Файл: 34. Организация профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования


«Уральский государственный экономический университет»

(УрГЭУ)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРИАТ)

Тема: 34. Организация профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала



Студент

Доронин

Дмитрий Семенович
Группа ИДО ЗБ УП-19СР
Руководитель

Лагутина Е.Е.

доцент, к.э.н.

Нормоконтролер

Садкова И.В.

доцент, к.э.н.




Кафедра экономики труда и управления персоналом
Институт непрерывного и дистанционного образования
Направление подготовки

38.03.03 Управление персоналом
Направленность (профиль)

Управление персоналом и экономика труда



Дата защиты: 16.06.2022
Оценка: _________________



Екатеринбург

2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3

1 Теоретические основы организации профессиональной подготовки и

повышения квалификации персонала …….…………………………………….6

    1. Обзор теоретических подходов к организации профессиональной

подготовки и повышения квалификации персонала……………………………6

    1. Методика анализа организации профессиональной подготовки и повышения

квалификации персонала………………………………………………………..17

2 Анализ социально-трудовых показателей АО «Свердловскавтодор»……..23


2.1 Социально-экономическая характеристика организации ………………..23

2.2 Анализ организации профессиональной подготовки и повышения

квалификации персонала………………………………………………………..38

3. Мероприятия по совершенствованию организации профессиональной

подготовки и повышения квалификации персонала АО «Свердловскавтодор»……………………………………………………………..42

3.1 Рекомендации по совершенствованию организации профессиональной

подготовки и повышения квалификации персонала ………………………….42

3.2 Прогноз социально-экономической эффективности мероприятий по совершенствованию организации профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала ………………………………………………………...54

Заключение……………………………………….………………………………61

Список используемой литературы………………………………………………63

Приложение А - Организационная структура управления АО

«Свердловскавтодор»


ВВЕДЕНИЕ

Современный мир весьма интенсивно развивается. На рынке появляются все новые организации, которым необходимо использовать свои конкурентные преимущества. Одним из основных ресурсов организации является персонал. Благодаря ему все производственные процессы могут работать налаженно, принося работодателям прибыль. Поэтому возникает необходимость в обучении профессиональных кадров с целью улучшения их навыков, повышения знаний об их деятельности.

Мировой опыт свидетельствует, что успешное развитие предприятий ведущих отраслей производства в большой степени зависит от наличия высококвалифицированных работников, которые в современных условиях становятся ключевыми факторами для достижения целей их стратегического развития.

В России на протяжении более 80 лет профессиональное развитие специалистов осуществляется через систему повышения квалификации, т.е. дополнительное профессиональное образование [42].

Определение потребностей организации в профессиональном развитии персонала требует совместных усилий со стороны отдела профессионального развития, самого сотрудника и его непосредственного руководителя [12]. Огромное значение для определения направлений профессиональной подготовки отдельно взятого сотрудника имеет уровень его квалификации.

Деятельности по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации регулирует законодательство, состоящее из комплекса разноуровневых актов:

Конституция РФ - правовой акт, имеющий высшую юридическую силу на всей территории РФ. В соответствии со статьей 43, каждый имеет право на образование [1].



Трудовой кодекс РФ - основополагающий нормативный акт в области профессионального обучения работников. Согласно статьей 1, одной из основных задач трудового законодательства является подготовка и дополнительное профессиональное образование работников непосредственно у данного работодателя [2].

Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. закрепляет базисные понятия профессионального обучения, его формы и условия реализации, государственную политику и гарантии, систему и форму получения образования. [3].

В настоящее время современные организации уделяют недостаточное внимание к профессиональному развитию персонала, что может привести к понижению уровня его компетентности. Следовательно, результативность и эффективность деятельности всего предприятия тоже упадет. Таким образом, развитие персонала, создание эффективной системы обучения является необходимым условием успешной деятельности любой организации.

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что для эффективного развития организации нужны высококвалифицированные кадры с узкоспециализированными знаниями, умениями и опытом в необходимой специализации. Поэтому необходим анализ организации профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала на предприятиях всех форм собственности.

Объект исследования: система профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала.

