Файл: Авторы Л. Ii. Крившенко, М. Е. ВайндорфСысоева гл. 1, 2, 4, 1419.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1612
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте схему «вертикали» управления образованием в Российской Федерации.
2. Покажите, в чем заключается автономность образовательного учреждения.
3. Объясните, как реализуется на практике принцип единства образовательного пространства Российской Федерации.
4. В чем проявляется государственно-общественный характер управления современной школой?
5. Дайте краткую характеристику типов и видов современных образовательных учреждений.
Основная литература
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.
2. Селиванов В. С. Управление школой в России. Смоленск, 2001.
3. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Учеб. пособие. 3-е изд., доп. М.: Педагогическое общество России, 1999.
Дополнительная литература
1. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. В. И.
Шкатулла. 2-е изд., перераб, и доп. М.: Юристь, 2001.
2. Поташник М. М., Моисеев А. М. Управление современной школой (В вопросах и ответах). М.: Новая школа, 1997.
3. Сластенш В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. Ч. 2. М.: ВЛАДОС, 2002.
4. Управление воспитательной системой школы / Под ред. В. А. Кара-ковского и др. М.,
1999.
5. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. М.:
ВЛАДОС, 2001.
268
Г
ЛАВА
22. Основы внутришкольного
УПРАВЛЕНИЯ
Тот, кто не может управлять собой, не может и управлять другими.
Платон
1. Понятия и функции внутришкольного управления.
2. Организационные формы управленческой деятельности.
3. Повышение квалификации и аттестация работников школы.
1. Понятия и функции внутришкольного управления
Школа, как и любая социальная организация, является сложной целостной системой открытого типа, активно взаимодействующей со своим социальным окружением. Как отдельное образовательное учреждение школа входит в более широкие образовательные системы, какими являются муниципальные, региональные (субъектные) и федеральные.
Связь школы с окружением — двухсторонняя: школа испытывает влияние социума и сама оказывает на него воздействие, причем это взаимовлияние продолжает расти.
Различают внешнее и внутреннее управление общеобразовательным учреждением
(школой) как социальной организацией, которые представляют собой две взаимосвязанные стороны.
Школа как часть более широких образовательных систем (муниципальной, региональной, федеральной) и субъект гражданского права испытывает на себе множество управляющих влияний. Внешнее управление школой осуществляется органами управления образованием субъекта Российской Федерации, города (района) через ее создание, придание соответствующего статуса, правовую регламентацию жизнедеятельности, регистрацию, лицензирование, аттестацию и аккредитацию.
Автономность образовательных учреждений, становление их как юридических лиц, расширение их компетенции и ответственности существенно изменили соотношение между внутренним и внешним управлением школ в пользу внутреннего. Однако это не означает полной автономии школы и ее «независимости» от внешнего управления и от социума в целом.
Непосредственное управление школой или внутреннее (внутришкольное) управление в
соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Внутришкольное управление рассматривают как разновидность самоуправления, так как современная школа является автономной и самоуправляющейся. При этом учительское самоуправление и самоуправление ученическое являются составными частями системы внутришкольного управления.
К основным функциям внутришкольного управления, которые наиболее часто встречаются в педагогической литературе, относятся мотивация, педагогический анализ, целеполагание,
планирование, организация и контроль. В некоторых пособиях они называются целевыми, организационными, оперативными, контрольными функциями.
Функция мотивации. Основная задача мотивационной функции состоит в том, чтобы все участники образовательно-воспитательного процесса выполняли работу согласно делегированным им полномочиям. Для включения в действие социальных мотивов рекомендуется создавать условия для общения между участниками образовательного процесса, формировать дух единой команды, периодически проводить совещания, не разрушать неформальные группы, стимулировать социальную активность учителей вне школы. С целью актуализации мотива самовыражения необходимо создавать условия для участия членов образовательно-воспитательного процесса в творческой, исследовательской деятельности, осуществлении инновационных проектов, поощрять инициативу
1
269
Способствует созданию положительных мотивов тактичная помощь руководителя; личный пример компетентности, активности, честности, справедливости; вознаграждение усилий участников образовательно-воспитательного процесса.
Педагогический анализ является основой управленческой деятельности. В структуре управленческого цикла педагогический анализ занимает особое место. С него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, потому что остальные звенья управленческого цикла (планирование, организация, контроль, регулирование) не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.
