Файл: Естественные монополии в России особенности формирования и регулирования.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ
1.2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Глава 2 ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ
2.1. ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
2.2. НЕЦЕНОВЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Глава 3 ПРАКТИКА ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Железнодорожный транспорт
Рассмотрим монополию ОАО «РЖД».
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» – монополист на отечественном железнодорожном рынке. Реформирование железнодорожного транспорта России началось в 2001 г. с принятием Программы структурной реформы железнодорожного транспорта.
На первом этапе (2001–2003) в соответствии с Программой были подготовлены главные законодательные акты для разделения функций хозяйственного управления и государственного регулирования, основано ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) со 100-процентным государственным капиталом, сформирован действенный механизм государственного регулирования, стимулирующий развитие конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок и в не основных видах деятельности. Были поделены функции государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью на железнодорожном транспорте федерального подчинения, выработаны самостоятельные структурные организации на базе отдельных видов хозяйственной деятельности, проведено управленческое и финансовое структурирование хозяйственной деятельности по видам деятельности, а также организационное отделение отдельных предприятий не основных видов деятельности, обладающих выработавшимся рыночным потенциалом.
На втором этапе (2003–2005) были основаны акционерные общества на базе имущества, которым в определённом порядке наделены независимые структурные подразделения ОАО «РЖД», деятельность которых может реализовываться, в том числе, иными хозяйственными обществами и открыты для конкуренции (ремонт основных фондов, подвижного состава, путевой техники, строительство, проектно-изыскательские работы, торговля, оснащение, общественное питание и специализированные грузовые, а также пассажирские перевозки), наметился рост конкуренции в грузовых перевозках, введены результативные системы учёта, разработанные на первом (подготовительном) этапе реформирования, сжато перекрёстное субсидирование пассажирских перевозок путем преобразования механизма поддержки пассажирских перевозок, упорядочены функции федеральных органов исполнительной власти, исполняющих государственное регулирование в сфере транспорта.
На третьем этапе (2006–2010) реализовалось: установление целесообразности полного организационного отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности, переход значительной части парка грузовых вагонов в частную собственность
, распространение частной собственности на магистральные локомотивы, возникла рыночная конкуренция в сфере грузовых и пассажирских перевозок, началась торговля акцями акционерных обществ, которые выполняли ремонт и техническое обслуживание железнодорожного транспорта частным собственникам, увеличилось развитие конкуренции в видах деятельности, не относящихся к перевозкам. Сейчас монополия контролирует 17 филиалов – столько в России железных дорог. Компании-перевозчики также подчиняются организации. В структуру «РЖД» вошло несколько научно-исследовательских институтов и внедренческих организаций.
Всего в составе ОАО «РЖД» находится примерно 150 отделений и несколько представительств в других странах. Компания имеет более ста дочерних организаций и зависимых обществ. ОАО «Российские железные дороги» – в тройке крупнейших транспортных компаний мира, в России «РЖД» – самая большая организация.
Из всей российской системы транспорта приблизительно 40% общих перевозок приходится на железную дорогу. Железнодорожные перевозки в России востребованы преимущественно из-за того, что прочие виды транспортных систем развиты слабо, в особенности в регионах Дальнего Востока и Сибири. Также у них нет возможности осуществлять круглогодичные перевозки и транспортировать значительные объёмы грузов на дальние дистанции.
В силу слабой конкуренции на рынке грузовых перевозок и её фактического отсутствия на рынке пассажирских перевозок ценообразование (тарифы) перевозок регулируется на федеральном уровне Федеральной службой по тарифам.
Главной целью ОАО «РЖД», как и любой коммерческой организации, является извлечение прибыли. Поэтому выделение внешне самостоятельных коммерческих организаций, контролируемых ОАО «РЖД», даёт возможность преодолевать отрицательные результаты переложения обязанностей государства в сфере социальной политики на хозяйствующий субъект. Деятельность дочерних компаний ОАО «РЖД» подчиняется общим принципам, закреплённым в российском законодательстве. Гражданский кодекс РФ включает статью 105, которая обусловливает статус дочернего общества. Дочернее общество выдвигается в качестве самостоятельного юридического лица, то есть может самостоятельно приобретать права и нести обязанности. В то же время дочернее общество при принятии хозяйственных решений испытывает воздействие основного общества, так как материнская компания заинтересована в недопущении взаимной конкуренции между дочерними предприятиями. [6]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что конкуренция в перевозках грузов отсутствует, новых перевозчиков не появилось, ОАО «РЖД» сохраняет монополизм на перевозки.
Нефтегазовая промышленность
Монополистом на рынке газовой промышленности является ОАО «Газпром».
