Файл: Отчет по учебной (технологической (проектнотехнологической)) практике Обучающихся 2 курса заочного отделения.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 591
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И. ГЕРЦЕНА»
Институт Психологии. Кафедра психологии развития и образования
ОТЧЕТ
по учебной (технологической
(проектно-технологической)) практике
Обучающихся 2 курса заочного отделения
группы 2 направления 44.03.02
Психолого-педагогическое образование,
профиль «Психология образования»
Алексеевой Анастасии Юрьевны и
Ермиловой Юлии Алексеевны
Время прохождения практики:
с 08.05.2023 по 30.05.2023
Руководитель практики:
должность
кафедры психологии развития и образования
Пежемская Юлия Сергеевна
Санкт-Петербург
2023 г.
Оглавление
1. План-календарь работы на практике 3
2. Ментальная карта ДОУ и место психолога в ДОУ 5
3. Психологические проблемы в ДОУ 6
4. Диагностическое исследование 7
5. Технологии эффективной социализации дошкольников 12
6. Рефлексивное заключение 13
1. План-календарь работы на практике
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота |
8.05.2023 | 9.05.2023 | 10.05.2023 | 11.05.2023 | 12.05.2023 | 13.05.2023 |
1. Установочная конференция по практике 2. Знакомство с программой практики 3. Планирование работ по дням | Знакомство с ДОУ «Улыбка», знакомство с основными структурными подразделениями учреждения | Анализ основных направлений деятельности детского сада, анализ работы психолога, составление ментальной карты | Чтение статьи Смирнова Е.О., Гударёва О.В. «Состояние игровой деятельности современных дошкольников». Постановка психологической проблемы в ДОУ, описание ее | Составление алгоритма решения проблемы в ДОУ, оформление его в отчете | Знакомство с учебным материалом для лабораторной работы |
15.05.2023 | 16.05.2023 | 17.05.2023 | 18.05.2023 | 19.05.2023 | 20.05.2023 |
Подбор двух методик по диагностике когнитивной сферы ребёнка дошкольного возраста, составление их характеристик в отчете | Подготовка бланков и стимульного материала для проведения психодиагностических методик | Проведение психодиагностической методики с ребенком раннего дошкольного возраста, получение данных | Анализ результатов проведенных методик | Разработка рекомендации и технологий работы на основании полученных результатов | Написание заключения, отчет по диагностическому исследованию |
22.05.2023 | 23.05.2023 | 24.05.2023 | 25.05.2023 | 26.05.2023 | 27.05.2023 |
Просмотр вебинара "Технология эффективной социализации: развивающая диагностика" | Анализ просмотренного видеоматериала и составление протокола | Составление и написание собственного резюме | Рефлексивное заключение | Оформление отчета по учебной практике, внесение поправок, отправка отчета | Итоговая конференция по практике |
29.05.2023 | 30.05.2023 | | | | |
- | - | | | | |
2. Ментальная карта ДОУ и место психолога в ДОУ
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка -детский сад «Улыбка» (НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка»)
Сайт: https://ulybkasalym.ru/
Психолог в ДОУ: Тимирбаева Ф.С.
3. Психологические проблемы в ДОУ
(Перечисление основных психологических проблем ДОУ
Алгоритм решения одной из проблем)
.
4. Диагностическое исследование
Методики по диагностике когнитивной сферы ребенка дошкольного возраста
-
Методика «Запомни рисунки» (Р.С. Немов)
Источник: Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. Педвузов
Возраст: дети от 5 до 7 лет
Цель: определить объем кратковременной зрительной памяти.
Анализируемые показатели:
-
Количество правильно узнанных фигур -
Количество ошибок -
Характер ошибок узнавания
Процедура проведения: Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные ниже. Им дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок». Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Стимульный бланк методики:
Оценка результатов
10 баллов - ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.
8-9 баллов - ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
-
балл - ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.
Ключ для обработки:
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
-
балл - очень низкий.
2. Методика Пьерона – Рузера
Источник: https://departamentar.ucoz.ru/NPS/primernyj_perechen_psikhodiagnosticheskikh_metodik.pdf
Возраст: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Цель: определение уровня концентрации внимания, его переключения и распределения, врабатываемости в деятельность и утомляемости.
Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простой программы деятельности, степени развития элементарных графических навыков, зрительно-моторной координации.
Анализируемые показатели:
• возможность удержания инструкции (программы, алгоритма деятельности);
• целенаправленность деятельности;
• возможность исправлять сделанные ошибки (контроль);
• параметры произвольного внимания (устойчивость, распределение и переключение)
• количество правильно заполненных фигур по отношению к общему их количеству (индекс правильности);
• число заполненных фигур за каждую минуту (динамика изменения темпа деятельности);
• количество ошибок за регистрируемый отрезок времени;
• характер необходимой мотивации деятельности (мотивация достижения, соревновательная, игровая и т.п.) и др.