В управленческой деятельности выделяют такие виды анализа, как:
аспектный анализ, который направлен на изучение какого-либо одного аспекта образовательной деятельности (например, использование средств наглядности для развития познавательной активности учащихся; изучение системы работы учителя по проверке домашнего задания; изучение особенностей групповой работы учащихся на уроке и т. п.);
краткий анализ — предполагает общее изучение образовательной деятельности;
развернутый анализ — направлен на детальное выделение и обсуждение всех компонентов образовательного процесса (например, определение воспитательных, дидактических, психологических, санитарно-гигиенических требований к уроку и др.).
В практике работы современной школы выделяют также:
параметрический анализ. Содержанием этого вида анализа является изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса (изучение текущей успеваемости, дисциплины учащихся, посещаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др.);
тематический анализ. Содержанием данного анализа является изучение отдельных направлений образовательно-воспитательного процессов (например, системы работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры; деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др.);
итоговый анализ. Проводится по завершению учебной четверти, полугодия, учебного года.
Итоговый анализ направлен на изучение основных результатов образовательно- воспитательной деятельности, предпосылок и условий их достижения. Информация складывается из данных параметрического и тематического анализов; четвертных, полугодовых контрольных работ; из данных официальных отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций. Содержательную основу итогового анализа работы школы за учебный год составляют ведущие направления, например:
• качество преподавания — соответствие профессиональной подготовки учителей требованиям развивающейся школы;
• выполнение образовательных программ и государственных стандартов;
• использование активных форм и методов обучения;
• реализация воспитательного потенциала урока;
• развитие индивидуальных задатков и способностей личности;
• соблюдение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся;
• качество знаний, умений, навыков учащихся — объем, глубина, системность, прочность, осознанность;
• типичные пробелы в знаниях учащихся и причины их появления;
• компьютерная грамотность учащихся,
• степень развития познавательных интересов;
• уровень воспитанности школьников;
• состояние и качество методической работы в школе;
• эффективность работы с родителями и общественностью;
• состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура;
• результативность деятельности Совета школы, педагогического совета и др.
Проведение объективного, глубокого, итогового анализа служит основой для разработки плана работы школы на новый учебный год.
В последнее время в ряде школ создаются компьютерные базы данных, т. е. вся тематическая информация вносится в память ЭВМ, что позволяет не только хранить ее в
270 компактном виде, но и эффективно работать с нею, анализировать и обобщать, систематизировать и представлять в различных, удобных для подготовки управленческих решений видах.
Одной из основных характеристик педагогической системы, определяющей в итоге эффективность ее функционирования, является характеристика циркулирующих в школе
информационных потоков (содержание информации, степень ее централизации, источники получения, вывод на уровень принятия решений). Требования к этим характеристикам резко повышаются в условиях демократизации школы и ее модернизации в связи с переходом образования к рыночным отношениям. Поэтому очень важно предъявлять к отбору информации повышенные требования, а именно: информация должна быть, во- первых, максимально полной по своему объему; во-вторых, предельно конкретной.
Для создания эффективной информационной поддержки управленческой деятельности в школе необходимо определить содержание, объем, источники информации (кто сообщает), сформировать ее потоки и вывести их на соответствующие уровни управления. Далее нужно решить, в какой форме и где эта информация будет храниться и как использоваться.
Для каждой из подсистем — управляющей и управляемой — выделяются три уровня информации: административно-управленческий (директор, заместитель по учебно- воспитательной работе, заместитель по внеклассной и внешкольной работе, заместитель по административно-хозяйственной части, диспетчер и др.), коллективно-коллегиальный
(Совет школы, педсовет, методический совет, методические объединения, кафедры, общественные организации), ученическое самоуправление.
Учет цикличности информационных потребностей руководителей школ, педагогов, органов общественного самоуправления позволяет заранее планировать информационные процессы. Циклограмма запросов информации по той или другой теме должна найти место и применение в текущем и перспективном планировании работы школы, что положительно сказывается на принятии управленческих решений.
Управленческая деятельность руководителей школы и органов самоуправления формируется в процессе педагогического анализа поступающей информации о деятельности каждого звена школы в целом.
Таким образом, основное назначение анализа состоит в изучении информации о состоянии и тенденциях развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов, выработке рекомендаций по упорядочению, сведению частей в единое целое, установлению связей системообразующих факторов.
