Файл: Авторы Л. Ii. Крившенко, М. Е. ВайндорфСысоева гл. 1, 2, 4, 1419.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1659
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
147
В состав СПО — ФДО входят региональные, территориальные организации в статусе республиканских, краевых, областных, детские объединения по интересам, профильные организации и ассоциации. Среди них Федерация детских организаций «Юная Россия», детские организации стран СНГ, региональные детские организации и объединения — детская организация Москвы «Радуга», Воронежская областная организация, детско-юно- шеская организация «Искра» и др.; организации республик России — детская общественная организация «Пионеры Башкирии», детская общественная организация
Удмуртии «Родники» и др.; профильные организации различного уровня — Молодежная морская лига, Союз юных авиаторов, Лига малой прессы, Детский орден милосердия,
Ассоциация детских творческих объединений «Золотая игла» и др.
1
Цели СПО — ФДО имеют вполне педагогический характер:
• помочь ребенку познавать и улучшать окружающий мир, развивать свои способности, стать достойным гражданином своей страны и мирового демократического сообщества;
• оказывать всестороннюю помощь и поддержку организациям — членам Федерации, развивать детское движение гуманистической направленности в интересах детей и общества, укреплять межнациональные и международные связи.
Основными принципами СПО — ФДО являются:
• приоритет интересов ребенка, забота о его развитии и соблюдение его прав;
• уважение религиозных верований и национальной самобытности детей;
• сочетание деятельности по реализации общих целей и признание прав членских организаций осуществлять самостоятельную деятельность
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 ... 43
на основе собственных позиций;
• открытость для сотрудничества во имя детей.
Высшим органом СПО — ФДО является Ассамблея. СПО — ФДО — прообраз единого гуманитарного пространства, которое столь трудно создается взрослыми на просторах СНГ.
О характере деятельности СПО — ФДО свидетельствуют его программы. Назовем только некоторые из них: «Детский орден милосердия», «Золотая игла», «Хочу сделать свое дело»
(начинающий менеджер), «Древо жизни», «Свой голос», «Игра — дело серьезное», «Мир красотой спасается», «Алые паруса», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни»,
«Школа демократической культуры» (движение юных парламентариев), «Каникулы»,
«Экология и дети», «Лидер» и др. Всего более 20 программ
2
. В ряде регионов страны действуют скаутские организации.
Детские объединения по длительности существования могут быть постоянными и временными. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы, экспедиционные отряды, объединения для проведения какой-либо акции и т. п. Временные объединения обладают особыми восстановительными возможностями: создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ре- бенка со сверстниками, предоставляются разнообразные возможности для творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют ребенку изменить свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых. Во временном детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнь и деятельность, занимая при этом позицию от робкого наблюдателя до активного организатора жизнедеятельности объединения. Если процесс об- щения и деятельность в объединении проходят в доброжелательной обстановке, внимание уделяется каждому ребенку, то это помогает ему создать положительную модель поведения, способствует эмоционально-психологической реабилитации.
Школа и детские общественные объединения могут и должны действовать согласованно.
В жизни сложились различные варианты взаимодействия школы с детскими общественными объединениями. Первый вариант: школа и детское объединение взаимодействуют как два самостоятельных субъекта, находя общие интересы и возможности их удовлетворения. Вариант второй предполагает, что детская организация является частью воспитательной системы школы, имея определенную долю автономии.
Учитывая особую значимость детских и молодежных объединений для воспитания детей,
Министерство образования РФ разработало методические рекомендации в адрес руководителей учреждений образования и учреждений дополнительного образования о необходимости широкого взаимодействия с ними
(детскими молодежными объединениями)
1
. Рекомендуется создавать скоординированные совместные программы, проекты, формировать позитивное общественное мнение о деятельности детских и молодежных объединений, привлекать к этому педагогическую и родительскую общественность. В штате образовательного учреждения или учреждения дополнительного образования следует предусмотреть ставку куратора детских организаций (педагог-
148 организатор, старший вожатый и др.); выделить помещения для работы этих объединений во внеурочное время; создавать условия для проведения занятий и различных мероприятий
(сборы, встречи и др.); предусмотреть совместные акции, проекты, мероприятия в плане учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Все это дает ребенку возможность выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, участвовать в созвучных ему образовательных программах, проектах, что способствует конкурентности программ детских и молодежных объединений и улучшению их качества.
