Файл: Социальное поведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»

Занятие (семинарское) №2

Тема «Социальное поведение»


  1. Понятие социального поведения. Социальные нормы и ценности как регуляторы социального поведения. Понятие и формы девиантного поведения.

Понятие социального поведения

Понятие «поведение» пришло в социологию из психологии. Смысл термина «поведение» иной, отличающийся от смысла таких традиционно философских понятий, как действие и деятельность. Если под действием понимается рационально обоснованный поступок, имеющий ясную цель, стратегию, выполняющийся с привлечением конкретных осознанных методов и средств, то поведение — это всего лишь реакция живого существа на внешние и внутренние изменения. Такая реакция может быть и осознанной, и неосознанной. Так, чисто эмоциональные реакции — смех, плач — также являются поведением.

Социальное поведение - это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа.

Если абстрагироваться от чисто психологических факторов и рассуждать на социальном уровне, то поведение индивида определяется прежде всего социализацией. Тот минимум врожденных инстинктов, которым обладает человек как биологическое существо, одинаков у всех людей. Поведенческие различия зависят от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степени — от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей.

Кроме того, социальное поведение индивидов регламентируется социальной структурой, в частности ролевой структурой общества.

Социальные нормы и ценности как регуляторы социального поведения

Социальная норма поведения — это такое поведение, которое полностью соответствует статусным ожиданиям. Благодаря существованию статусных ожиданий общество заранее с достаточной вероятностью может прогнозировать действия индивида, а сам индивид — координировать свое поведение с принятым обществом идеальным образцом, или моделью. Социальное поведение, соответствующее статусным ожиданиям, американский социолог Р. Линтон определяет как
социальную роль. Такая интерпретация социального поведения ближе всего к функционализму, поскольку объясняет поведение как феномен, детерминированный социальной структурой. Р. Мертон ввел категорию «ролевого комплекса» — системы ролевых ожиданий, определяемых данным статусом, а также понятие ролевого конфликта, возникающего тогда, когда ролевые ожидания занимаемых субъектом статусов несовместимы и не могут реализоваться в каком-то едином социально приемлемом поведении.

Социальное поведение человека определяется его взаимодействием с другими людьми на разных уровнях существования: в культуре, в различных социальных группах, в межличностном общении. Люди взаимодействуют друг с другом, чтобы достичь определенных целей или удовлетворить внутреннюю мотивацию. Таким образом, социальное поведение всегда является целенаправленным, при этом цели разного уровня задают разные типы поведенческих реакций.

Это могут быть повседневные цели, определяющие действия «здесь и теперь». Если брать уровень выше, люди преследуют более долгосрочные цели. Большое количество исследований социального поведения посвящены именно этим более широким целям, которые играют важную роль в изучении причин социального поведения. На самый высокий уровень могут быть вынесены фундаментальные мотивы социального поведения, определяющие его основные функции.

Выделяют, в частности, следующие цели, мотивы и потребности социального поведения (Чалдини, 2019):

  • 1. Установление социальных связей — цель, которая, может включать в себя очень многое, начиная с желания установить контакты с другими людьми (например, чтобы избежать одиночества) и заканчивая реализацией социальной деятельности, определяющей существование человека в группе, в социуме, а также существование самого социума.

  • 2. Понимание самих себя и других — стремление человека получить информацию о себе и об окружающих, знание о том, как думают и что чувствуют другие люди, понимание своих отношений с ними. Это дает, в свою очередь, возможность эффективно управлять собственной жизнью, действовать в группе, оказывать социальное влияние.

  • 3. Достижение и сохранение статуса — цель, которая позволяет проявлять власть в отношении к другим, дает возможность занять высокую и значимую позицию в группе или в обществе, предоставляет возможность социального влияния и определяет положение человека в системе «доминирования — подчинения». Достижение высокого статуса включает в себя не только приобретение материальных выгод, но и получение не менее значимых для человека социальных преимуществ, таких как уважение и признание со стороны других людей.

  • 4. Защита себя и своих близких — цель, основанная на потребности в безопасности — одной из базовых потребностей человека. Мотивация самозащиты может иметь очевидные преимущества, способствуя собственному выживанию и выживанию близкого социального окружения (например, семьи).

  • 5. Привлечение и сохранение партнеров — цель, которая базируется прежде всего на потребности в продолжении рода.


Для удовлетворения своих потребностей в процессе взаимодействия люди устанавливают различного рода отношения, характер и содержание которых во многом обусловлены целями партнеров, спецификой и обстоятельствами совместных действий, а также определенным социальным контекстом. В любом случае можно говорить о том, что социальное поведение, осуществляемое личностью, всегда предполагает ситуацию, в которой оно разворачивается. Остановимся на этом подробнее.

В качестве ситуационных факторов могут быть рассмотрены и физические, и социальные аспекты ситуации.

Например, понимание ситуации как взаимодействия личности и ее физического окружения характерно для экобихевиоризма и экологической психологии, в то время как в социальном конструкцио-низме ситуация выступает скорее как взаимодействие личности и ее социального окружения, в том числе включая и культурный контекст.