Предмет исследования: анализ организации профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала в АО «Свердловскавтодор»

Цель исследования: провести анализ организации профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала в АО «Свердловскавтодор» и найти пути его совершенствования.

Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:

- провести обзор и анализ теоретических подходов к организации профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала;

- раскрыть методику анализа организации профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала;

- дать социально-экономическую характеристику предприятия АО «Свердловскавтодор»;

- провести анализ организации профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала;

- провести SWOT-анализ организации профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала АО «Свердловскавтодор»;

- разработать рекомендации и составить ррогноз социально-экономической эффективности мероприятий по совершенствованию организации профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала АО «Свердловскавтодор.


Методы исследования: сбор, анализ, систематизация научной литературы.

Информационная база исследования: подходы и теоретические положения, освещенные в зарубежных и отечественных научных трудах, журналах и статьях, электронных ресурсах, посвященные проблематике данной теме.

Практическая значимость: данная работа представляет интерес для студентов и работников кадровых служб организаций.

База исследования: АО «Свердловскавтодор».

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения. Содержит 15 таблиц, 1 рисунок, 14 формул, список из 51 использованного источника. Работа дополнена 1 приложением. Общий объём выпускной квалификационной работы – 67 страниц.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА



    1. ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА


В рамках темы ВКР раскроем сущность основных ее понятий и рассмотрим точки зрения различных авторов в их понимании.

В толковом словаре русского языка понятие «подготовка» трактуется как запас знаний, полученных в процессе обучения [42].

В «Энциклопедии профессионального образования» данный термин определяют, как:

- научение - формирование готовности к выполнению предстоящих задач (обучение и учение);

- готовность - наличие компетентности для выполнения поставленных задач [44].

И.В. Новгородцева профессиональную подготовку определяет, как «систему организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной направленности, знаний, умений и навыков и профессиональной готовности» [36].

Е.И. Бражник считает, что понятие «профессиональная подготовка» по отношению к личности можно рассматривать, как [33]:

- готовность специалиста к профессиональной деятельности в соответствии с государственными стандартами;

- «процесс обогащения деятельных способностей личности» (В.Г. Онушкин);

- «процесс постановки, разворачивания, адаптации и «вживления» профессионального контекста в субъективную реальность с последующим запуском его профессионального совершенствования и развития» (А.И. Вовк);

- учебную деятельность, связанную с выполнением определенных «специализированных функций в системе технологического разделения труда», включающую расширение и углубление знаний теоретических основ профессии
; приращение профессиональных знаний; освоение ноу-хау; совершенствование трудовых навыков;

- учреждение, в котором проходит повышение квалификации и переподготовки кадров;

- наличие у человека знания, умения, навыки, компетенции позволяющие выполнять профессиональные функции [33].

Определение профессиональной подготовки в изложении А.П. Беляевой звучит так:

- объективная подготовленность человека к решению разнообразной сложности профессиональных задач;

- формирование специалиста, готового к овладению профессиональным мастерством, являющимся и целью, и средством, необходимым для его самоутверждения как социально-ориентированной личности [35, с. 13].

Следует добавить то, что характер профессиональной подготовки на разных уровнях профессионального образования обусловлен видами деятельности будущего специалиста:

- уровень начального профессионального образования: профессиональная подготовка носит операционно-деятельностный характер, предусматривающий освоение определенных способов выполнения действий в соответствии с характеристикой предмета и средств труда;

- уровень среднего профессионального образования: профессиональная подготовка - функционально-предметного характера, обусловленного необходимостью освоения определенных функций профессиональной деятельности;

- уровень высшего профессионального образования: профессиональная подготовка - объектно-деятельностного характера, обусловленного необходимостью подготовки специалистов, имеющих целостное представление о процессе и результате своей профессиональной деятельности, умеющих видеть объект в системе и целостности, а также зависимость между определенным участком работы и целостным объектом.

А.П. Беляева подчеркивает, что профессиональная подготовка должна обеспечить человека таким уровнем профессионализма и социально-культурным статусом, который бы в полной мере соответствовал как его собственным интересам, так и кадровым потребностям рынка труда [35, с.14].

В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" – «профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования» [3].

Таким образом, понятие профессиональной подготовки является процессом овладения системой специальных знаний