Функция целеполагания заключается в формировании идеального представления о конечном результате деятельности всей системы на пути к этому результату. Общая цель определяется на основе сопоставления результатов проведенного педагогического анализа состояния управляемой системы и требований к ней.
Одним из неизменных признаков, на который указывают при определении цели, является образ будущего результата, который может быть представлен либо в виде образов и моделей, либо в виде понятий, суждений, умозаключений. Образ будущего результата становится целью тогда, когда имеются потребности, мотивы, желание достигнуть результата или приблизиться к нему. Таким образом, цель — это осознанный желаемый результат.
Дж. Л. Морриссей показал, что цели управления должны отражать следующие основные положения:
• конкретизировать требуемый конечный результат;
• конкретизировать заданный срок достижения цели;
• конкретизировать максимальную величину допустимых затрат сил, средств, времени и энергии;
• давать, где это возможно, количественную характеристику требуемого результата работ, необходимую для подтверждения факта достижения цели;
• оговаривать только то, «что» и «когда» должно быть сделано, не вдаваясь в детали,
«как» и «почему» это должно быть сделано;
• отвечать непосредственно целевому назначению функциональных обязанностей данного исполнителя;
• быть понятной всем, кто будет работать для достижения цели;
• быть реальной и достижимой, но не легкой;
• обеспечивать большую отдачу от затрат времени и ресурсов по сравнению с другими
271 возможными целями;
• быть реализуемой в пределах наличного или ожидаемого бюджета времени;
• исключать или делать минимальной возможность двойной ответственности за результат совместных работ;
• соответствовать основным принципам и методам научной организации труда;
• совпадать с интересами исполнителей и не вызывать конфликтов в организации;
• фиксироваться в письменном виде;
• быть согласованной менеджером в личной беседе с подчиненными
1
Достижение предусмотренных целей требует от субъекта целеполагания четкого представления о тех задачах, которые он собирается решать.
Следующей функцией внутришкольного управления является
планирование.
Планирование в управлении школой — это принятие решения на основе данных педагогического анализа. Планирование должно отвечать определенным требованиям:
• единство целевой установки и условий реализации;
• единство долгосрочного и краткосрочного планирования;
• осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал;
• обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования;
• стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов;
• целенаправленность — учет прошлого опыта работы школы, постановка частных целей в деятельности учителей, классных руководителей, общественных организаций;
• перспективность (предусматривает направления деятельности школы на будущее);
• комплексность — использование разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• объективность — учет условий функционирования школы, возможностей педагогического и ученического коллективов.
Одним из действенных путей совершенствования этого вида деятельности является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ)
Школьная целевая программа составляется под реализацию приоритетных проблем, причем ее ядром служит генеральная цель, трансформированная на задачи, доведенная до каждого школьного подразделения и исполнителя. В структуру комплексной целевой программы включаются краткое описание состояния проблемы; ее место и роль в общешкольном плане; генеральная цель; система доведенных до исполнителей задач; показатели, сроки и исполнители; вид информационного обеспечения управления процессом решения задач; данные о контроле за ходом выполнения программы, о текущем и итоговом анализе, регулировании.
В практике работы школ распространены следующие виды планирования:
• перспективный план работы школы на 3—5 лет;
• план учебно-воспитательной работы школы (годовой);
• графический план организационной, методической и внеклассной работы (выписка из годового плана, например на четверть);
• план-график внутришкольного контроля;
• планы общественных организаций.
В перспективном плане отражаются следующие разделы:
• тематика педсоветов и заседаний методических объединений;
• профсоюзные собрания и производственные совещания;
• совещания при директоре;
• перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций;
• потребность школы в педагогических кадрах;
• повышение квалификации педагогических кадров (курсы, семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной основе и т. д.);
• развитие материально-технической базы и учебно-методическое оснащение школы
(строительные работы, приобретение средств ЭВТ и информатики, пополнение фондов библиотеки, наглядных пособий, обновление оборудования и оформление кабинетов и
272 др.);
• социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.
Перспективный план согласуется с планами местного муниципального управления.
Годовые планы составляются в мае — июне, утверждаются педагогическими советами в конце августа. Изменение плана в течение года производится в крайних случаях, о каждом изменении ставится в известность педагогический совет. Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы.
