Файл: Привязанность ребенка к матери как фактор индивидуализации эмоциональноличностного развития.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
:
    «Если бы я мог выбирать время, когда жить, я бы выбрал: 1) прошлое, 2) настоящее, 3) будущее».


Результаты показали ярко выраженные различия между подростками:
      уверенно позитивное мировосприятие - у 30% подростков;
      слабо позитивное мировосприятие - у 48%;
      негативно окрашенное восприятие окружающего мира обнаружили 22%.

    Отчетливая связь мировосприятия подростков с надежностью их ПМ:

    подростки с надежной ПМ воспринимали окружающий мир более позитивно, а подростки с ненадежной ПМ — более негативно.
    корреляционная связь интегрального показателя позитивности/негативности мировосприятия и надежности ПМ составила r=0.531 (при р=0.000).

Мировосприятие подростков с разным типом ПМ (продолжение)

Влияние надежности ПМ прослеживалась и в частных сферах мировосприятия.
Подростки с тревожно-избегающей или амбивалентной ПМ негативнее оценивали свое отношение не только к семье, но и школе, друзьям, дружбе и миру в целом.
Подростки с надежной ПМ воспринимали эти реалии в более позитивном свете (различия статистически значимы, результаты дисперсионного анализа составили F=7.364 при р=0.000).
Снижение позитивности мировосприятия как чувствительный индикатор общего неблагополучия в сфере эмоционально-личностного развития.
Целесообразно использовать его в диагностике проблемных вариантов развития у детей и подростков.

ПМ, мировосприятие и отношение подростков к будущему (продолжение)

Вопрос о предпочтении настоящего, прошлого или будущего также показал существенные различия.
Большинство подростков с надежной ПМ уверенно выбирали настоящее и будущее.
Подростки с ненадежной ПМ и эмоционально негативным мировосприятием предпочитали прошлое, несмотря на неблагополучный прошлый опыт.
    Их неудовлетворенность нынешней жизнью сочеталась с боязнью будущего и недоверием к миру.

ПМ и оптимизм/пессимизм

Исследование связи между типом ПМ подростков и их оптимизмом/пессимизмом в отношении своего будущего.
Оптимизм/пессимизм оценивался с помощью «Обобщенной шкалы ожиданий успеха» (М. Шайер, Ч. Карвер).
Подростки оценивали вероятность своего ожидаемого успеха либо «провала», например:

    «В будущем я ожидаю, что у меня в жизни будет больше хорошего, чем плохого»,
    «Я успешно справлюсь с возникшими трудностями» или
    «В будущем я ожидаю, что у меня будут неприятности, с которыми я не смогу справиться»,
    «Я не добьюсь уважения других людей» и др.

ПМ и оптимизм/пессимизм

Результаты
Надежность ПМ подростков обнаружила статистически значимую корреляционную связь с их оптимистичной готовностью верить в будущую успешность (r=0.369, р=0.045)
Чем ниже была надежность ПМ подростков, чем сильнее у них звучали пессимистичные опасения по поводу преобладания в своем будущем проблем и неудач (r= –0.465, р=0.010).


Благополучие/неблагополучие в системе значимых отношений ПМ оказывают генерализованное влияние на формирующуюся у детей и подростков общую картину мира, общества, человеческой жизни. Это влияние касается прежде всего ее эмоционально-смыслового аспекта.
Дисгармоничность отношений и неудовлетворенность собой у подростков с низким уровнем надежности ПМ проецируются вовне и в будущее, окрашивая окружающий мир в негативные тона и порождая тревожно-пессимистичные ожидания.

Что дают исследования ПМ? Общий итог

Реальность типологических вариантов развития на основе ПМ. Система ПМ способна задавать общее русло развития в виде того или иного индивидуально-типологического варианта.
Надежная ПМ – необходимое условие для благоприятного развития и формирования жизнестойкости.
Ненадежные типы ПМ – факторы существенного риска, предрасполагающие к широкому спектру психологических трудностей, расстройств и нарушений.
Для дифференциально-психологических исследований ПМ привлекательна удачным сочетанием в себе двух базовых аспектов развития – нормативного и типологического.
В практическом плане учет типов ПМ необходим для индивидуализации и прицельности психологической помощи.