Путем реорганизации Государственного газового концерна в феврале 1993г. основано РАО «Газпром», в 1999 г. оно реформировано в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится примерно 25% всех поступлений в федеральный бюджет. «Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. ОАО «Газпром» владеет примерно 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он обладает огромными активами, преимущественно в виде долей в компаниях, имеющих газотранспортные и газораспределительные системы. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они реализовывают около 95% добычи и 100% транспортировки газа.
Уникальность ресурсной базы и наличие выработанной системы газопроводов обусловливает стабильность позиций «Газпрома» на мировом рынке. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где схожая система лишь начинает складываться. Так, в Германии «Газпром» обладает мощной системой газопроводов, позволяющей выйти непосредственно на потребителя и тем самым значительно увеличить выручку от реализации газа. «Газпром» организовал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволившими связать технологический, финансовый и научно-технический потенциал компаний. Так, объединение с группой «Wintershall» даёт «Газпрому» возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.
Входящие в систему «Газпрома» как крупные, так и менее важные предприятия фактически остаются его производственными подразделениями, они не являются обладателями ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. С правовой точки зрения - это унитарные предприятия, учреждённые ОАО и организованные на праве оперативного управления. [7]
Заключение
Можно сделать вывод, что монополия являет собой такую отрасль, где вся информация сконцентрирована «в руках» одного предприятия
, продукция которого уникальна, а барьеры для входа в эту отрасль непреодолимы. То есть, естественные монополии возникают в сферах и отраслях, где конкуренция неосуществима, поэтому государство воплощает антимонопольную политику для защиты интересов потребителей. Целью такой политики является пресечение любых антимонопольных злоупотреблений.
Проблема регулирования естественных монополий всегда имела особое место. Государству необходимо устанавливать тарифы наиболее действенным и справедливым образом, считаясь с интересами обеих сторон, стимулировать предприятия естественных монополий к снижению издержек производства, совершенствованию качества обслуживания. Эти задачи реализовываются органами регулирования естественных монополий.
Таким образом, государственное регулирование естественных монополий является одним из центральных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится либо к установлению цен на уровне средних издержек монополии, либо к применению тарифов, предусматривающих отдельную и фиксированную плату за доступ к приобретению услуг, а также уплату каждой единицы оплаченных услуг.
Российские естественные монополии обладают большим значением для национальной экономики, которая без них обречена на инертную роль в общемировых экономических отношениях. Сегодня значительным весом на европейском континенте располагает ОАО "Газпром", но и другие российские естественные монополии находятся на уровне лучших мировых стандартов.
Список использованных источников
-
Г.А. Родина, С.В. Тарасова, Микроэкономика: учебник / под ред. Г.А. Родиной, С.В. Тарасовой.- М.: Юрайт. - 2013.- 263 с. -
Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский, Микроэкономика: учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. // 7-е изд.- М.: Юрайт, 2013.- 543 с. -
Жучков А. Ю., Проблемы и перспективы развития естественных монополий в национальной экономике / А.Ю. Жучков // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №10. -
Жучков А. Ю., Роль естественных монополий в национальной экономике / А. Ю. Жучков // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №9. -
Абросимова О.Ю., Малкина М.Ю., Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований) / О.Ю. Абросимова, М.Ю. Малкина // Институциональный анализ естественных монополий в современной России. 2012. - Т. 4. - № 4. - С. 117-132. -
Малыгина А.А., Шнякин К.В., Естественные монополии в российской экономике [Электронный ресурс] / А.А. Малыгина, К.В. Шнякин – URL: http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/14716.pdf (дата обращения 29.04.2016). -
Газпром сегодня [Электронный ресурс] – URL: http://www.gazprom.ru/about/today/ (дата обращения 19.04.2016). -
Старкова Н.О., Рзун И.Г., Сакания С.В., Достижения вузовской науки / Н.О. Старкова, И.Г. Рзун, С.В. Сакания // Состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства в РФ. 2014. - № 13. - С. 154-160. -
Джуха В.М., Боев В.Ю., Формирование инновационной системы развития малого предпринимательства в рамках стратегического развития территории / В.М. Джуха, В.Ю. Боев // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2012. - № 37. - С. 142-149. -
Плешакова М.В., Плешаков Г.Г., Основные направления развития среднего и малого бизнеса в России и за рубежом / М.В. Плешакова, Г.Г. Плешаков // Экономика: теория и практика. 2013. - № 1. - С. 12-16. -
Шевченко И.В., Коробейникова М.С., Новые интегрированные структуры как инновационные формы развития российской экономики: теория и практика / И.В. Шевченко, М.С. Коробейникова // Экономика: теория и практика. - 2014. - № 3. - С. 13-21. -
Старкова Н.О., Мирзоян А.Р., Правовые основы осуществления государственных закупок в мировой практике / Н.О. Старкова, А.Р. Мирзоян // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. - № 16. - С. 189-194. -
Вечканов Г.С., Экономическая теория: Учебник для Вузов. / Г.С. Вечканов // 3-е изд. - СПб.: Питер. – 2012.