Подготовка годового плана работы школы проходит несколько этапов:
• изучение новых нормативных, инструктивных документов; теоретических и методических материалов по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности директором школы, его заместителями и руководителями школьных служб
(первая учебная четверть); создание инициативной группы по разработке и корректировке структуры проекта плана, определение источников и форм сбора необходимой информации под руководством директора школы (вторая учебная четверть).
• анализ получаемой информации, заслушивание отчетов о работе членов комиссии и руководителей подразделений школы; выявление причин возникающих трудностей и путей их устранения в перспективе (третья учебная четверть);
• подготовка и обсуждение проекта плана (конец четвертой четверти). На первом заседании Совета школы в новом учебном году утверждается план работы школы.
Текущий план составляется на учебную четверть, является конкретизацией общешкольного годового плана.
Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.
На основе общешкольного плана составляется календарный план организационной, методической и внеклассной работы на текущую четверть (отдельно педагогического и ученического коллектива). По горизонтали обозначаются недели и дни учебной четверти, по вертикали — организационные формы работы с учителями и учащимися, фамилии ответственных за данную форму работы; тематика (содержание) работы; сроки выполнения; формы контроля.
Важной функцией внутришкольного управления является функция организации
деятельности. Данная функция предполагает выполнение принятых решений конкретными людьми: учителями, детьми, родителями, представителями общественности. Субъект организационной деятельности (организатор) решает целый ряд вопросов:
• предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело;
• отбор содержания, форм и методов предстоящей деятельности; соотнесение их с реальными условиями и возможностями исполнителей;
• мотивация предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения конкретного поручения;
• обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов;
• оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы;
• выбор форм стимулирования участников деятельности;
• оценка хода и результатов конкретного дела.
В этой работе особую роль играют личностные качества руководителя — его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.
Завершающей
функцией
внутришкольного управления является
контроль.
Внутришкольный контроль представляет собой вид деятельности управляющей подсистемы образовательного учреждения по установлению соответствия результатов работы школы запросам развивающейся личности учащегося и общегосударственным требованиям
(нормативам). Он позволяет выявить необходимость принятия управленческого решения в случаях, когда реальное положение дел не соответствует планируемому. В дан ном случае
1. Дайте схему «вертикали» управления образованием в Российской Федерации.
2. Покажите, в чем заключается автономность образовательного учреждения.
3. Объясните, как реализуется на практике принцип единства образовательного пространства Российской Федерации.
4. В чем проявляется государственно-общественный характер управления современной школой?
5. Дайте краткую характеристику типов и видов современных образовательных учреждений.
Основная литература
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.
2. Селиванов В. С. Управление школой в России. Смоленск, 2001.
3. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Учеб. пособие. 3-е изд., доп. М.: Педагогическое общество России, 1999.
Дополнительная литература
1. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. В. И.
Шкатулла. 2-е изд., перераб, и доп. М.: Юристь, 2001.
2. Поташник М. М., Моисеев А. М. Управление современной школой (В вопросах и ответах). М.: Новая школа, 1997.
3. Сластенш В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. Ч. 2. М.: ВЛАДОС, 2002.
4. Управление воспитательной системой школы / Под ред. В. А. Кара-ковского и др. М.,
1999.
5. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. М.:
ВЛАДОС, 2001.
268
Г
ЛАВА
22. Основы внутришкольного
УПРАВЛЕНИЯ
Тот, кто не может управлять собой, не может и управлять другими.
Платон
1. Понятия и функции внутришкольного управления.
2. Организационные формы управленческой деятельности.
3. Повышение квалификации и аттестация работников школы.
1. Понятия и функции внутришкольного управления
Школа, как и любая социальная организация, является сложной целостной системой открытого типа, активно взаимодействующей со своим социальным окружением. Как отдельное образовательное учреждение школа входит в более широкие образовательные системы, какими являются муниципальные, региональные (субъектные) и федеральные.
Связь школы с окружением — двухсторонняя: школа испытывает влияние социума и сама оказывает на него воздействие, причем это взаимовлияние продолжает расти.
Различают внешнее и внутреннее управление общеобразовательным учреждением
(школой) как социальной организацией, которые представляют собой две взаимосвязанные стороны.
