Файл: Авторы Л. Ii. Крившенко, М. Е. ВайндорфСысоева гл. 1, 2, 4, 1419.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1656
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Это особенно отразилось на молодежи. Исследования социологов показывают, что молодежь в сравнении с другими группами населения наиболее этноцентрична, т. е. проявляет неприязнь к одной или многим национальностям, нетерпимость, национализм.
Многие молодые люди считают, что в России должны жить только русские. Ученые фиксируют, что к настоящему времени среди значительной части молодежи господствуют националистические убеждения. Это объясняют отчасти возрастными причинами, психологическими особенностями: молодой человек хочет быть сильным и успешным в жизни, склонен рассматривать мир упрощенно, как черно-белый, делит людей на своих и чужих по социальному и национальному признаку, хочет принадлежать к сильной группе. Социальная ситуация и возрастные психологические особенности обусловливают национальное самосознание молодежи, подталкивают молодых людей к крайним позициям, к национальной нетерпимости и экстремизму.
В национальном сознании школьников и студентов, молодежных групп получают положительные оценки «свои», представители родного этноса, одновременно резко отрицательно оцениваются «чужие». Делаются выводы о том, что виноваты во всех бедах
«чужаки», которых надо изгнать из России. Содержание национального сознания
142 характеризуется также этатиче-ской, державной идеологией: Россия есть и должна быть великой державой, в ней должна быть сильная власть, армия, Россия должна обладать большой территорией. В первую очередь молодые люди называют великие военные победы
России и политических деятелей прошлого и настоящего. Только потом и не всегда среди национальных ценностей называют духовно-нравственные начала, культуру, искусство, писателей
1
Национальное самосознание такого содержания присуще, конечно, не только молодежи.
Такие убеждения сформированы и получают развитие среди некоторых современных ученых, политиков, деятелей культуры и искусства, церкви. Такие и подобные убеждения имеют давнюю историю, культурную традицию (славянофильство, евразийство), и это обстоятельство осложняет задачу общества и педагогического сообщества по формированию культуры межнационального общения.
Националистические идеи, этнические предрассудки, стереотипы восприятия и поведения очень живучи. Страх перед чужими и враждебное к ним отношение сохраняются как атавизм с первобытных времен. Это эмоционально окрашенное, оценочное восприятие представителей другого этноса всегда поддерживается внутренними кризисами и внешними процессами.
Что может ответить педагогика, теория и методика воспитания на этот остро актуальный вызов общества и молодежной среды, в частности? Во-первых, ответ может быть дан на личностном уровне: каждый педагог, любой работник системы образования должен давать пример положительного (в отличие от негативного, шовинистического) национального самосознания. Педагог должен исповедовать и демонстрировать национальную гордость, патриотизм, знание культуры своей страны и одновременно придерживаться стандартов в межнациональных, межкультурных отношениях, задаваемых ЮНЕСКО, развитым миром.
Во-вторых, педагогические работники могут и должны компетентно, профессионально делать свою работу. Содержание, методы и формы воспитания, в том числе формирования культуры межнационального общения, известны, они описаны в предыдущих главах, есть в специальной литературе. Здесь мы только передадим содержание некоторых международных и внутренних документов, которые в определенной мере служат ориентиром для проведения воспитательной работы с молодежью по формированию культуры межнациональных отношений.
В нашей стране имеется Концепция государственной национальной политики Российской
Федерации (1996). В ней говорится о том, что в современных условиях усиливается взаимозависимость стран и наций, интернационализация всех сторон человеческой жизнедеятельности. Этническая пестрота населения земли, многонациональность большинства государств и регионов, интенсификация экономических, политических и духовных отношений народов усиливают связи людей разных национальностей и кон- фессий, их работа, учеба, жизнь, как правило, протекают в полиэтнической среде. Это определяет потребность в организации целенаправленной работы по формированию у детей, молодежи, всех граждан культуры межнационального общения, воспитания у них патриотизма, национальной, культурной, религиозной терпимости. В Концепции ставится задача: «Обеспечить разработку программы и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях».
