Файл: Курсовая р абота по у чебной дисц ип ли н е м дк 02. 01.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1145
Скачиваний: 47
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ые органы" необходимо отличать понятие "правоприменительные органы", являющееся более широким. Применять право - это значит действовать на основании норм закона, без этого невозможна жизнедеятельность граждан, государства и современного общества. Право применяют все юридические и физические лица. Но о правоприменительных органах речь идет лишь тогда, когда право применяют государственные органы. К ним относятся все органы государства, включая и правоохранительные. Иными словами, правоохранительные органы - это только часть правопри-менительных.
Правоохранительные органы составляют определенным образом обо-
собленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную 5
группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти
задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений,
либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например, при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т.д.
Говоря оклассификацииправоохранительныхорганов,имеется множество споров. Одни авторы относят к правоохранительным органам суды, другие с этим категорически не согласны, третьи – оговаривают их особое положение. Есть авторы, которые полагают, что негосударственные институты, такие как адвокатура и нота
риат, относятся к правоохранительным органам в силу направленности их деятельности на охрану права и санкционирования ее государством. Некоторые авторы возражают против такой позиции. Нет единства мнений и в отношении того, какие силовые структуры государства следует относить к правоохранительным органам: только прокуратуру и органы предварительного расследования или еще и оперативно-розыскные и иные органы МВД России, ФСБ России, Минюст России, и других служб и ведомств. Не смотря на расхождения во мненияхразличныхавторов,приведем следующую классификацию, которую будем использовать в данной работе.
По характеру правового интереса правоохранительные органы могут быть разделены на государственные, общественные и частные.
В Приложении 1 представлена структурно-организационная
схема Правоохранительных органов.
6
К государственным органам относятся:
– судебные органы (Конституционный Суд РФ и уставные суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции, военные и арбитражные суды;
– прокуратура РФ;
– Следственный комитет РФ;
– МВД России;
– ФСБ России;
– Совет Безопасности РФ;
– Минюст России (и его территориальные органы);
– ФССП России;
– ФСИН России;
– таможенные органы РФ;
– органы по контролю над незаконным оборотом наркотиков в Российской Федерации;
– ФНС России;
– Росфинмониторинг;
– Федеральное казначейство РФ;
– органы записи актов гражданского состояния;
К перечисленной группе органов следует также отнести государственные
органы, имеющие в своем составе структурные подразделения, являющиеся институциональной формой права. Речь идет о следующих государственных органах, наделенных Федераль
ным законом от 28 апреля 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. 13) и УПК РФ (ст. 40) (наряду с некоторыми из правовых учреждений, упомянутых выше) правом осуществлять
7
оперативно-розыскную деятельность и дознание по уголовным делам (заниматься выявлением и расследованием преступлений):
– органы внутренних дел РФ;
– органы федеральной службы безопасности;
– федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны;
– таможенные органы РФ;
– Служба внешней разведки РФ;
– ФСИН России;
– органы по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ;
– органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
– начальники военной полиции, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов (располагающие штатом дознавателей).
К общественным органам (институтам гражда
Правоохранительные органы составляют определенным образом обо-
собленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную 5
группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти
задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений,
либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например, при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т.д.
Говоря оклассификацииправоохранительныхорганов,имеется множество споров. Одни авторы относят к правоохранительным органам суды, другие с этим категорически не согласны, третьи – оговаривают их особое положение. Есть авторы, которые полагают, что негосударственные институты, такие как адвокатура и нота
риат, относятся к правоохранительным органам в силу направленности их деятельности на охрану права и санкционирования ее государством. Некоторые авторы возражают против такой позиции. Нет единства мнений и в отношении того, какие силовые структуры государства следует относить к правоохранительным органам: только прокуратуру и органы предварительного расследования или еще и оперативно-розыскные и иные органы МВД России, ФСБ России, Минюст России, и других служб и ведомств. Не смотря на расхождения во мненияхразличныхавторов,приведем следующую классификацию, которую будем использовать в данной работе.
По характеру правового интереса правоохранительные органы могут быть разделены на государственные, общественные и частные.
В Приложении 1 представлена структурно-организационная
схема Правоохранительных органов.
6
К государственным органам относятся:
– судебные органы (Конституционный Суд РФ и уставные суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции, военные и арбитражные суды;
– прокуратура РФ;
– Следственный комитет РФ;
– МВД России;
– ФСБ России;
– Совет Безопасности РФ;
– Минюст России (и его территориальные органы);
– ФССП России;
– ФСИН России;
– таможенные органы РФ;
– органы по контролю над незаконным оборотом наркотиков в Российской Федерации;
– ФНС России;
– Росфинмониторинг;
– Федеральное казначейство РФ;
– органы записи актов гражданского состояния;
К перечисленной группе органов следует также отнести государственные
органы, имеющие в своем составе структурные подразделения, являющиеся институциональной формой права. Речь идет о следующих государственных органах, наделенных Федераль
ным законом от 28 апреля 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. 13) и УПК РФ (ст. 40) (наряду с некоторыми из правовых учреждений, упомянутых выше) правом осуществлять
7
оперативно-розыскную деятельность и дознание по уголовным делам (заниматься выявлением и расследованием преступлений):
– органы внутренних дел РФ;
– органы федеральной службы безопасности;
– федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны;
– таможенные органы РФ;
– Служба внешней разведки РФ;
– ФСИН России;
– органы по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ;
– органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
– начальники военной полиции, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов (располагающие штатом дознавателей).
К общественным органам (институтам гражда