Процедура проведения: Перед ребенком кладется чистый бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца, говорит: «Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике - вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе - вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (еще раз повторить, где и что нарисовать). После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков, заполненных ребенком за 1 минуту - отмечает точкой или чертой прямо на бланке. Желательно фиксировать (хотя бы приблизительно), с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры на образец. В протоколе необходимо отмечать, как ребенок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или небрежно, так как это отражается на темпе работы.
Стимульный бланк методики:
Обработка результатов:
При обработке данных учитывается общее количество заполненных фигур, количество ошибок. Хорошим результатом считается:
- заполнение в среднем от 70 до 86 фигур;
- быстрое запоминание условных обозначений;
- после первой заполненной строчки ребенок перестает смотреть на образец;
- ошибки - в незначительном количестве.
Ключ для обработки:
Число обработанных фигур | Ранг | Уровень концентрации внимания |
100 | 1 | Очень высокий |
91-99 | 3 | Высокий |
80-90, 65-79 | 3-4 | Средний низкий |
64 и меньше | 5 | Очень низкий |
Заключение по результатам диагностики
Имя: Саша
Пол: мужской
Возраст: 6 лет
Дата проведения: 16.05.2023
Цель: изучение уровня развития когнитивной сферы ребенка – память, внимание.
Методы психологической диагностики: методика «Запомни рисунки», тест Пьерона-Рузера
Полученные результаты: По результатам методики «Запомни рисунки».
Ребенок узнал на картинке 7(6) узоров за 30 секунд, при этом допустив одну ошибку, набрав 6-7 баллов, что говорит о среднем уровне развития зрительной памяти. Саша спешил, пытаясь закончить задание как можно быстрее, был не очень внимателен.
По результатам теста Пьерона-Рузера.
За минуту Саша заполнил 87 фигур из 100, что говорит о среднем уровне концентрации внимания. Во время выполнения Саша пару раз сбивался, сделал одну ошибку, но исправил самостоятельно, подсматривал на образец первые 3 столбца, заполнял фигуры торопясь, импульсивно. Способность удерживания инструкции и переключения внимания – среднее. Наблюдается тенденция к снижению мотивации и внимания к концу тестирования. Характер мотивации скорее игровой.
Выводы: изучение уровня концентрации внимания и памяти позвонило наблюдать средние результаты. Уровень сформированности произвольной регуляции психических функций средний, соответствует возрастной норме. Объем кратковременной зрительной памяти также соответствует норме. Наблюдается некоторое пресыщение при выполнении, что говорит о возможной недостаточности мотивации у ребенка.
Рекомендации: Родителям следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, и за распорядком дня ребенка – чтобы он высыпался, засыпал и просыпался в одно и то же время, прогулки на свежем воздухе также важны.
Стараться ограничивать отвлекающие факторы, например, гаджеты. Ребенка ничего не должно отвлекать от спокойных или развивающих занятий.
Мотивировать и завлекать ребенка, можно использовать интерактивные, игровые, соревновательные подходы к решению различных задач.
Оказывать поддержку при достижении любых успехов, хвалить.
Для повышения развития концентрации внимания ребенку предложить проведение досуга за разгадываем загадок, головоломок, а также рисование, поделки, аппликации. Можно делать это вместе с ребенком.
Для одновременного развития внимания и памяти можно использовать методики, при которых нужно угадывать слово по буквам. Также можно поиграть с ребенком в игру, где перед человеком раскладываются 10 предметов, он запоминает эти предметы и их расположение, а зачем отворачивается, и ведущий(родитель) перекладывает или убирает несколько предметов, после чего ребенок должен понять, что изменилось.
5. Технологии эффективной социализации дошкольников
6. Рефлексивное заключение
Учебно-технологическая практика позволила сформировать представление о психологических проблемам в ДОУ и решении одной из них, о технологиях эффективной социализации дошкольником и о том, какие проблемы со стороны как детей, так и педагогов-психологов, могут встретиться на пути их реализации. Благодаря учебной практике я впервые пробовала сама провести исследование по диагностике и обрела знание о том, как их оформлять и составлять заключение по результатам. Все задания по практике были для меня интересными, некоторые трудности вызвало только 3 задание - про проблему развития сюжетно-ролевых игр. Самым важным я считаю, конечно, задание по диагностическому исследованию, оно дало мне ценный опыт для будущей работы психологом.