Файл: Социальное поведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Последствия развода

Существенно негативное влияние развода на уровень рождаемости. В ряде случаев женщина после развода так и остается одинокой, а в «преддверие» развода воздерживается от рождения детей. С ростом количества разводов возросло число людей, не желающих после развода вступать в повторный брак.

Увеличение числа разводов приводит к тому, что многие супружеские пары и их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее разводу. Развод немедленно тяжело сказывается и на моральном состоянии детей.

Разводы увеличивают количество неполных семей. В них создается специфическая система отношений между матерью и ребенком, формируются образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака.

Развод оказывает влияние и на самих разводящихся супругов. Весьма распространенным является чувство беспокойства, нетерпеливости, идущее от нарушенных привычек и утраты привычных ролей.

Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в изменении рождаемости, и в воспитании детей. Во-первых, вследствие разводов уменьшается продуктивный период в жизни женщины. Во-вторых, в случае неудачного первого брака может намного отодвинуться время первого деторождения (что нежелательно и с медицинской точки зрения). В-третьих, неблагоприятные отношения в семье, предшествующие разводу, могут оказать отрицательное влияние на репродуктивные установки женщины, хотя в остальных случаях это влияние может быть нейтрализовано желанием женщины создать и укрепить новую семью.

Развод оценивается как благо лишь в том случае, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка кладет конец отрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов. Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается воспитание детей.

  1. Институты образования в современном обществе. Современная система образования в России. Цели и функции образования.

Институт образования — это гигантская система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т. д.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры.


Система образования как институт включает следующие компоненты:

- органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

- сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;

- творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения;

- учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;

- образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности;

- учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

- периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Образовательная система современной России включает:

- дошкольные образовательные учреждения (детский сад, ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.), которые создаются для воспитания детей от одного года до шести лет, развития их способностей и при необходимости – коррекции недостатков развития;

-общеобразовательные учреждения (общеобразовательные школы – в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи);

-профессиональные образовательные учреждения (техникумы, училища, колледжи, ВУЗы);

-специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии;

-учреждения дополнительного образования (учр.повышения квалификации, курсы, центры профориентации, музыкальные и художественные школы, дома детского творчества и др.);

-учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения всех уровней могут быть как государственными, так и частными.

Цели образования:

-приобщение индивида к достижениям цивилизации;

-сохранение культурного достояния;

-развитие качеств личности, необходимых её и обществу для включения в социально значимую деятельность.

Функции образования:

Социализирующая – формирование социально значимых черт личности, необходимых для достойной жизни в обществе.



Культурно— транслирующая – передача культурных ценностей подрастающему поколению, знакомство с ними и изучение их, постижение лучшего, что создано человечеством.

Мировоззренческая – формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, установок, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе, формирование духовности.

Познавательная проведение социальных и культурных изменений в обществе

Познавательная – обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.

Воспитательная – воспитание нравственных качеств личности.

Профориентационная—проведение первичной профориентационной работы, помощь учащимся в определении профессии.

Контролирующая – осуществление контроля за поведением, формирование этических, правовых норм поведения.


  1. Соотношение высшего образования и науки. Роль науки в развитии общества и человечества в целом.

Наука и образование взаимозависимы: наука дает образованию содержание и определяет способы формирования личности в процессе обучения и воспитания; образование обеспечивает науку творческими личностями, способными посвящать свою жизнь поиску истины. Следует подчеркнуть, что во многом проблемы образования являются общими во всем мире: они связаны с поисками методов и средств, обеспечивающих эффективность образования, формирования мотивации к образованию, определению связи обучения и воспитания, обучения и образования и т. д. Обсуждение проблем образования имеет давнюю историю: оно начинается в античности и продолжается сегодня. Можно сказать, что образование принадлежит к числу вечных проблем, непосредственно связанных с пониманием особенностей науки и человека.

Сегодня наука выполняет следующие функции в развитии общества:

-познавательная функция (расширение знания об окружающем мире, обществе и человеке);

-практическая функция (развитие новых технологий в производительных силах общества);

-образовательная функция (создание новых технологий обучения);

-мировоззренческая функция (систематизация знаний об окружающем мире, обществе и самом человеке).


  1. История возникновения и формирования системы образования в России (XVII – XXI вв.)

