Файл: Естественные монополии в России особенности формирования и регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Экономическая теория и международные отношения»
Курсовая работа

по дисциплине «Микроэкономика»

на тему «Естественные монополии в России: особенности формирования и регулирования»
Направление подготовки – 38.03.01 «Экономика»

Профиль подготовки – «Экономика предприятий и организаций»

Выполнил студент: Митрофанова П.О.

Группа: 15ЭЭ1
Руководитель:

д.э.н., профессор _________Михнева С.Г.

Работа защищена с оценкой_____________

Преподаватель ______________

Дата защиты________________


2016

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ЭТиМО,

к.э.н. _______________ Сафонова О. Н.

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

по дисциплине «Микроэкономика»

по дисциплине

Тема: «Естественные монополии в России: особенности формирования и регулирования»

Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению:

  1. Сущность и понятие естественной монополии

  2. Регулирование деятельности естественных монополий

  3. Естественные монополии в России

Исходные данные для выполнения работы: нормативно-правовая база, научная и справочная литература, данные сети Интернет

Перечень графического материала:

Рисунки: 2

Основные источники и литература:

1. Вечканов Г.С., Экономическая теория: Учебник для Вузов. / Г.С. Вечканов // 3-е изд. - СПб.: Питер. - 2012

2. Г.А. Родина, С.В. Тарасова, Микроэкономика: учебник / под ред. Г.А. Родиной, С.В.Тарасовой. - М.: Юрайт. - 2013

3. Л.С. Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И. Леусский, Микроэкономика: учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И. Леусский. // 7-е изд.- М.: Юрайт. - 2013

Дата выдачи задания «___» ____________ 20 ___ года

Срок сдачи работы «___» ____________ 20 ___ года

Руководитель работы, д.э.н., профессор _____________ Михнева С.Г.

Оглавление


Введение 4

Глава 1 ТЕОРИЯ МОНОПОЛИИ 5

1.1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ 5

1.2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 8

Глава 2 ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ 11

2.1. ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ 11

2.2. НЕЦЕНОВЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ 15

Глава 3 ПРАКТИКА ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17

Заключение 22

Список использованных источников 23



Введение


На современном этапе хозяйствования ведущей тенденцией развития как экономики являются рыночные преобразования, которые оказывают влияние на устойчивость и результативность экономического развития. Эта тенденция затрагивает также отрасли естественных монополий, оказывающих обширный спектр услуг. В связи с тем, что монополии вправе диктовать цены на свою продукцию или свои услуги, действенное регулирование естественно-монопольного сектора экономики нуждается в регулировании со стороны государства.

Появление и развитие монополий в рыночной экономике можно связать с наличием областей, в рамках которых экономия связана с увеличением масштаба производства, а произведение или поддержание конкурентной среды является затратным либо неосуществимым. Потому в подобных обстоятельствах наиболее действенной будет та организация производства, при которой на рынке действует лишь одно хозяйствующее лицо, способное удовлетворить совокупный спрос на изготовляемый товар или услугу.

Цель данной работы – изучение сущностной характеристики деятельности естественных монополий. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- рассмотрение сущности понятия и видов естественных монополий;

- рассмотрение способов государственного регулирования естественных монополий;

- определение видов ценового регулирования естественных монополий;

- раскрытие неценовых методов регулирования естественных монополий;

- анализ особенностей государственного регулирования естественных монополий в России.

Объектом курсовой работы является система государственного регулирования деятельности естественной монополии в Российской Федерации. Предметом исследования выступает регулирование естественных монополий.

Глава 1 ТЕОРИЯ МОНОПОЛИИ



1.1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ


Термин «монополия» — известное в экономической теории определение для рыночных структур, противопоставляемых рынку «чистой конкуренции». Понимание монополии как рыночной структуры аналогично у различных экономистов. А. Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» определил ее как ситуацию, при которой продавец обладает исключительным правом на торговлю. Р.П. Макафи даёт определение монополии как структуре рынка, характеризующейся появлением на нём только одного производителя или поставщика определённого товара или определённой услуги. Этот продавец контролирует предложение и цены при наличии большого количества покупателей. Макафи также характеризует монополию появлением барьеров, которые мешают другим производствам входить на рынок. Ещё одно условие возникновения монополии – наличие определённого продукта, который не располагает хорошим или близким заменителем.



Монополия в экономической теории называется рыночной структурой. Поэтому, можно предположить, что целью образования монополии является максимизация прибыли. Максимизация прибыли в условиях монополии достигается за счёт возможности установления больших цен, обеспечивающих возмещение собственных издержек и приобретение нужной нормы прибыли.

А. В. Кузнецов даёт следующую группировку форм организации монополий: картель, синдикат, трест, концерн и конгломерат или холдинг.

  1. Картель являет собой соглашение между конкурирующими фирмами с целью контроля цен на производимую продукцию, а также не допущения вхождения на рынок других производителей. Это формальная организация продавцов или покупателей, которые договариваются фиксировать цены на определённом уровне или сократить производство, использую различные тактики. Картели обычно возникают в отраслях, где число продавцов мало или спрос крайне высок, а также при отсутствии у товара заменителей. Цель такого объединения – максимизация прибыли за счёт снижения конкуренции на рынке.

