализ бизнес-модели компании».

Выполнил студент учебной

группы ЗБМФ-17-4

Иванов Иван Иванович

Руководитель:

д. э.н., профессор

Попадюк Татьяна Геннадьевна


Москва – 2020 г.

ПАО «М.Видео» (после слияния с компанией «Эльдорадо» также называется группой «М.Видео – Эльдорадо») - российская сеть магазинов бытовой техники и электроники. Это акционерное общество (акции котируются на Московской бирже), контролируемое структурами производственно-финансовой группы «САФМАР» Михаила Гуцериева. По данным на 2018 год, «М.Видео – Эльдорадо» занимает первое место в России по объемам онлайн-продаж среди ритейлеров, специализирующихся на продаже непродовольственных товаров. Среди всех ритейлеров России он занимает четвертое место по объему продаж. Штаб-квартира находится в Москве.

Основан 3 марта 1993 года Александром Тынкованом, его братом Михаилом Тынкованом и Павлом Бреевым, когда в Москве на улице Маросейка открылся первый магазин «Мир Видео». В 90-е годы сеть работала только в Москве. В 2001 году «М.Видео» открыла свой первый магазин в регионе – в Нижнем Новгороде. В 2007 году компания открывает 100-й магазин (в Санкт-Петербурге).

4 марта 2010 года в московском гипермаркете «М.Видео» открылся розничный магазин Apple Shop. В 2010 году открылся 200-й магазин (в Новосибирске).

В августе 2012 года в Нижнем Новгороде открылся первый за пределами Москвы интернет-магазин компании. 19 октября 2012 года компания открывает еще 15 интернет-магазинов. С 2012 года компания объявила, что сосредоточится на развитии своей стратегии Omni-channel: интернет-магазина, интегрированного с маркетингом, ассортиментом и ценообразованием розничной сети. По итогам 2015 года доля онлайн-продаж превысила 11% оборота.

В 2013 году в Омске открылся 300-й магазин «М.Видео».

Осенью 2014 года сайт www.mvideo.ru был перезапущен с обновленным дизайном.

В конце 2014 года М.Видео запустила креативную кампанию «Научно-исследовательский институт Р.А.З.У.М.», в которой впервые в своей истории использовала образ знаменитости в рекламной коммуникации. Лицом компании является телеведущий Александр Пушной, который появлялся во всех визуальных коммуникациях: от Интернета и форматов внешней рекламы до телевизионных рекламных роликов.


В июне 2016 года она открыла самый восточный магазин сети во Владивостоке. Также половина запланированных «М.Видео» выездов в новые города в 2016 году приходилась на Дальний Восток.

В 2016 году М.Видео переформатировала около половины своих филиалов и перенесла продажу смартфонов, аксессуаров и контрактов от мобильных операторов, а также умных часов, ноутбуков, планшетов, устройств для умного дома и устройств в отдельную зону под названием m_mobile. Точки такого формата занимают гораздо меньшую площадь по сравнению с обычными магазинами М.Видео. Для построения «сети региональных центров» магазинов m_mobile в 2014 году ADG Group выкупила у московских властей 39 устаревших советских кинотеатров в спальных районах: «Ангара», «Прага», «Киргизия», «Будапешт», «Рассвет», «София», «Орион» и др. Осенью 2016 года М.Видео представила площадку для торговли товарами, конкурирующую с Яндекс.Маркетом, на которой продаются товары, на которых компания не специализируется.

В 2018 году она начала проект по сбору и переработке старых батареек, установив в магазинах специальные контейнеры в виде батареек Duracell.

В 2019 году совместно с SAP была представлена ​​концепция «умного» магазина в рамках долгосрочной стратегии развития ONE-retail, которая предполагает выход из бизнеса в онлайн, а семейные магазины будут действовать как центры эмиссии и пользовательского опыта, которые позволят людям полностью протестировать и оценить продукт и принять решение о покупке.

Первыми в России совместно с дистрибьютором RDC Group запустили категорию носимых устройств - модные смарт-часы.