М. Аргайл, А. Фернхем и Дж. Грахам выделяют следующие подходы в изучении социальных ситуаций (см.: Гришина, 2001. С. 13):

1) измерительный подход, в рамках которого предпринимаются попытки измерить ответные реакции человека на те или иные ситуации;

  • 2) компонентный подход, направленный на выявление отдельных взаимосвязанных составляющих, компонентов конкретной уникальной ситуации;

  • 3) изучение особых видов социального поведения (например, конформности, альтруизма) или специфических типов общения (например, ситуаций взаимодействия «врач — пациент», «учитель — ученик»);

  • 4) «средовой» подход, делающий акцент на физических параметрах ситуации (например, особенностях помещения, наличии шумового фона и т. п.);

  • 5) экологический подход, в котором особое значение имеют субкультурные поведенческие факторы;

  • 6) этогенетический подход, направленный на анализ самими действующими лицами социальных эпизодов, в которых они задействованы, а также ролей и правил, которые характерны для этих социальных эпизодов.

Хотя значение факторов ситуации, их способность детерминировать поведение человека признается фактически всеми подходами к объяснению социального поведения, сами они могут определяться по-разному. Так, в качестве ситуационных факторов могут признаваться лишь «объективные», т. е. только те, которые фиксируются «извне», или же, напротив, только субъективно воспринимаемые аспекты ситуации, что в целом связано с определенными трактовками самой личности, в частности отношения к параметрам ее активности. В различных теоретических подходах либо абсолютизировалась значимость ситуации для личности, либо же, наоборот, подчеркивалась главенствующая роль самой личности, ее активности во взаимодействии с объективной реальностью.


Понимание ситуации как субъективного переживания, как результата интерпретации ее самим действующим субъектом дается, в частности, в работах К. Левина. Он отмечал, что «описание ситуации должно быть скорее субъективным, чем объективным, т. е. ситуация должна описываться скорее с позиции индивида, поведение которого исследуется, нежели с позиции наблюдателя» (цит. по: Гришина, 2001. С. 11). Заметим, что подобная точка зрения была свойственна не только психологическим подходам к анализу социального поведения. Так, еще до социально-психологических работ К. Левина американский социолог У. Томас не только подчеркивал роль ситуации, но и делал акцент на возможности ее адекватного объяснения лишь с помощью понимания субъективного значения ситуации для человека. Данная позиция во многом формировалась в антитезе классическому бихевиоризму, в котором изначально главенствующая роль в определении поведенческой реакции отводилась внешним ситуационным факторам.

Подчеркнем, что различные аспекты в определении ситуации как чисто внешней, «объективной» или же исключительно субъек тивной, зависящей от понимания и интерпретации ее индивидом, а также от процесса конструирования ситуации, определяются в конечном счете разными взглядами на решение проблемы детерминации поведения. Так, если признать, что ситуация, вне зависимости от личностных особенностей, определяет поведение человека, то отпадает необходимость анализировать внутренний мир человека, чтобы понять его поведение. Если же признать «личностный» фактор как основной в детерминации поступков и поведения людей, то неминуемо теряется значимость самой ситуации и, что самое главное, пропадает возможность прогнозировать то, что определяет «общее» в поведении людей, поскольку вариативность поведения, зависящая от индивидуальных моментов, возрастает. Поэтому наиболее перспективным сегодня признается понимание детерминации поведения как взаимодействия личностных и ситуационных факторов, притом что человек остается активным в конструировании ситуации, исходя из объективных условий и своих личностных особенностей. Не случайно современные социально-психологические теории и подходы в большей степени рассматривают активное взаимодействие личности и социальной ситуации, не отдавая предпочтения в этом взаимодействии ни самой личности, ни ситуации, в которой человек находится.

Взаимодействие личности и ситуации может варьировать в зависимости от тех целей, которых хочет достичь человек, а также от того, какой аспект ситуации
важен человеку в данный момент времени, другими словами, на что человек обращает внимание в первую очередь. Люди по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию, как минимум, вследствие различий в желаниях достижения определенных целей. Таким образом, люди как бы сами выбирают свои ситуации, но и ситуации могут выбирать определенный тип людей. Например, способности человека или его физические данные могут «создавать» ситуации, в которых он реализует себя, достигая своих целей (Чалдини, 2019).

Для осуществления социального поведения необходимы определенные механизмы его регуляции — действия социальных и психологических факторов, упорядочивающих, организующих и направляющих активность человека в обществе и в различных социальных группах.

На каждом социальном уровне могут выделяться свои специфические регуляторы социального поведения. Так, в больших группах (в отличие от малых) действуют такие регуляторы социального поведения, как нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики (Андреева, 2002). Культура регулирует социотипическое поведение людей, т. е. то, которое, выражая «типовые программы данной культуры и регулируя поведение в стандартных для данной общности ситуациях, освобождает индивида от принятия индивидуальных решений» (Асмолов, 1996. С. 271—272). Данная регуляция происходит с помощью традиций. — сложной системы взаимосвязанных между собой элементов (обычаи, ценности, нормы, идеалы, убеждения), являющихся, в свою очередь, также регуляторами социального поведения (Стефаненко, Белинская, 2000).

Основным регулятором социального поведения в малой группе являются социальные нормы. При этом групповые нормы представляют собой продукт, образованный в ходе социального взаимодействия, возникающий в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимый в нее более крупной социальной общностью (например, организацией) (Кричевский, Дубовская, 2001). Специфические регуляторы социального поведения выделяются и на уровне личности — это ее социальные установки (аттитюды).

Кроме того, все регуляторы социального поведения могут быть представлены как «внешние» — социальные или «внутренние» — психологические. Правда, такое деление достаточно условно, поскольку, например, социальные ценности, роли, нормы в процессе социализации интериоризируются индивидом и становятся «внутренними» регуляторами его поведения. При этом мы можем говорить о них уже как о саморегуляторах, выступающих условием реализации в деятельности активной позиции личности по отношению к окружающему миру. Внешние объекты становятся побудителями поведения только через отношение к ним субъекта.