  2. Синдикат – это договорное объединение производителей, созданное с целью захвата рынка путем совместного сбыта товаров по общим ценам.  Обычно синдикаты организовываются в форме акционных союзов фирм-участников с общим уставным капиталом и единственным органом управления, принимающим общие заказы от потребителей и распределяющим их по квотам между членами синдиката.

  3. Трест – является наиболее централизованной формной монополистических изменений, в рамках которой участники отказываются от производственной, коммерческой, а иногда юридической автономности и подчиняются единому управлению в лице головной компании.

  4. Концерн – объединение компаний, особенностью которого является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Как правило, участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но также усилия в рыночной стратегии. Важнейшим преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов. 

  5. Конгломерат – юридическое лицо, в состав которого входят компании, реализовывающие предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики. Как правило, конгломераты организуются путём поглощения крупной компанией нескольких десятков малых и средних фирм в различных отраслях и сферах деятельности. Они не имеют между собой производственных, сбытовых или других функциональных связей. [1, c. 34-40]


В условиях глобализации вырабатываются интернациональные концерны и холдинги, которые часто перерастают в транснациональные компании (ТНК).

В теории А. О. Курно чистая монополия должна достигать максимизации прибыли, когда предельный доход (дополнительный доход, получаемый при продаже дополнительной единицы продукции) равен предельным издержкам (дополнительные издержки на производство дополнительной единицы продукции). Его модель дуополии также предполагала нахождение на рынке двух производителей, которые приспосабливают объемы выпуска продукции к желаемым покупателями ценам. Равновесие возникает, когда дуополисты продают равные количества продукции по цене, средней между монопольной ценой и ценой совершенной конкуренции.

В реальности чистая монополия и дуополия существуют лишь в незначительной численности. На практике при присутствии явлений, приближенных к сходным моделям, появляются прочие участники, предлагающие более низкие цены, либо константное повышение цен приводит к нахождению альтернативных товаров. [2, c. 258-259]

1.2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ


Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса действеннее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства. Товары, изготовляемые субъектами естественной монополии, не обладают заменителями, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на подобные товары в минимальной степени зависит от трансформации цен на определённый товар, чем спрос на прочие виды товаров.

К отраслям, в которых функционируют естественные монополии причисляют большинство предприятий, реализующих коммунальный сервис, предприятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта и т.п.

Естественные монополии зарождаются в тех отраслях, где применяется существенный объём непрерывного компонента издержек производства, что аккомпанирует значительной экономией на масштабах производства. Деление производства между значительным числом фирм нецелесообразно и приводит к снижению эффективности масштабов производства любой фирмы и повышению издержек. Конкуренция неосуществима также в силу того, что самая большая фирма неизменно располагает преимуществом над своими конкурентами, а небольшие фирмы в данных обстоятельствах не способны выдержать конкуренции и вытесняются с рынка. Большие компании без затруднений способны расширить численность своих потребителей в обслуживаемом регионе. Основание добавочной компании, осуществляющей сходные функции, в случае возникновения дополнительного спроса будет стоить чрезмерно дорого.


Чтобы лучше понять естественные монополии и их роль в рыночной экономике, проанализируем:

1) ценовую дискриминацию

2) государственное регулирование естественных монополий.

Ценовая дискриминация зарождается, когда определенный продукт сбывается по более низкой или высокой цене, и эти ценовые различия не оправданы разницами в издержках. Экономические последствия ценовой дискриминации двойственны. Первое: монополист увеличивает собственную прибыль, занимаясь ценовой дискриминацией. Второе: при всех прочих одинаковых условиях дискриминирующий монополист будет предлагать больше продукции, чем не занимающийся дискриминацией монополист.

Государственное регулирование. Большинство монополистических отраслей являются естественными монополиями, отчего подлежат социальному регулированию. Цена (тариф), которую назначают коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, поставщики природного газа и электричества, именуется общественно оптимальной ценой. Она устанавливается правительственными регулирующими комиссиями или управлениями.

Особое значение естественных монополий для экономики страны обуславливается тем, что, естественные монополии появляются в стратегически значимых для государства сферах экономической деятельности. Так, в России это железнодорожные перевозки, услуги по передаче электроэнергии, перевозка нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, перевозка газа и т. п. Таким образом, зависимость государства от результативности работы естественных монополий бесспорна. Российское законодательство призвано ограничивать монополии, организовывая конкурентную среду, обеспечивающую конкуренцию между фирмами-производителями определённых товаров. Но избавиться от такой зависимости, искусственно организовав конкуренцию нельзя, потому что особенностью естественных монополий является то, что долгосрочные средние издержки будут минимальными только в случае, если на рынке действует лишь одна фирма-производитель.

Так как подобные компании – единственные представители подобных услуг или благ, компании могут автономно определять цены на свою продукцию или услуги (выступать в роли прайс-мейкера). Также компании вправе контролировать предложение производимых благ или услуг и обладают возможностью экономить на качестве изготовляемой продукции или предоставляемых услуг, так как альтернативного производителя подобной продукции не имеется. Такая ситуация несёт в себе ряд угроз как для экономики государства в целом, так и для формирования конкурентных отношений, в частности. Поскольку эти компании являются узловым элементом российской экономики, их услуги востребованы во всех сферах производства, возникает угроза ценового давления естественных монополий на экономику страны. Нужно учитывать, что