Файл: Курсовая р абота по у чебной дисц ип ли н е м дк 02. 01.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1145

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ые органы" необходимо отличать понятие "правоприменительные органы", являющееся более широким. Применять право - это значит действовать на основании норм закона, без этого невозможна жизнедеятельность граждан, государства и современного общества. Право применяют все юридические и физические лица. Но о правоприменительных органах речь идет лишь тогда, когда право применяют государственные органы. К ним относятся все органы государства, включая и правоохранительные. Иными словами, правоохранительные органы - это только часть правопри-менительных.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обо-

собленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную 5

группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти

задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений,
либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например, при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т.д.

Говоря оклассификацииправоохранительныхорганов,имеется множество споров. Одни авторы относят к правоохранительным органам суды, другие с этим категорически не согласны, третьи оговаривают их особое положение. Есть авторы, которые полагают, что негосударственные институты, такие как адвокатура и нота

риат, относятся к правоохранительным органам в силу направленности их деятельности на охрану права и санкционирования ее государством. Некоторые авторы возражают против такой позиции. Нет единства мнений и в отношении того, какие силовые структуры государства следует относить к правоохранительным органам: только прокуратуру и органы предварительного расследования или еще и оперативно-розыскные и иные органы МВД России, ФСБ России, Минюст России, и других служб и ведомств. Не смотря на расхождения во мненияхразличныхавторов,приведем следующую классификацию, которую будем использовать в данной работе.

По характеру правового интереса правоохранительные органы могут быть разделены на государственные, общественные и частные.

В Приложении 1 представлена структурно-организационная
схема Правоохранительных органов.
6

К государственным органам относятся:

судебные органы (Конституционный Суд РФ и уставные суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции, военные и арбитражные суды;

прокуратура РФ;

Следственный комитет РФ;

МВД России;

ФСБ России;

Совет Безопасности РФ;

Минюст России (и его территориальные органы);

ФССП России;

ФСИН России;

таможенные органы РФ;

органы по контролю над незаконным оборотом наркотиков в Российской Федерации;

ФНС России;

Росфинмониторинг;

Федеральное казначейство РФ;

органы записи актов гражданского состояния;

К перечисленной группе органов следует также отнести государственные

органы, имеющие в своем составе структурные подразделения, являющиеся институциональной формой права. Речь идет о следующих государственных органах, наделенных Федераль
ным законом от 28 апреля 1995 г. 144-ФЗ "Об оперативноозыскной деятельности" (ст. 13) и УПК РФ (ст. 40) (наряду с некоторыми из правовых учреждений, упомянутых выше) правом осуществлять

7

оперативно-розыскную деятельность и дознание по уголовным делам (заниматься выявлением и расследованием преступлений):

органы внутренних дел РФ;

органы федеральной службы безопасности;

федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны;

таможенные органы РФ;

Служба внешней разведки РФ;

ФСИН России;

органы по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ;

органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

начальники военной полиции, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов (располагающие штатом дознавателей).

К общественным органам (институтам гражда