Школа как часть более широких образовательных систем (муниципальной, региональной, федеральной) и субъект гражданского права испытывает на себе множество управляющих влияний. Внешнее управление школой осуществляется органами управления образованием субъекта Российской Федерации, города (района) через ее создание, придание соответствующего статуса, правовую регламентацию жизнедеятельности, регистрацию, лицензирование, аттестацию и аккредитацию.
Автономность образовательных учреждений, становление их как юридических лиц, расширение их компетенции и ответственности существенно изменили соотношение между внутренним и внешним управлением школ в пользу внутреннего. Однако это не означает полной автономии школы и ее «независимости» от внешнего управления и от социума в целом.
Непосредственное управление школой или внутреннее (внутришкольное) управление в
соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Внутришкольное управление рассматривают как разновидность самоуправления, так как современная школа является автономной и самоуправляющейся. При этом учительское самоуправление и самоуправление ученическое являются составными частями системы внутришкольного управления.
К основным функциям внутришкольного управления, которые наиболее часто встречаются в педагогической литературе, относятся мотивация, педагогический анализ, целеполагание,
планирование, организация и контроль. В некоторых пособиях они называются целевыми, организационными, оперативными, контрольными функциями.
Функция мотивации. Основная задача мотивационной функции состоит в том, чтобы все участники образовательно-воспитательного процесса выполняли работу согласно делегированным им полномочиям. Для включения в действие социальных мотивов рекомендуется создавать условия для общения между участниками образовательного процесса, формировать дух единой команды, периодически проводить совещания, не разрушать неформальные группы, стимулировать социальную активность учителей вне школы. С целью актуализации мотива самовыражения необходимо создавать условия для участия членов образовательно-воспитательного процесса в творческой, исследовательской деятельности, осуществлении инновационных проектов, поощрять инициативу
1
269
Способствует созданию положительных мотивов тактичная помощь руководителя; личный пример компетентности, активности, честности, справедливости; вознаграждение усилий участников образовательно-воспитательного процесса.
Педагогический анализ является основой управленческой деятельности. В структуре управленческого цикла педагогический анализ занимает особое место. С него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, потому что остальные звенья управленческого цикла (планирование, организация, контроль, регулирование) не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.
В управленческой деятельности выделяют такие виды анализа, как:
аспектный анализ, который направлен на изучение какого-либо одного аспекта образовательной деятельности (например, использование средств наглядности для развития познавательной активности учащихся; изучение системы работы учителя по проверке домашнего задания; изучение особенностей групповой работы учащихся на уроке и т. п.);
краткий анализ — предполагает общее изучение образовательной деятельности;
развернутый анализ — направлен на детальное выделение и обсуждение всех компонентов образовательного процесса (например, определение воспитательных, дидактических, психологических, санитарно-гигиенических требований к уроку и др.).
В практике работы современной школы выделяют также:
параметрический анализ. Содержанием этого вида анализа является изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса (изучение текущей успеваемости, дисциплины учащихся, посещаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др.);
тематический анализ. Содержанием данного анализа является изучение отдельных направлений образовательно-воспитательного процессов (например, системы работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры; деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др.);
итоговый анализ. Проводится по завершению учебной четверти, полугодия, учебного года.
Итоговый анализ направлен на изучение основных результатов образовательно- воспитательной деятельности, предпосылок и условий их достижения. Информация складывается из данных параметрического и тематического анализов; четвертных, полугодовых контрольных работ; из данных официальных отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций. Содержательную основу итогового анализа работы школы за учебный год составляют ведущие направления, например:
• качество преподавания — соответствие профессиональной подготовки учителей требованиям развивающейся школы;
• выполнение образовательных программ и государственных стандартов;
• использование активных форм и методов обучения;
• реализация воспитательного потенциала урока;
• развитие индивидуальных задатков и способностей личности;
• соблюдение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся;
• качество знаний, умений, навыков учащихся — объем, глубина, системность, прочность, осознанность;
• типичные пробелы в знаниях учащихся и причины их появления;
• компьютерная грамотность учащихся,
• степень развития познавательных интересов;
• уровень воспитанности школьников;
• состояние и качество методической работы в школе;
• эффективность работы с родителями и общественностью;
• состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура;
• результативность деятельности Совета школы, педагогического совета и др.
Проведение объективного, глубокого, итогового анализа служит основой для разработки плана работы школы на новый учебный год.