Развивая идеи Концепции, Правительство РФ своим постановлением от 22 февраля
1997 г. № 217 утвердило План первоочередных мероприятий по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. Среди ведущих мероприятий — внесение в содержание школьного и вузовского образования знаний, направленных на формирование культуры межнационального общения, разработка специ- альных программ и курсов по воспитанию культуры межнационального общения.
Воспитание культуры межнационального общения рассматривается как одна из целей образования и воспитания и в ряде других законодательных документов РФ: Закон РФ «Об образовании», «Стандарты-2000», Национальная доктрина образования и др. Закон
Российской Федерации «Об образовании» выделяет федеральные и национально- региональные образовательные стандарты (ст. 7). Эти стандарты предусматривают обязательный набор школьных дисциплин, содержание которых должно обеспечивать интеграцию личности в мировую и национальные культуры; формирование человека- гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
143
В Законе характеризуется содержание образования: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами...» (ст.
14)
Ряд федеральных программ (федеральная целевая программа «Молодежь России»,
«Федеральная национальная программа» и др.) ставят конкретные задачи и пути их реализации по воспитанию культуры межнационального общения в российском обществе.
Они подчеркивают, что культура межнационального общения есть важнейший компонент гражданского воспитания и определяют приоритетными такие элементы содержания:
• формирование у школьников таких ценностей, как Родина, Отечество, Конституция, демократия, свобода, права человека, семья, гражданская и социальная ответственность, формирование чувства гражданина многонациональной России;
■ приобщение учащихся к совокупности ценностей, отражающих общечеловеческое и национальное культурное богатство народов России, к их историческим, духовным, нравственным традициям, готовности продолжать и развивать их.
В этих и других нормативно-правовых актах рассматриваются не только предусмотренные
Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан, связанные с их национальной принадлежностью. В них отражается педагогическая политика государства, в которой определяются цели и содержание воспитания гражданственности, культуры межнационального общения.
Проблема воспитания культуры межнационального общения, воспитания в духе мира, демократии, прав человека, взаимопонимания и согласия является глобальной и находит свое отражение в документах международного сообщества. 53-й сессией Генеральной
Ассамблеи ООН (1998 г.) принята Декларация о культуре мира. Культуру мира следует понимать как глобальную школу, в которой все учатся жить вместе в мире и согласии, уко- ренять в сознании людей идею защиты мира, не применять насилие, утверждать справедливость и демократию. Воспитание таких качеств, как толерантность, ненасилие, навыки бесконфликтной коммуникации, умение слушать и слышать, спорить с оппонентом, не превращая его во врага, должны воспитываться с самого раннего детства.
Образовательная и воспитательная работа в школе не должна ограничиваться сообщением определенных знаний. Необходимо в детских коллективах создавать гуманистическую среду, которая будет способствовать формированию навыков бесконфликтности, ненасильственному общению среди детей, вышедших из разных национальных, культурных, конфессиональных и социальных слоев общества. Следует вовлекать подростков в акции солидарности, сопереживания с теми, кто перенес страдания и нуждается в поддержке. Это поможет молодому человеку реально подготовиться к участию в жизни гражданского общества, правовом, демократическом государстве.
ЮНЕСКО в 1995 г. провозгласил Декларацию принципов толерантности. Толерантность — это международный термин, обозначающий не просто терпимость, а уважение, принятие и правильное понимание единства человечества, взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех, богатство и разнообразие культур, признание прав и свободы, отказ от культуры войны и утверждение культуры мира. ООН, придавая большое значение утвер- ждению принципов толерантности в жизни международного сообщества, провозгласила день подписания Декларации (1995 г.) Международным днем, посвященным толерантности.
Для многонациональной, такой этнически разнообразной страны, как Россия, проблема воспитания толерантности имеет большое значение. Поэтому в 2001 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Она рассчитана на 2001—
2005 гг.
