ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблемы распределения финансов Пенсионного фонда
Пенсионный фонд и механизм руководства его финансами требуют изменения финансовых, общественных и демографических условий с учетом передового мирового опыта, накопленного экономической наукой. Критерием осуществления ПФР конституционно гарантированных социальных обязательств представляет собой обеспечение сбалансированности бюджета ПФР. Сбалансированность бюджета ПФР достигается за счет сбалансированности внутренних элементов бюджета ПФР, а именно сбалансированности накопительной и распределительной элементов бюджета ПФР, страховых и нестраховых поступлений и выплат, управления источниками финансирования дефицита бюджета ПФР, создание финансовых резервов, определения источников для финансирования кассовых разрывов. Главная задача Пенсионного фонда — совместная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечения уровня получаемых человеком жизненных благ за счет перераспределения средств во времени, где бы человек ни жил, он гарантирует себе своим трудом и прошлыми социальными отчислениями определенный уровень жизни в будущем. Текущая пенсионная система сформировалась, когда экономические отношения строились только на государственной собственности, а государство строго регулировало все сферы существования общества и народного хозяйства [6, с. 666]. Состояние действующей пенсионной системы в Российской Федерации — одна из самых острых социально-экономических проблем [6, с. 668]. Проблема нехватки средств в бюджете Пенсионного фонда для финансирования страховых пенсий действующим пенсионерам связана с тяжелой демографической ситуацией в стране. Число пенсионеров растет с каждым годом с уменьшением активного населения, что приводит к росту нагрузки на трудоспособное население. В Российской Федерации на пенсионера работают 1,7 сотрудника, что говорит о масштабных дисбалансах. Данная ситуация объясняется особенностями российской пенсионной системы, среди которых можно выделить: низкий стартовый возраст, высокая доля льготников, возможность получения пенсии для активных пенсионеров [6, с. 667]. Наличие большого количества возрастных привилегий ставит трудящихся в равное положение, что ведет к ситуации, когда люди, вне зависимости от продолжительности
периода уплаты взносов и их размера, получают более высокую пенсию в течение определенного периода времени [6, с. 667]. Теневая занятость — тоже серьезная проблема. Конвертная заработная плата приводит к недостаточному поступлению страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда. Увеличение количества пенсионеров также объясняется большим количеством досрочных (привилегированных) пенсионеров, которое повышается из года в год. Таким образом, на Пенсионный фонд возложена тяжелая финансовая нагрузка и выплата досрочного выхода на пенсию лицам, которые еще не достигли пенсионного возраста. Все эти «дыры» в пенсионной системе страны приводят к тому, что пенсионеры получают низкие пенсии. Доходы пенсионеров хронически отличаются от уровня цен [6, с. 668]. В настоящее время коэффициент замещения пенсий составляет около 40 %, в 2050 году он может снизиться до 25 %. Пенсионная система Российской Федерации находится в критическом состоянии и требует эффективных мер по стабилизации финансового положения. Чтобы дать окончательную оценку финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации, нужно проанализировать формирование и расходование бюджета Фонда. Сбалансированность бюджета ПФР в 2016–2021 гг. обеспечивается за счет средств федерального бюджета, выделяемых на обязательное пенсионное страхование, а также на возмещение выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Текущая модель формирования бюджета ПФР не позволяет снижать нагрузку на федеральный бюджет. Несмотря на происходящие в последнее десятилетие изменения в отношении пенсионных прав граждан, механизма исчисления и индексации пенсий, ряд важных вопросов в области пенсионного обеспечения остаются нерешенными. К ним относят достойного уровня пенсионное обеспечение, создание условий для финансовой устойчивости пенсионной системы, достижение приемлемого уровня страховой нагрузки на бизнес и федеральный бюджет, обеспечение адекватности пенсионных прав заработной плате, с которой уплачиваются страховые взносы., или адекватность размера пенсии реальному вкладу застрахованного лица в пенсионную систему, обеспечение минимальных гарантий пенсионного обеспечения гражданина на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера, повышение роли трудового стажа в формирование пенсионных прав и расчет размера пенсии, создание условий для заинтересованности застрахованного лица в активном участии в формировании своих пенсионных прав и последующего выхода на пенсию. Основные проблемы сбалансированности пенсионного фонда РФ. Укрепление долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы России требует разработки и реализации мер,
направленных на решение проблем, связанных, в первую очередь, с бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации. Основными проблемами, определяющими бюджетную нестабильность Пенсионного фонда России, являются: – отсутствие у Пенсионного фонда России инструментов бюджетирования, ориентированного на эффективность, даже в отношении затрат на содержание фонда; – иной подход к пенсионному обеспечению российских пенсионеров, проживающих за рубежом, и иностранных пенсионеров, проживающих в России, что приводит к увеличению бюджетных расходов пенсионного фонда; – отсутствие дефицитного, но очень дотационного бюджета Пенсионного фонда России, особенно с учетом ресурсов Фонда национального благосостояния; – значительное увеличение расходов по «Общегосударственным делам» в 2014 г. с 0,01 до 68 млрд руб. По каждому направлению Правительством Российской Федерации приняты определенные меры по решению таких проблем или поставлены задачи по их решению. Таким образом, в области инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, задача создания государственной программы «Развитие пенсионной системы» возложена на органы управления Пенсионного фонда. С 2015 года на федеральном уровне планировалось перейти к «программному бюджету», который целиком состоял из 42 государственных программ. К концу 2014 года не все затраты были представлены в необходимом формате. Для повышения финансовой устойчивости бюджета Пенсионного фонда будет разумно и удобно на раннем этапе реформировать пенсионные выплаты, отменить пониженный тариф по взносам во внебюджетные фонды и другие меры, утвержденные долгосрочной стратегией пенсионной системы Российской Федерации. Таким образом, пенсионный фонд и механизм управления его финансами требуют изменений в экономических, социальных и демографических условиях с учетом лучшего мирового опыта, накопленного финансовой наукой. Это обусловливает необходимость глубокого научного анализа проблем, связанных с реализацией пенсионной реформы, ее последствий, функционирования пенсионной системы и, что самое главное, деятельности Государственного пенсионного фонда. Укрепление долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы России требует разработки и реализации мер по решению проблем, связанных прежде всего с бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации.