Файл: Естественные монополии в России особенности формирования и регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 272

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
существенную часть продукции, которая изготовляется в Российской Федерации, составляет продукция с низкой степенью переработки, и в структуре затрат на похожую продукцию затраты на услуги естественных монополий занимают господствующее место.

Таким образом, любое увеличение цен на услуги, предоставляемые естественными монополями, приводит к значительному увеличению издержек большинства производств и к повышению потребительских цен.

Глава 2 ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ



2.1. ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ


Ценовое регулирование предполагает открытое установление цен (тарифов) или назначение их максимального уровня.

В пределах ценового курса регулирования выделяют следующие методы регулирования:

1. Ценообразование Рамсея. Чтобы избежать утрат и приблизиться к конкурентному результату, размер цены, которую определяет государство на продукцию производителя, устанавливается средними издержками производства: Р=АС. Эта цена носит наименование «цена Рамсея» по имени экономиста, предложившего данный способ ценообразования.

Поскольку цена Рамсея выше уровня предельных издержек (АС>МС для естественного монополиста), объём продаж фирмы оказывается меньше предельно возможного для отрасли – конкурентного объёма. В данном случае появляются чистые потери благосостояния, размер которых будет меньше, чем в условиях монопольной цены, но может быть существенным. Если конкурентное ценообразование является оптимальным для отрасли, то цена Рамсея, сопровождаемая определенными утратами благосостояния, будет характеризоваться как «второе наилучшее решение».

2. Разные цены для разных покупателей. Для того, чтобы минимизировать потери по причине наличия естественной монополии в отрасли допустимо использование принципа назначения разных цен для разных категорий потребителей.

Пусть государство определяет две категории цен и объемов потребления услуг естественного монополиста (рис. 1)



Рис. 1 Разные цены для разных категорий потребителей

Цену Р1 платят покупатели, готовые оплатить только предельные издержки выпуска (Р
1 =МС) (например, частные лица, семьи, а также потребители социальной сферы – больницы, школы, детские сады). Им даётся (Q1 -Q2 ) объём продаж. Естественная монополия несет потери в величине площади В. Цену Р2 оплачивают покупатели, способные оплачивать высокий уровень своих затрат. Они приобретают Q2 объёма продаж. При этом цена Р2 определяется так, чтобы прибыль (размер площади А), получаемая от данной категории потребителей, возмещала потери, вызванные предельным ценообразованием для первой категории покупателей.

3. Ценообразование естественной монополии, являющейся многопродуктовой фирмой. Если естественный монополист производит два вида товара с общими постоянными издержками, совокупные издержки фирмы будут равны , где Q1 и Q2 – выпуск товаров первого и второго вида; F – постоянные издержки фирмы;   и   – переменные издержки производства товара соответствующего вида.

Если в этом месте использовать принципы предельного ценообразования 
1 = , Р2 = ), то фирма будет нести убытки в размере постоянных издержек: П=(-F)<0. Таким образом, необходимо каким-либо образом распределить постоянные расходы между разнообразными видами товаров.

4. Пиковое ценообразование. Пиковое ценообразование используется в отраслях естественной монополии, когда присутствуют два условия: сильные колебания спроса во времени и невозможность хранения.

Пусть t=1, T – период времени; Qt - выпуск фирмы; b- дополнительные к необходимым первоначальным издержкам применения дополнительного капитала в период пика спроса.

Вне пика (точки максимального спроса) b = 0 наблюдается обычная ситуация производства. Совокупные издержки фирмы будут равны: ТС1 =cQ1. Ценообразование вне пика будет аналогичным конкурентной цене: Р1=МС=с. Так что вне пика потребители оплачивают только переменные (и предельные) издержки, которые являются их собственными издержками потребления товара.



Во время пика спрос стремительно растёт. Существующих мощностей обычного уровня будет не хватает для удовлетворения этого объёма. А ввод дополнительных мощностей требует дополнительных затрат в размере b. Эти издержки должны быть оплачены теми потребителями, которые предъявляют увеличенный спрос. Поэтому в период пикового спроса цена товара будет установлена на более высоком уровне: Р2 =с+b>P1. Таким образом, постоянные издержки оплачиваются потребителями в период пика (рис.2).



Рис. 2 Ценообразование по пиковой нагрузке

5. Регулирование цены на основе корзины товаров. В данном случае естественная монополия может менять цены в пределах, не превосходящих средний уровень стоимости корзины товаров. Ежегодный тариф рассчитывается по следующей формуле:

, где Pt – цена корзины товаров будущего года; Pt-1 – цена корзины товаров текущего года; Пt - ежегодный темп инфляции относительно издержек на сырьё; Хt – фактор роста производительности; Zt – другие внешние факторы, имеющие воздействие на поведение фирмы.

Когда тариф определяется на несколько лет, фирма имеет возможность за этот период, уменьшая свои издержки производства, приобретать нужную ей прибыль.

