Файл: Особенности бюджета времени студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Физическая культура и спорт в режиме учебного труда, быта и отдыха студентов.

Особенности бюджета времени студентов.

Перед ВУЗами поставлены задачи по интенсификации и экономизации процесса обучения, которые должны обеспечивать достаточно быстрое протекание учебного процесса с разумным и экономичным использованием сил и возможностей студентов, наиболее целесообразным отбором необходимого учебного материала, реализацией приемов и методов самостоятельной работы без перегрузки и переутомления, с сохранением высокого уровня работоспособности при постоянном и неослабном развитии интереса к изучению науки и овладению специальной подготовкой. Такие условия могут быть обеспечены только комплексом социальных, педагогических, оздоровительных и организационных мероприятий. Их реализация сопряжена с познанием особенностей использования бюджета времени, с организацией режима учебного труда, быта и отдыха студентов.

Изучение бюджета времени студентов показывает, что загрузка работой, включая и самоподготовку, в различных ВУЗах по факультетам и курсам в учебном году далеко не одинакова и определяется конкретными условиями, трудоемкостью и сложностью изучаемых дисциплин. Время на учебные занятия является наиболее стабильным и составляет 6-8 часов в день. Самоподготовка весьма варьиативна и в среднем занимает в день 3-5 часов, а в период сессий – 8-9 часов. Таким образом, в среднем в сумме учебная работа студентов составляет 9-12 часов в день. Наиболее значительны затраты времени на учебную и самостоятельную работу у первокурсников, что объективно отражает их адаптацию к стилю и методам обучения в ВУЗе. Исследования показали, что это время у первокурсников за неделю составило 64,8-68,8 часа, или в среднем 11 часов в день. Характерно, что значительная часть студентов I курса, еще не научившись правильно планировать свой бюджет времени, занимается самоподготовкой по 2-4 часа даже в выходные дни. Эти данные говорят о том, что учебный труд студентов является достаточно напряженным.

Большую значимость в бюджете времени студента имеет свободное время. Оно составляет в среднем 1,7-2,8 часа в день. Студенты посвящают его общественной работе, овладению ценностями духовной культуры, интеллектуальному и физическому совершенствованию, отдыху. Важно полноценно использовать это время для гармонического
развития духовных и физических сил, воспитания общественной активности, не допускать его бесцельных трат.

Условия, в которых живет, учится и отдыхает студент, оказывают существенное влияние на его работоспособность, состояние здоровья. Ритмичная организация всей жизнедеятельности (режима учебного труда, приема пищи, сна, оздоровительных мероприятий) обеспечивает экономичное расходование нервной энергии, снижает нервно-психическую напряженность.

Между тем, обследование студентов показало, что 60% студентов приступают к самоподготовке в поздние вечерние часы. Работа в это время требует повышенных затрат энергии, что отрицательно отражается на качестве сна, ухудшает здоровье, снижает эффективность усвоения учебного материала.

У многих студентов нарушен режим сна. У 87% студентов, проживающих в общежитии, отход ко сну затягивается до 1-3 часов ночи. При систематическом недосыпании наблюдается снижение умственной работоспособности на 7-18%. Недооценивается студентами и режим питания. В определенные часы принимают пищу около 29% студентов, без завтрака уходят на занятия 21%, не ужинают 16% и около 47% принимают горячую пищу только 2 раза в день.

Оздоровительные мероприятия в режиме дня являются важным фактором укрепления здоровья. Однако из числа обследованных утреннюю гигиеническую зарядку систематически выполняют лишь 3,4%, закаливающие процедуры – 0,8%. Очень мало студенты бывают на свежем воздухе. В период экзаменов буквально «затворниками» становятся около 97% студентов, пребывание на воздухе которых ограничивается 30 минутами в день. Негативное взаимодействие рассмотренных выше факторов, наблюдающееся на протяжении всех лет обучения, может привести к возникновению заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, нервных заболеваний.

Исследованиями установлено, что из общего числа факторов, оказывающих влияние на формирование социального здоровья студентов, наибольшее значение имеют режим сна – 24-30%, питание – 10-16%, занятия физической культурой и спортом – 15-30%.

Условия высокой продуктивности учебного труда студентов.

Правильное чередование труда и отдыха, а также смены одних форм труда другими является одним из основных условий продуктивности работы.

Очень важно чередовать работу и отдых в течение учебно-трудового дня. Отдых необходим для сохранения работоспособности, чтобы не допустить глубокого развития утомления. Это условие находит отражение и в приобщении к систематическим занятиям физическими упражнениями во внеучебное время.



Направленность использования средств физической культуры и спорта в процессе обучения в ВУЗе.

Использование физических упражнений как средства активного отдыха и повышения умственной работоспособности.

Различают отдых пассивный (сон) и активный, связанный с двигательной деятельностью. Смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где соответствующим образом организованные физические нагрузки до, в процессе и по окончании умственного труда оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни.