В декабре 2019 года стоимость акций М.Видео достигла пика. На пике роста акции продавались по 579,9 рубля за штуку. Рост стоимости акций произошел на фоне планов компании выплатить дивиденды в размере 5,99 млрд. рублей.

Бизнес-стратегия «М.Видео» построена на трех составляющих (рис. 1).


Бизнес-модель

Многоканальность

Омникальность

One Retail

Расширение традиционной розничной сети за счет интернет-магазина и колл-центра

Увеличение географии онлайн-бизнеса и развитие онлайн-сервиса

Выравнивание ассортимент, цен и подходов к продажам онлайн и оффлайн

Развитие онлайн-маркетинга

Единая цифровая розничная среда

Единое видение клиента во всех точках взаимодействия с покупателями

Решения на основе мобильного интернета, технологий




Рис. 1. Стратегия бизнеса «М.Видео»

Стратегическими целями группы «М.Видео» до 2022 г. являются следующие:

- повышение доли рынка до 30%;

- достижение показателя EBITDA (маржа) > 6%;

- получение статуса лучшей сети по «покупательскому опыту».

Задачами в бизнес-стратегии являются:

1.Достижение уникального сервиса и рыночного позиционирования:

- высокая узнаваемость бренла;

- единственный игрок с покрытием всех клиентских сегментов и розничных форматов;

- до 76% удовлетворенность клиентов;

2.Омникальнось и эффективность:

- омникальность и бесшовный сервис онлайн и оффлайн продаж;

- самые популярные сайты сегмента «Бытовая техника»;

- единственная на рынке кредитная онлайн-платмоформа;

- магазин как инструмент онлайн-продаж;

- модель бизнеса, не требующая инвестиций в активы.

Цель стратегии «М.Видео» — укреплять свои позиции в качестве лидирующего бренда Группы, наиболее известного и надёжного ритейлера на российском рынке бытовой, цифровой и игровой техники. Увеличение доли рынка «М.Видео» будет происходить за счёт расширения аудитории, развития онлайн-бизнеса, предоставления лучшего ассортимента в среднем ценовом сегменте и в сегменте премиум-класса, а также за счёт повышения качества обслуживания через внедрение цифровых технологий, экосистем и реализации концепции ONE RETAIL.

Ключевые показатели:

- число магазинов – 480 ед. более чем в 220 городах России;

- 59 магазинов – не находятся в аренде;

- покрытие рынка онлайн-продаж в городах присутствия – 100%;

- открытие каждой новой точки продаж увеличивает посещаемость онлайн-платформы в районе открытия в среднем на 10-15%.

На рис. 2 представлены данные чистого оборота группы «М.Видео».


Рис. 2. Чистый оборот группы «М.Видео» в 2018-2019 гг., с НДС, в млрд. руб.
Консолидированная выручка Группы увеличилась в 2019 году на 62,0% по сравнению с 2018 годом – до 321,1 млрд руб. – на фоне сильного роста продаж сопоставимых магазинов, увеличения онлайн-продаж, а также за счёт приобретения сети «Эльдорадо».


Консолидированная валовая прибыль увеличилась на 69,0%, до 78,6 млрд руб.; валовая маржа улучшилась на 1 п. п. год к году (до 24,5%) по итогам 2019 года, в основном в связи с эффективным управлением ассортиментом и товарными запасами, а также ростом доли цифровых товаров в продажах Группы.

Приобретение ООО «ЭЛЬДОРАДО» в 2018 году привело к глубокой трансформации российского рынка потребительской электроники, положив начало его консолидации. В результате создания Группы «М.Видео – Эльдорадо» в России впервые появился игрок, входящий в число 10 крупнейших розничных публичных продавцов потребительской электроники в мире. В августе 2018 года Группа продолжила консолидацию рынка благодаря приобретению российского бизнеса «МедиаМаркт».