Целесообразно ежегодное обсуждение результатов деятельности общественных объединений на педагогических советах школы с участием заинтересованных лиц. Такая работа требует соответствующей квалификации, педагогических кадров, методических служб, работающих в детских объединениях и в системе образования, педагогов- организаторов, классных руководителей, воспитателей и др.
4. Учреждения дополнительного образования для молодежи
В стране, кроме обязательного для всех образования, действует система внешкольных учреждений, которая в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» называется системой дополнительного образования. Имеется также проект отдельного закона о дополнительном образовании. Систему дополнительного образования составляют разнообразные детско-юношеские учебно-воспитательные учреждения и общественные организации:
• дома, центры детского и юношеского творчества;
• специализированные школы и студии (музыкальные, художественные, спортивно- туристические и др.);
• многопрофильные клубы по месту жительства;
• творческие объединения детей и молодежи при музеях, театрах;
• научные общества школьников;
• туристическо-краеведческие, экологические, культурологические и другие экспедиции;
• досуговые непрофильные объединения.
К учреждениям дополнительного образования относятся также летние и каникулярные лагеря разного типа: труда и отдыха, оздоровительные, юных математиков, геологов, спортивные и др.
Учреждение дополнительного образования — это тип образовательного учреждения,
основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к познанию и
творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах
личности, общества, государства.
Согласно Типовому положению об учреждениях дополнительного образования в них могут создаваться детские и юношеские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает содействие в работе таких объединений и организаций.
Деятельность внешкольных учреждений прежде всего связана с досугом и свободным временем школьников, это в основном определяет их цель и задачи. Целью учреждений дополнительного образования является создание условий для самореализации, развития творческой индивидуальности молодежи в избранной ими сфере деятельности на основе их интересов, потребностей. Главными задачами являются следующие:
• выявление интересов, склонностей, способностей молодежи к различным видам деятельности;
• формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности и создание условий для их реализации (отчетные концерты, смотры, конкурсы, выставки, конференции и др.);
• помощь в общем социальном развитии, решение коммуникативных и других проблем в жизни ребенка, оказание психологической поддержки, психотерапевтической помощи;
• решение вопросов профессионального самоопределения школьников, помощь в выборе профессии и получении первоначальных знаний по профессии;
• развитие творческих способностей, научных интересов детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга.
Работа учреждений дополнительного образования имеет в некоторых аспектах выгодные отличия от обучения по обязательной государственной программе. Ее отличает: дерации
«Об образовании» называется системой дополнительного образования. Имеется также проект
149 отдельного закона о дополнительном образовании. Систему дополнительного образования составляют разнообразные детско-юношеские учебно-воспитательные учреждения и общественные организации:
• дома, центры детского и юношеского творчества;
• специализированные школы и студии (музыкальные, художественные, спортивно- туристические и др.);
• многопрофильные клубы по месту жительства;
• творческие объединения детей и молодежи при музеях, театрах;
• научные общества школьников;
• туристическо-краеведческие, экологические, культурологические и другие экспедиции;
• досуговые непрофильные объединения.
К учреждениям дополнительного образования относятся также летние и каникулярные лагеря разного типа: труда и отдыха, оздоровительные, юных математиков, геологов, спортивные и др.
Учреждение дополнительного образования — это тип образовательного учреждения,
основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к познанию и
творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах
личности, общества, государства.
Согласно Типовому положению об учреждениях дополнительного образования в них могут создаваться детские и юношеские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает содействие в работе таких объединений и организаций.
Деятельность внешкольных учреждений прежде всего связана с досугом и свободным временем школьников, это в основном определяет их цель и задачи. Целью учреждений дополнительного образования является создание условий для самореализации, развития творческой индивидуальности молодежи в избранной ими сфере деятельности на основе их интересов, потребностей. Главными задачами являются следующие:
• выявление интересов, склонностей, способностей молодежи к различным видам деятельности;
• формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности и создание условий для их реализации (отчетные концерты, смотры, конкурсы, выставки, конференции и др.);
• помощь в общем социальном развитии, решение коммуникативных и других проблем в жизни ребенка, оказание психологической поддержки, психотерапевтической помощи;
• решение вопросов профессионального самоопределения школьников, помощь в выборе профессии и получении первоначальных знаний по профессии;
• развитие творческих способностей, научных интересов детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга.