Как задачи формирования культуры межнационального общения можно привести конкретные проявления взаимопонимания и согласия между людьми в современных условиях:
• уважение к человеческому достоинству;
• проявление и закрепление таких качеств, как чуткость, доброжелательность, терпимость, великодушие;
• чувство меры и такта в общении с людьми, умение преодолевать конфликты в отношениях с ними;
• уважительное отношение к языку, культуре, традициям, обычаям других народов;
144
• потребность претворять нравственные знания в действия и поступки;
• умение управлять своим поведением, своими потребностями, сочетая их с интересами окружающих;
• стремление словом и делом, своим личным примером утверждать нормы нравственности.
В современных условиях широкое развитие получает концепция поликультурного
воспитания. Оно предусматривает адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур, взаимодействие между людьми с разными традициями, ориентацию на диалог культур, отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Реализация ее идей направлена на создание такой атмосферы, живя в которой любой человек чувствовал бы себя не только сыном своей родины, но и гражданином вселенной, понимал и уважал, хранил не только культуру своего народа, но и культуры других народов, а следовательно, уважал право другой личности на свободное культурное развитие. Реализация концепции подводит учащихся к пониманию существования других стилей жизни, которые столь же значимы и имеют право на существование, как и их собственный.
3. Детские общественные объединения
Наряду с неформальными течениями молодежи сегодня в стране существует ряд детских и молодежных организаций и движений, руководимых, как правило, взрослыми. Среди институтов социализации детские организации, работа которых строится прежде всего с учетом интересов детей и предполагает их инициативу и общественную активность, занимают особое место.
Детское движение — объективное явление, порождение общественной жизни. В определенном возрасте, примерно от 9 до 15 лет, развивается потребность подростков в значительном расширении контактов и в совместной деятельности. Дети стремятся к социальной деятельности наряду со взрослыми и вместе с ними. Своего рода законодательным подтверждением наличия этого явления стала Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), провозгласившая свободу ассоциаций и мирных собраний как норму жизни детей (ст. 15.1). ученые отмечают, что социальная активность детей и подростков в последние годы возрастает, и формы ее проявления становятся разнообразнее. Детям и подросткам нужны такие объединения, где каждому помогут удовлетворить свои интересы, развить способности, где создана атмосфера доверия, уважения к личности ребенка. Все исследователи отмечают, что большинство подростков высказывают пожелание состоять в детской организации, при этом почти 70% из них предпочитают быть членами организации по интересам; 47% утверждают, что организация нужна, чтобы интересно проводить свободное время; более 30% — чтобы лучше подготовиться к взрослой жизни.
В России дети в силу распада массовых пионерской и комсомольской организаций оказались в социальном вакууме. Между тем детские организации составляют неотъемлемую часть общества во всех современных странах, они — реальная разновидность социальных движений. Кроме удовлетворения потребностей детей и подростков в общении, совместной деятельности по интересам, эти организации выполняют и другие социальные функции. Они включают подростков в жизнь общества, служат средством формирования социальных навыков, защиты интересов и прав детей. Участие в детских организациях позволяет приобрести социальный опыт, способствует формированию гражданских качеств, необходимых для жизни в демократическом обществе. Трудно переоценить роль детских и подростковых общественных организаций в социализации личности ребенка.
Законодательной базой развития детских общественных объединений являются Законы
Российской Федерации «Об общественных объединениях» и
«О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» (1995). Закон РФ «Об общественных объединениях» (ст. 7) определили что
Формами детских общественных объединений могут быть детская организация, детское движение, детский фонд, детское общественное
учреждение
1
.
Наиболее распространенной формой сегодня является детская общественная организация —
самодеятельное, самоуправляемое объединение, создаваемое для реализации какой-либо
социальной идеи (цели), имеющее регулирующие ее деятельность нормы и правила,
зафиксированные в ее уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и
фиксированное членство. В России более 200 молодежных общественных организаций и объединений (спортивные, скаутские, творческие и др.). Некоторые из них называются ассоциациями, лигами, союзами
2
. Современный этап развития детского движения характеризуется переходом от одной в прошлом детской организации к многообразию (по целям, содержанию, формам и методам деятельности, степени включенности в социальную
145 практику) общественных формирований, отличающихся динамичностью, определенной независимостью от государственных и общественных структур и личностной ориентацией.
