Файл: Доклад по истории Россия 19 века реформа или революция Выполнил студент гр. 421.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Политическое развитие России

Реформы начала 19 века – Александр I назвал их либеральными. Либерализм в России, в отличие от Западной Европы, не отражал изменений в общественной жизни, а был своего рода модной идеологией, широко распространенной в аристократических кругах. (Реакция на развитие общества). Идеи либерализма появились в России при Екатерине II и ее переписке с французскими просветителями. Внук Екатерины, наследник престола Александр, воспитывался бабушкой в духе либеральных идей, его воспитателем был швейцарец Лагарп, бывший член якобинского клуба. В юности вокруг Александра сложился определенный круг друзей, разделявших его взгляды на реформирование России. Главным вопросом реформы была отмена крепостного права. После убийства Павла и восшествия на престол Александра вопрос о реформировании России из теоретического превратился в реальный. Но помимо друзей юности (Чарторыйский, граф Строганов, Кочубей, Новосильцев), на Александра оказали влияние еще две группы: так называемые "русские люди". Екатерининская знать во главе с Карамзиным, выступавшим за повышение роли Сената, и сторонники консерватизма (или политики Павла) во главе с Аракчеевым. Помня о судьбе отца, Александр вынужден был лавировать между тремя группами. В манифесте при вступлении на престол Александр обещал вернуться к порядку бабушки, отменив самые одиозные указы отца (запрет на выезд за границу, ввоз иностранной литературы). Из своих друзей он создал так называемый Тайный комитет, который стал заниматься проблемой реформирования российского общества. Из екатерининской знати был создан Непременный Совет, являвшийся своего рода контрольным органом, а функции административно-контрольного органа были возвращены Сенату. Аракчеев получил должность в Государственном совете, который был созван в 1810 году. Сама личность Александра I в русской истории весьма противоречива, а в некоторых случаях даже мифична. Противоречивость личности Александра выражается в отношении А. С. Пушкин ему. До войны 1812 года. он восхищался им, а потом назвал его "лживым и лживым правителем"."

Вся политическая деятельность Александра также делится на 2 периода:


  • Период реформ, до 1818 года.

  • Период 1818-25.

Либеральные преобразования в крестьянском вопросе.

В1801. Александр издал указ, разрешающий покупать землю не только дворянам, но и купцам, мещанам и государственным крестьянам. В 1803 году Александр издал самый прогрессивный в крестьянском вопросе указ "о свободных хлеборобах", который позволял помещикам отпускать крепостных с землей за выкуп. Этим декретом пользовались в основном помещики нечерноземной зоны. В 1804-1805 гг. Реформы Александра в Балтийском регионе (современная Эстония и Латвия). Крестьяне-домовладельцы (фермеры) становились потомственными и пожизненными владельцами своих земель.

В 1809 году. Александр отменяет право помещиков высылать своих крестьян в Сибирь за мелкие проступки. Преобразования Александра в области образования и науки были наиболее прогрессивными и последовательными. В основу реформы или создания системы образования были положены следующие принципы: бессловесность, бесплатное образование на низших ступенях, преемственность.

Система образования в то время состояла из четырех ступеней:

  • Низший класс: приходские школы

  • Трехлетние: окружные школы

  • Четырехлетие: провинциальные средние школы

  • Высшая школа: университеты

В 1804 году был издан университетский устав – один из самых прогрессивных для того времени в мире, он предусматривал:

  • Выборы ректора и профессоров.

  • Независимость и независимость университета от государственного управления.