Работа учреждений дополнительного образования имеет в некоторых аспектах выгодные отличия от обучения по обязательной государственной программе. Ее отличает:
• добровольность в выборе деятельности, содержания и форм организации;
• свободный, творческий характер деятельности педагогов и детей;
• многопрофильность (в одном учреждении разные по форме и содержанию работы позволяют подростку выбирать занятия по интересам, 'переходить к другим занятиям, общаться с разными людьми);
• отсутствие обязательного контроля и оценок;
• опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с творческими личностями, сверстниками,
• опыт содружества поколений.
В практике дополнительного образования имеются самые разные по целям и содержанию учебные программы и формы организации обучения, общения с детьми. Вот пример одной из образовательных программ учреждения дополнительного образования Детский парк «Усадьба
Трубецких в Хамовниках» — Программа «Мир русской усадьбы», курс по дополнительному образованию. Данная программа является пропедевтической к разрабатываемым в детском парке курсам: «История России и русская усадьба», «Знаменитые Трубецкие», «Великая усадебная литература», «Музыкальная культура русской усадьбы», «Усадьба — колыбель русского искусства», «Зодчество русской усадьбы», «Столица и усадьба», «Садоводство»,
«Зверинец в русской усадьбе», «Мир цветов», «Оранжерея в русской усадьбе», «Организация праздников и забав», «Практическое экологическое образование», «Экология города»,
«Бальные танцы и русская усадьба», «Верховая езда», «Культура России и французский язык» и др. По перечню видно, что дети могут получать не просто информацию по интересующим
150 их вопросам, но имеют возможность заниматься историко-культурной, экологической деятельностью, в процессе которой получают шанс для гармоничного восприятия и построения собственной жизни в гармонии с природой и культурой
1
Учреждения дополнительного образования и общеобразовательные школы могут по- разному взаимодействовать. Дополнительное образование может быть составной частью образовательной системы школы. Чаще же их отношения строятся как партнерские отношения двух субъектов образовательной деятельности: проводятся совместные акции, проекты, мероприятия. Может быть и такой вариант, когда общеобразовательная школа функционирует в составе учреждения дополнительного образования. Пример тому средняя школа «Аничков лицей», обучающая детей, склонных к научной, творческой деятельности, находящаяся в составе Санкт-Петербургского дворца творчества юных. Можно сказать, что появление такой школы в структуре Дома творчества детей в известной степени — есте- ственное явление: чтобы не ходить в два разных учреждения, которые им одинаково нужны, дети стали учиться и заниматься углубленно по своим интересами в одном доме. Это потребовало разработки содержательных и организационных вопросов. Сегодня лицей имеет образовательные программы, отвечающие самым серьезным требованиям
2
Итак, мы видим, что воспитание молодежи осуществляется под воздействием многих факторов, которые действуют на детей неодинаково, порой несогласованно и противоречиво, что усложняет и одновременно обогащает возможности воспитательной системы общества. Это обстоятельство накладывает ответственность на профессиональных педагогов в первую очередь. Однако ответственность за растущие поколения лежит и на всех социальных институтах, на каждом гражданине страны.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте молодежную среду и ее влияние на формирование подростка.
2. Опишите характер девиантного поведения подростков и методы работы с ними.
3. В чем проблема межнационального общения в молодежной среде и каковы пути ее решения?
4. Какова роль детских общественных объединений в воспитании школьников?
5. Раскройте роль учреждений дополнительного образования в формировании молодежи.
Основная литература
1. Гасанов 3. Т. Педагогика межнационального общения. М., 1999.
2. Рожков М. И., Волохов А. Б. Детские организации: возможность выбора. М., 1996.
3. Толстых А. В. Подросток в неформальной группе. М., 1991.
Дополнительная литература
1. Волохов А. В., Рожков М. И. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации. М., 1991.
2. Разноцветный мир детства: Детские общественные организации: Учеб. пособие. М.,
1999.
3. Шнекендорф 3. К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека // Педагогика. 1997. № 2.
4. Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990.
5. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие / Под ред. О. Е. Лебедева.
М.,2000.