Они отражают все те инновационные процессы и явления которые происходят в сферах жизни нашего общества. Но, будучи явлением социальным, детское движение выступает как фактор развития личности, как педагогическое средство.
В детском движении сложились на основе опыта некоторые принципы, определяющие его влияние на молодежь. Среди них следует выделить принцип самоорганизации, что обусловливает особенность детских формирований — создание и становление их по инициативе «снизу», их деятельность основывается на волеизъявлении членов, программы носят поисковый характер, отражая результаты самодеятельности и коллективного творчества.
Ведущим направлением, целью детского общественного объединения является развитие личности посредством включения в деятельность, способствующую вхождению, адаптации, интеграции личности в социальную среду. Этим определяются основные функции, задачи
детской организации:
• широкое разностороннее включение личности в систему общественных отношений, в социальную жизнь;
• организация жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в развитии, отвечающей эмоционально-нравственному состоянию и возрастным особенностям;
• защита прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды;
• корректировка различных влияний на личность, ее сознание и поведение
(формирование социально-нравственных идеалов, ценностей, потребностей).
Особые социально-педагогические возможности детского общественного объединения обусловлены открытостью и добровольностью членства, эмоционально-нравственной атмосферой, наличием более широких социальных прав (по сравнению с ролью ученика, ребенка в семье), возможностью выбора разных видов и форм деятельности. Специфику воспитательного потенциала определяют сущность и структура детского объединения. Оно открыто, демократично, не является государственным учреждением, создается добровольно, может пользоваться финансовой, кадровой, технической поддержкой различных государственных учреждений.
В управлении самодеятельным детским объединением нет жестких рамок, органы управления определяются самими членами, подвижны, взрослые и дети тесно сотрудничают, в управление периодически включают по возможности всех членов объединения.
Вместе с тем могут создаваться детские организации, имеющие более жесткую структуру: органы управления, подчиненность, первичные коллективы, источники финансирования — все то, что определяется законом об общественных организациях.
Сравнительно новым явлением в современном детском движении является членство взрослых в общественных объединениях детей. Статус взрослого предполагает его педагогическую, воспитательную, защитную функцию (создание условий для развития личности и объединения, охрана прав и интересов, здоровья и безопасности) и функцию организационную. Взрослый, руководящий организацией, выступает источником социального опыта детей, их знаний и предметно-практических, коммуникативных, социальных умений, он является образцом человека, гражданина, помощником и другом.
В сущности, союз взрослых и детей, их совместная и свободная деятельность являются мощным социально-педагогическим средством воспитания и имеют давнюю историю. Еще в начале XX в. С. Т. Шацкий с друзьями организовал детскую колонию, такое полуформальное объединение старших и младших для образования, развития последних.
В то же время в Англии возникает скаутское движение, распространившееся по всему миру. В России оно тоже было, но после 1917 г. прекратило свое существование, вместо него возникло пионерское движение.
Вот что пишут об этом специалисты. В 1906 г. полковник Р. Баден Пауль, создатель скаутского движения в Англии, издал книгу «Юный разведчик», которую перевели на русский язык. Общество решило, что подобные формы воспитания приемлемы и для русской молодежи.
До появления этой книги подобные детские объединения были и в нашей стране. Как вспоминает один из первых скаутов А. М. Вязьмитинов, подростки в городах объединялись в группы, уходили за город в самые глухие места, строили шалаши, пели песни, обсуждали таинственные истории, искали клады, помогали нуждающимся. Это было стремление
146 молодежи к чистой правдивой жизни на лоне природы, стремление к благородному. «Мы и раньше, — пишет Вязьмитинов, — правда, ощупью и неуверенно, шли тем же путем».