  • Создание собственного университетского суда

Тогда же появились первые престижные элитные государственные учреждения для дворянства – лицеи:

  • Царское Село;

  • Ришелье (Одесса);

  • Нежинский;

В 1802-1811 годах Александр провел реформу государственного управления. В 1802 году. Сенат был объявлен высшим административным органом, а права обер-прокурора Святейшего Синода были расширены. Вместо колледжей было создано девять министерств (еще по проекту Павла). Но главную роль в реформе государственного аппарата сыграл не сам Александр

, а М. М. Сперанский, о котором Наполеон скажет, что отдал бы за него своих маршалов (в Тильзите). С 1808 года. Сперанский начал работать над проектом реформирования государственного строя. В основу этой реформы должен был быть положен принцип разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную при сохранении законодательной инициативы и исполнительной власти российского императора.

Основные этапы внешней политики России в XIX веке

Сближение с Францией, наметившееся в последние годы царствования Павла I, было прервано. Это было связано с исключительно активной внешней политикой, которую начал проводить Сталин в 1804 году. Император Наполеон. В 1805 году. Наполеон готовил высадку в Англии. Но британскому правительству удалось договориться с Австрией, Россией и Швецией о создании Тройственной коалиции. Наполеон отменяет высадку на Британские острова и отправляет свои войска в Европу. Деятельность Тройственной коалиции закончилась позором Аустерлица, где русские войска, преданные австрийцами, потерпели поражение. Австрия вышла из Союза. В 1806 году была сформирована новая коалиция из России, Пруссии и Англии. Пруссия начала войну, но Наполеон взял Берлин, а русские войска потерпели поражение под Фридландом. Надо сказать, что обе коалиции не отвечали интересам России, так как главным соперником Франции была Англия. Интересы России и Франции столкнулись только в Средиземном море. Франция и Англия продолжали борьбу, прежде всего за североамериканские колонии и Африку. Геополитически Россия имела больше противоречий с Англией, чем с Францией. Но Англия была крупным внешнеторговым партнером России, и экономика страны зависела от поставок из Великобритании, прежде всего оборудования. Союз с Пруссией и Австрией был крайне невыгоден для России. Прежде всего, Пруссия и Австрия контролировали славянские народы Восточной и Центральной Европы, в том числе православных. Именно Австрия была главным противником усиления влияния России в Средиземноморье. Позиция Австрии не позволила в начале XIX века закончить разгром Османской империи и освободить славянские народы от османского ига. Единственный результат русско-турецкой войны 1806-1912 гг. Была аннексия Бессарабии Россией и предоставление номинальной автономии Сербии. Причиной такой политики русского правительства было противодействие идее французской революции в лице наполеоновской армии. Именно с начала XIX века российская внешняя политика была охвачена идеологическим настроем в ущерб объективным государственным интересам. Причины легких, даже быстрых побед Наполеона в Европе объясняются тем, что его приветствовали как освободителя от феодального деспотизма. Наполеоновская армия маршировала с лозунгом: "Свобода, равенство и собственность!". Поэтому Александр считал поражение Австрии, Пруссии и других монархов поражением самодержавной идеи. Ведь Наполеон не присоединил к Франции ни одного из побежденных государств. Он уничтожил в них самые гнусные феодальные порядки. Но в 1807 году. Александр подписал мирный договор с Наполеоном в Тильзите, что было крайне невыгодно для России, так как


Согласно договору, Россия и Франция обязуются в союзе противостоять любой стране, которая нападет на одну из них.

Присоединение России к так называемой блокаде.

В 1807г. Адмирал Нельсон полностью разгромил французский флот, практически лишив Францию возможности организовать континентальную блокаду. И русские корабли, спустив Андреевский флаг на Англию, отплыли, но внешнеторговый оборот сократился в несколько раз. В 1808-1809 гг. Россия воевала со Швецией, чуть ли не последняя русско-шведская война. Результатом этой войны стало присоединение Финляндии к России в качестве автономии. Но было очевидно, что столкновения между Россией и Францией не избежать, несмотря на Тильзитский мир. Причиной начала войны с Россией стало нарушение ее континентальной блокады. На самом деле причины войны гораздо глубже.