Существуют разнообразные формы использования двигательной деятельности в активном отдыхе: в режиме учебно-трудового дня – утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, учебные (обязательные и факультативные) и самостоятельные занятия студентов по физическому воспитанию, занятия на учебных практиках; в свободное от учебных занятий время – в выходные дни (туристические походы, прогулки, спортивные соревнования и другие мероприятия), в студенческих оздоровительных лагерях, в студенческих строительных отрядах.

Значение физических упражнений как средства противодействия психическому стрессу и снятия нервно-эмоционального напряжения.

Большие умственные нагрузки, особенно возрастающие в период зачетно-экзаменационных сессий, могут создать у студентов нервно-эмоциональное напряжение, которое при несоблюдении ряда профилактических мероприятий, связанных с оптимизацией режима учебного труда и отдыха, могут привести к нарушению психики человека.

Экзаменационная ситуация характерна известной неопределенностью исхода, что делает ее сильным эмоциональным фактором. В то же время экзамены являются определенным стимулом к увеличению объема и продолжительности работы, к интенсификации учебного труда, к мобилизации всех сил организма.

У многих студентов в это время проявляются отрицательные эмоции – неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх и т.д.


Избежать этого помогает комплекс оздоровительно-гигиенических мероприятий, к числу которых относится активный отдых, нормализация сна и питания, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность.

В этих условиях занятия физическими упражнениями приобретают новое значение – как способ разрядки нервного напряжения и сохранения психического здоровья. Разрядка повышенной нервной активности через движение является наиболее эффективной. Систематическая физическая тренировка повышает устойчивость к отрицательным факторам зачетно-экзаменационного периода. Регулярные занятия физической культурой и спортом, не прерываемые в экзамены, помогают студентам лучше организовать здоровый образ жизни, во многом предотвращая наступление состояния переутомления.

Методические основы использования средств физической культуры и спорта в процессе обучения.

Использование средств физической культуры в процессе выполнения учебно-трудовой деятельности.

В процессе умственной деятельности студентов основными видами активного отдыха являются кратковременные физические упражнения.

Физкультурная пауза – это организованное выполнение физических упражнений в режиме учебного дня, обеспечивающее предупреждение наступающего утомления и способствующее поддержанию высоко работоспособности без перенапряжения. Исследования показывают, что использование 5-10 минутных физкультурных пауз оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности студентов, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности.

Физкультурную паузу следует проводить после 4 часов учебных занятий (10 минут) в периоды, когда близятся или проявляются первые признаки утомления. Необходимо учитывать, что снижение работоспособности тем больше, чем сложнее изучаемый материал и младше курс обучения.

При продолжительной напряженной умственной работе, сопровождаемой эмоциональным напряжением, рекомендуется произвольное общее расслабление скелетной мускулатуры, сочетаемое с ритмичными сокращениями отдельным мышечных групп, небольших по массе (например, сгибателей или разгибателей пальцев рук, мимической мускулатуры лица и т.п.).


Учебные и самостоятельные занятия студентов по физическому воспитанию в режиме учебно-трудовой деятельности.

В период зачетно-экзаменационных сессий организация занятий и использование физических упражнений имеют свою специфику. Прежде всего они должны быть неотъемлемой частью организации здорового образа жизни и вместе с ежедневной утренней гимнастикой, пребыванием на свежем воздухе до 1,5 часов в день, с правильной организацией сна и питания содействовать успешному подведению итогов учебного труда.

С этой целью занятия (индивидуальные и групповые) можно проводить два раза в неделю, преимущественно на свежем воздухе. В процессе занятий желательно использовать упражнения на расслабление после упражнений статического характера, в интервалах отдыха между повторениями, в заключение занятий. Следует учитывать и благоприятное воздействие на утомленных учебным трудом студентов циклических упражнений (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде и т.д.) умеренной интенсивности. Этот эффект тем выше, чем больше мышечных систем вовлекается в активную деятельность. После экзамена с целью ускорения восстановительных процессов и снятия нервного напряжения полезно выполнение умеренных циклических нагрузок до потоотделения.

Игровые виды спорта, а также виды, связанные с единоборством, при прочих равных условиях, предъявляют более высокие требования к психике, нежели другие виды спорта. Это обусловлено быстрой сменой тактических ситуаций, необходимостью их быстрой оценки и организации соответствующих действий, осуществляемых в условиях дефицита времени. Поэтому высокое психическое напряжение, сопутствующее таким занятиям, снижает умственную работоспособность. Вместе с тем непродолжительные игровые эмоциональные нагрузки стимулируют работоспособность. Положительное последствие занятий физическими упражнениями и спортом в большей мере проявляется в том случае, когда содержание используемых упражнений достаточно разнообразно и они не носят монотонного характера.

Таким образом, направленность занятий и использование физических упражнений в зачетно-экзаменационный период можно характеризовать как профилактическую, а для занимающихся спортом – как поддерживающую уровень двигательной подготовленности (тренированности).