Появление первых школ на Руси


Распространение грамоты началось после Крещения Руси. Людям преподавали славянскую азбуку, созданную миссионерами Кириллом и Мефодием. Первые школы распахнули двери в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Основной аудиторией были отпрыски влиятельных слоев общества. В 1086 году сестра Владимира Мономаха открыла первое женское училище. Первыми учебниками стали Псалтырь и часослов, а настоящим символом времени – берестяные грамоты. Татаро-монгольское иго замедлило образовательный процесс, но Русь по-прежнему стремилась к знаниям. С XV века школы при церквях и монастырях вытесняются частными учреждениями.

Обучение в допетровской Руси


После победы над монголами страна развивалась ускоренными темпами. О школьных правилах и учебных пособиях рассказывают "Азбуковники" того времени. Так, в училищах XVII века мальчики 8-12 лет сначала осваивали азбуку, затем переходили на религиозные тексты, а позже – к письму. Старшеклассникам преподавали "семь свободных художеств": грамматику, диалектику, риторику, церковное пение, арифметику, землемерие (с геометрией и географией) и звездознание (астрономию). Будущие церковнослужители, чиновники и дипломаты должны были знать еще латынь и греческий. В 1687 году открывается Славяно-греко-латинская академия для любого "чина, сана и возраста".

Реформа образования при Петре I


Обучению младшего сына в семье царя Алексея Михайловича уделялось не так много времени, однако именно Петр унаследовал трон и запустил большую школьную реформу. Образование стало доступнее, и уже в 1701 году появилась Школа математических и навигацких наук для юношей разных сословий в возрасте 12-20 лет. Осилив грамоту, арифметику, геометрию и тригонометрию, ученики победнее, как правило, сразу шли на службу. Молодые аристократы же отправлялись в

Другие учреждения выпускали канцелярских служащих, переводчиков, медиков, химиков, инженеров, металлургов и артиллеристов. С 1714 по 1723 год открылись 42 цифирные школы с упором на арифметику и геометрию. В 1721-м стартовал прием в архиерейские школы. Последним детищем Петра стала Академия наук (1725), разделенная на гимназию и университет.

Реформы образования Екатерины II


Новый виток русского образования пришелся на вторую половину XIX века. В 1764 году был учрежден Смольный институт (Воспитательное общество благородных девиц). С 6 до 18 лет
ученицы постигали математику, языки, творческие предметы, историю, географию, литературу, физику, архитектуру, скульптуру, ведение хозяйства и Закон Божий.

Новый устав принял основанный в 1732-м Шляхетский кадетский корпус. С 5 до 21 года сынам Отечества преподавали:

  • "полезные науки": физику, химию, воинское искусство, тактику, артиллерийское дело;

  • "нужные гражданскому званию науки": три вида права, нравоучение, государственную экономию;

  • прочие науки: математику, логику, механику, красноречие, историю, географию;

  • "художества": рисование, танцы, фехтование, архитектуру и ряд других предметов.

С 1786 года существовал Устав народным училищам в Российской империи. Открылись малые училища (два класса), средние (три класса) и главные (четыре класса за пять лет).

Образование в XIX веке


Созданное Александром I Министерство народного просвещения (1802) закрепило бессословность и бесплатность начального образования. Через год народные училища трансформировались в гимназии, еще через год при церковных приходах появились первые начальные школы (в основном для крестьян). Программа пополнялась новыми предметами – от психологии до коммерческих наук. В 1811 году прошел первый набор в Императорский Царскосельский лицей. За шесть лет наследники элит приобретали энциклопедические знания и сами становились сливками общества.

Новый импульс образование получило в 1860-х благодаря отмене крепостного права и созданию земств (выборных органов местного самоуправления). Обучение в земских школах длилось три года (позже – четыре), мальчики и девочки осваивали чистописание, арифметику, Закон Божий, церковное пение. Никуда не исчезли испытанные временем церковно-приходские школы. С началом XX века открывалось все больше образовательных учреждений, стремительными темпами росла грамотность населения.

Советская школа


Революция ударила как по образованию, так и по промышленности России, поэтому после 1917 появились так называемые трудовые школы. Обучение стало двухступенчатым: с 8–13 лет и с 14–17 лет. Следующее десятилетие прошло под знаменем экспериментов. Впрочем, как отмену домашних заданий с уроками истории, так и введение американской модели (самостоятельный выбор предметов для изучения) признали провалом.