Уничтожить потенциального союзника Англии и главного военного соперника в Европе. В то же время у Наполеона не было даже планов аннексии России или даже порабощения ее Францией.

Главная цель состояла в том, чтобы достичь Индии и Ближнего Востока через Северный Кавказ или Среднюю Азию, лишив Великобританию ее основного источника дохода. Фактически Британская империя прекратила бы свое существование.

Когда Наполеон начал войну с Россией, он рассчитывал, прежде всего, на то, что русское крепостное крестьянство встретит его как освободителя, потому что нигде в Европе не было такой архаичной эксплуатации людей, как в России. Но этого не случилось. - Раб никогда не знает, что он раб."

Всю войну 1812 года можно разделить на два периода:

  • 12 июня – октябрь 1812 г.

  • Октябрь – ноябрь 1812 года.

Парадокс состоял в том, что Наполеон не потерпел в России ни одного поражения. Из 670 тысяч человек вернулось 30 тысяч французов.

В 1813 году начинается иностранная кампания. Началось с большой потери: М. И. Кутузов (Голенищев – Кутузов) умер, был похоронен в Бреслау, но сердце осталось в Казанском соборе (завещано). Итогом этой кампании стала знаменитая битва народов в 1814 г. под Лейпцигом. Наполеон потерпел поражение, и союзные войска вошли в Париж. В 1814 году был заключен

Парижский мирный договор:

  • Франция возвращалась к границам 1793 года.

  • Наполеон и его династия были лишены трона, а сам Наполеон был сослан на остров Эльба (Средиземное море).

  • Бурбоны вернулись на трон.


Наполеон бежал с Эльбы, высадился на южном побережье Франции с 200 людьми, Наполеон захватил Париж, бурбонская армия перешла на его сторону, Бурбон бежал, союзники немедленно собрали армию. В битве при Ватерлоо (Бельгия) Наполеон потерпел поражение.

Заключение

Анализ исторических событий начала-середины xix века позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на реальную, продиктованную самой реальностью необходимость изменения пути развития России, необходимые реформы не были проведены ни Александром I, ни Николаем I. Деятельность этих двух императоров поражает своим сходством. Энергия и стремление к переменам, некоторый либерализм при приходе к власти, строительство проектов отмены крепостного права и даже конституции (при Александре I) в тайных комиссиях, изменение первоначального настроения на стадии реакции. При Александре I АА фактически приходит к власти. Аракчеев, благодаря жестокости которого его имя стало нарицательным, преемник императора начинает свое царствование с разгрома цвета дворянства на Сенатской площади и кончает гонениями на центры развития общественной мысли (кружки славянофилов, западников). Но время их правления ознаменовалось небывалым подъемом общественной мысли, центральным вопросом стал вопрос о путях общественного развития страны.

Как уже говорилось, основные течения можно разделить на несколько. Чиновничество - стремление сохранить самодержавие, воплощенное в теории Уварова "самодержавие-православие-народность".

Кроме того, в России существовало сильное славянофильское движение, сходное в некоторых отношениях с уваровской триадой. Основная идея представителей этого направления заключается в том, что Россия имеет свой особый путь развития, который не совпадает с развитием западных стран.

Западники, напротив, предлагали сосредоточиться на странах Европы, чтобы преодолеть отставание России в экономическом и политическом плане.

Список используемой литературы

  1. Астаурова Г. А., Кузнецова Н. В. Славянофилы и западники: разные пути развития общества. - М.: Ника, 2003.

  2. Буганов В. И. История России. Конец XVII-XIX века. - Москва: Зевс, 1995.

  3. История Отечества. Пособие для старшеклассников и студентов, поступающих в вузы. - М.: АСТ, 2001.

  4. История России IX-XX вв.: Учебник. / Под ред. Г. А. Аммона, Н. П. Ионичевой. - М.: Инфра-М, 2002.

  5. История России с начала XVII века до конца XIX века. - М.: Талан, 1997.

  6. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.