В 1909 г. штабс-капитан Олег Иванович Пантюхов в районе Царского Села организовал первое скаутское звено, вскоре разросшееся в отряд. На эмблеме отряда были написаны слова, которые стали девизом всего движения: «Вера в Бога, Верность Царю, Помощь
Ближнему» и далее — «Будь готов».
Покровителем русских скаутов был избран святой Георгий Победоносец, изображенный на стяге. Походы за город назывались «разведкой»; чтобы не терять ни минуты, даже на марше велись «беседы» о жизни великих людей, о событиях из русской истории.
Руководителем отряда — «скаутмастером» — мог быть человек, хорошо подготовленный настолько, чтобы иметь право сказать детям: «Смотрите на меня. Делайте, как я. Следуйте за мной». Во время похода поощрялись скауты, которые первыми увидят какие-то малозаметные предметы, растения или птиц, или человека, нуждающегося в помощи.
Каждый день скаут должен был оказывать кому-нибудь помощь. Отряд организовывал также новогодние елки для детей из бедных семей.
Скауты называли себя «разведчиками», носили спортивную форму защитного цвета, шляпу «бурского» типа, имели посох. Новички, вступавшие в отряд, младшие по возрасту, назывались «волчатами». Формой руководства в отрядах были «приказы». Например,
«Приказ № 150. Беседа о Суворове», «Приказ № 149. Беседа о храбрости и правдивости».
Руководители отрядов назывались вожатыми.
С первых лет возникновения скаутских отрядов появились их стихи и песни. Одной из песен, причем самой любимой, была «Картошка». В 1910 г. преподаватель латинского языка
1-й Петербургской гимназии Василий Григорьевич Янчевский организовал большой отряд скаутов. О Петроград- ской дружине скаутов в 1915 г. вспоминал старший скаутмастер К.
А. Пер-цов. Отряд под командой прапорщика состоял из юношей 16—18 лет и делился по
10 человек. Каждый носил свой цвет галстука.
Во время рождественских каникул 1915 и 1916 гг. проходили съезды (в 1917 г. «летний лагерь») скаутов со всей России. Скауты выезжали на летние сельскохозяйственные работы. На приобретение инвентаря для этих работ им выделялись кредиты. Выезжал отряд до 200 человек. Петроградские отряды ехали на юг России, в Херсонскую губернию.
В Москве скаутские отряды возникли в 1911—1912 гг. В 1915 г. они находились под покровительством великой княгини Елизаветы Федоровны и адмирала И. И. Чайковского
(брата композитора). Было организовано Общество содействия Организации юных разведчиков города Москвы. В 1917 г. несколько отрядов объединились в дружину. В августе
1921 г. скаутские дружины Москвы были разгромлены комсомолом. Скаутов избивали, гро- мили их квартиры и лагеря, арестовывали, высылали скаутмастеров
1
Дружины скаутов были во многих городах России: Киеве, Анапе, Астрахани,
Архангельске, Воронеже, Гомеле, Евпатории, Ереване, Керчи, Кисловодске и др.
Н. К. Крупская, создавая пионерскую организацию, имела перед собой прецедент, эталон
— скаутское движение, воспитательное значение которого оценивала очень высоко.
Типология детских объединений в настоящее время возможна по направленности и
содержанию деятельности, по формам организации, по длительности существования. Так, имеются объединения познавательной, трудовой, общественно-политической, эстетической и другой направленности: клубы по интересам, военно-патриотические, военно- спортивные, туристические, краеведческие, юнкоровские, экономические, объединения по оказанию помощи старикам и работе с малышами, миротворческие и другие профильные детские объединения.
Имеются также организации и объединения, работающие на основе различных
ценностей: религиозные детские объединения, национальные детские организации, скаутские организации и объединения, коммунарские группы (пионерские организации и объединения).
Самым крупным детским объединением является Союз пионерских организаций —
Федерация детских организаций (СПО — ФДО). Она является независимым международным добровольным формированием, в состав которого входят самодеятельные общественные объединения, ассоциации, организации с участием детей или в их интересах.