Эффективная интеграция двух лидирующих брендов на рынке стала ключевой стратегической и управленческой задачей минувшего года. В рамках достижения данной цели Компания сформулировала подход, основанный на трёх ключевых принципах:

- создание единого юридического лица, управляющего двумя сетями;

- применение лучших практик на основе единой бизнес-модели «М.Видео»;

- сохранение и развитие «М.Видео» и «Эльдорадо» как двух ведущих брендов на российском рынке.

Приоритетом Группы является дальнейшее применение на бренде «Эльдорадо» успешной бизнес-модели и лучших практик «М.Видео» в сферах управления товарными запасами и ассортиментом, взаимоотношений с поставщиками, арендаторами и другими контрагентами.

В 2018 г. Группа осуществила перезапуск операционной бизнес-модели «Эльдорадо» на основе единой компании. В частности, были реализованы оптимизация ассортимента «Эльдорадо» за счёт вывода из него непрофильных категорий, не относящихся к бытовой технике и электронике, расширение предложения цифровых товаров, а также проект перевода «Эльдорадо» на омниканальную модель (унификация ассортимента, маркетинга и ценовой политики в интернете и офлайн, развитие интернет-сайта) на основе опыта «М.Видео». Кроме того, в рамках «Эльдорадо» была запущена платформа кредитного брокера (аналог платформы m_credit, действующей в «М.Видео»): в результате сеть «Эльдорадо» получила преимущества от обмена передовыми практиками с конкурентом, что также справедливо для «М.Видео».

Таким образом, в рамках бизнес-модели «М.Видео» сегодня можно отметить следующие направления, которые дают конкурентные преимущества:


1.Есть охват и среднего, и премиум-сегмента;

2.Руководство готово платить за неординарный клиентский опыт;

3.Сервис компании «М.Видео» имеет высокую ценность технологичности.

4.Широкий охват, присутствие во всех крупных городах РФ.

5.Расположение отличает первоклассностью (в крупных торговых центрах).

6.Сами магазина – крупные, с премиальным дизайном.

Увеличить показатели деятельности возможно за счет следующих действий:

1.Выстраивание долгосрочных отношений с клиентами и поставщиками.

2.Активное внедрение экосистемного подхода.

3.Полная реализация кадрового потенциала.

4.Успешная долгосрочная программа лояльности.

5.Активация простых услуг по базовой стоимости.

6.Перезапуск бизнес-модели к омникальной модели

7.Активное кредитование клиентов.

8.Реализация проектов: «One Retail», «Сделка здесь и сейчас», «m_mobile».

Другой вариант повышения доходности – «бросить» все силы на реализацию инновационных проектов:

1.С 2019 г. Группа начала работу над новой масштабной программой цифровизации процессов фронт- и бэк-офиса с целью создания нового клиентского опыта, увеличения выручки и снижения операционных затрат. В рамках программы собраны крупные проекты в таких сферах, как логистика, финансовый менеджмент, HR и другие, отобранные совместно с консультантами KPMG. Программа рассчитана на срок до трёх лет; в её рамках планируется реализовать до 50 проектов.

2.Группа внедряет гибкие цифровые рабочие места сотрудников как в центральном офисе, так и в магазинах розничной сети. В частности, более чем для 800 сотрудников центрального офиса персональные компьютеры заменены «тонкими клиентами» – виртуальной машиной, интегрированной с облачным хранилищем данных, то есть имея ноутбук и интернет, сотрудник может получить доступ к своим рабочим документам в любом месте. Данный подход обеспечивает мобильность персонала и предоставляет возможность быстро собирать оперативные команды под конкретные задачи.

3. В 2018 г. Группа «М.Видео – Эльдорадо» сформировала центр компетенций в области аналитики данных и машинного обучения – Digital Retail Data Science Centre. Основная функция подразделения – разработка и внедрение математических алгоритмов в бизнес-процессы Группы – маркетинг, онлайн-продажи, логистику и управление персоналом. Группа рассчитывает, что технологии, основанные на анализе данных, позволят сократить операционные расходы и смогут принести до 5 млрд. руб. дополнительного оборота в среднесрочной перспективе.