6. Регулирование нормы прибыли фирмы. Задачей регулирования является предотвращение чрезмерного (с позиции общественного благосостояния) увеличения рыночной цены. Государство может непосредственно показать фирме-естественному монополисту, какую цену на свою продукцию фирма должна назначить. Однако государство для достижения той же цели может поступить иначе. Можно установить предельную норму прибыли, которую фирма не должна превышать при выборе цены и объема продаж. Размер прибыли определяется не в абсолютных значениях (они зависят от конкретных условий и часто меняются, подобное регулирование было бы весьма затруднительным делом), а по отношению к объему применяемого капитала, где r – норма прибыли;  - значение прибыли; К – величина используемого фирмой капитала. [3, c. 4-7]

2.2. НЕЦЕНОВЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ



Ценовые методы не всегда приводят к исходу для отрасли, который обеспечивает предельное благосостояние для потребителей продукции. Поэтому регулированию подвергаются также и прочие параметры деятельности фирмы.

1. Уменьшение барьеров входа в отрасль. В случаях, когда наличие естественной монополии подразумевает значительные барьеры входа в отрасль, государство может разрешить проблему монополизации с помощью уменьшения или ликвидации входных барьеров.

Стимулирование технического прогресса в отрасли может приводить к трансформации производственной функции таким образом, что преимущества большой фирмы постепенно пропадут, на рынок смогут войти более мелкие фирмы, естественная монополия превратится в обычную отрасль.

2. Конкуренция за рынок естественной монополии (конкуренция Демсеца). Государство может создать конкуренцию за исключительное право по обслуживанию рынка естественной монополии. В частности, государство объявляет торги по продаже прав на железнодорожную деятельность в каком-либо регионе. Для того, чтобы отрасль была наиболее результативной, железнодорожные перевозки должна реализовывать одна компания. Многие фирмы-потенциальные перевозчики могут принять участие в торгах, подав должную заявку.

Аукционы создадутся по двум главным принципам. Английский аукцион предусматривает выигрыш за той компанией, которая предложит самую высокую цену за монопольные права. Здесь начальной будет самая маленькая цена. Затем цена будет постепенно расти до тех пор, пока не останется единственный претендент. При голландском типе аукциона исключительное право приобретает фирма, предусматривающая самую низкую цену товара или услуги, которую она будет предоставлять после начала производства (при соблюдении определенных стандартов качества). В этом случае начальная цена будет наивысшей, а цена победителя – низшей. Движение цены будет идти сверху вниз.

3. Контроль качества товара естественной монополии. Регулируемая естественная монополия может увеличивать средние (и совокупные) издержки производства для обоснования увеличения регулируемой цены за счет ухудшения качества производимого товара. Кроме того, у такой фирмы нет стимулов совершенствовать качество, в силу того, что дополнительная прибыль от продажи более качественного товара через корректировки цен уйдёт государству, а не самой фирме, а ухудшение качества при отсутствии конкуренции на рынке не отражается на положении фирмы. Поэтому ценовое регулирование поведения естественной монополии должно аккомпанировать контролем качества товара фирмы, например, установлением минимальных стандартов качества товара или посредством периодической проверки характеристик выпускаемой продукции.


4. Реорганизация отрасли. При реорганизации происходит ликвидация естественной монополии за счет деления ее на несколько предприятий. Использование такого метода требует соизмерения технической неэффективности, появляющейся по причине высоких издержек производства на небольших фирмах, по сравнению с одной крупной монополией и структурной (рыночной) эффективности, связанной с отсутствием монополии и её последствий для благосостояния. Если новая рыночная цена, основывающаяся на уровне более высоких, средних издержек, оказывается существенно ниже уровня монопольной цены естественного монополиста, то реорганизация такого рода является эффективной. [4, c. 15-17]

То есть, негативные результаты монопольной власти вынуждают государство предпринимать меры по регулированию фирмы, даже если это отрасль естественной монополии.

Глава 3 ПРАКТИКА ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Монополизм в России обладает своей уникальной природой. Одной из причин, обусловивших своеобразие монополизма в российской экономике, является «генетическая» склонность экономики России к большим величинам производства.

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и прочих видов деятельности, относящееся к одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означит, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия исключает целиком механизм свободной рыночной конкуренции. Монополия в чистом виде – явление редкостное, но на многих рынках друг с другом соперничают только несколько фирм. Взаимодействие фирм на подобных рынках может быть сложным и часто связанным с разнообразными аспектами конкурентной стратегии. [5, c. 117-132]

В России такими являются предприятия нефтяной и газовой промышленности, энергетические предприятия, предприятия машиностроения, железнодорожный транспорт. От их работы зависит экономическое положение страны. Государство стремится контролировать эти крупнейшие монополии, чтобы располагать воздействием на поставку и цены на их продукцию. Крупнейшие монополии в настоящее время акционированы, доля их акций находится в распоряжении государства, представители которого принимают участие в управлении этими компаниями. Это делается, прежде всего, чтобы избежать беспочвенного роста цен на товары и услуги, предоставляемые этими предприятиями. Увеличение цен на продукцию монополий неминуемо влечёт за собой повышение цен на все прочие виды товаров и услуг.