В последнее время в ряде школ создаются компьютерные базы данных, т. е. вся тематическая информация вносится в память ЭВМ, что позволяет не только хранить ее в
270 компактном виде, но и эффективно работать с нею, анализировать и обобщать, систематизировать и представлять в различных, удобных для подготовки управленческих решений видах.
Одной из основных характеристик педагогической системы, определяющей в итоге эффективность ее функционирования, является характеристика циркулирующих в школе
информационных потоков (содержание информации, степень ее централизации, источники получения, вывод на уровень принятия решений). Требования к этим характеристикам резко повышаются в условиях демократизации школы и ее модернизации в связи с переходом образования к рыночным отношениям. Поэтому очень важно предъявлять к отбору информации повышенные требования, а именно: информация должна быть, во- первых, максимально полной по своему объему; во-вторых, предельно конкретной.
Для создания эффективной информационной поддержки управленческой деятельности в школе необходимо определить содержание, объем, источники информации (кто сообщает), сформировать ее потоки и вывести их на соответствующие уровни управления. Далее нужно решить, в какой форме и где эта информация будет храниться и как использоваться.
Для каждой из подсистем — управляющей и управляемой — выделяются три уровня информации: административно-управленческий (директор, заместитель по учебно- воспитательной работе, заместитель по внеклассной и внешкольной работе, заместитель по административно-хозяйственной части, диспетчер и др.), коллективно-коллегиальный
(Совет школы, педсовет, методический совет, методические объединения, кафедры, общественные организации), ученическое самоуправление.
Учет цикличности информационных потребностей руководителей школ, педагогов, органов общественного самоуправления позволяет заранее планировать информационные процессы. Циклограмма запросов информации по той или другой теме должна найти место и применение в текущем и перспективном планировании работы школы, что положительно сказывается на принятии управленческих решений.
Управленческая деятельность руководителей школы и органов самоуправления формируется в процессе педагогического анализа поступающей информации о деятельности каждого звена школы в целом.
Таким образом, основное назначение анализа состоит в изучении информации о состоянии и тенденциях развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов, выработке рекомендаций по упорядочению, сведению частей в единое целое, установлению связей системообразующих факторов.
Функция целеполагания заключается в формировании идеального представления о конечном результате деятельности всей системы на пути к этому результату. Общая цель определяется на основе сопоставления результатов проведенного педагогического анализа состояния управляемой системы и требований к ней.
Одним из неизменных признаков, на который указывают при определении цели, является образ будущего результата, который может быть представлен либо в виде образов и моделей, либо в виде понятий, суждений, умозаключений. Образ будущего результата становится целью тогда, когда имеются потребности, мотивы, желание достигнуть результата или приблизиться к нему. Таким образом, цель — это осознанный желаемый результат.
Дж. Л. Морриссей показал, что цели управления должны отражать следующие основные положения:
• конкретизировать требуемый конечный результат;
• конкретизировать заданный срок достижения цели;
• конкретизировать максимальную величину допустимых затрат сил, средств, времени и энергии;
• давать, где это возможно, количественную характеристику требуемого результата работ, необходимую для подтверждения факта достижения цели;
• оговаривать только то, «что» и «когда» должно быть сделано, не вдаваясь в детали,
«как» и «почему» это должно быть сделано;
• отвечать непосредственно целевому назначению функциональных обязанностей данного исполнителя;
• быть понятной всем, кто будет работать для достижения цели;
• быть реальной и достижимой, но не легкой;
• обеспечивать большую отдачу от затрат времени и ресурсов по сравнению с другими
271 возможными целями;
• быть реализуемой в пределах наличного или ожидаемого бюджета времени;
• исключать или делать минимальной возможность двойной ответственности за результат совместных работ;
• соответствовать основным принципам и методам научной организации труда;
• совпадать с интересами исполнителей и не вызывать конфликтов в организации;
• фиксироваться в письменном виде;
• быть согласованной менеджером в личной беседе с подчиненными
1
Достижение предусмотренных целей требует от субъекта целеполагания четкого представления о тех задачах, которые он собирается решать.
Следующей функцией внутришкольного управления является
планирование.
Планирование в управлении школой — это принятие решения на основе данных педагогического анализа. Планирование должно отвечать определенным требованиям:
• единство целевой установки и условий реализации;
• единство долгосрочного и краткосрочного планирования;
• осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал;
• обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования;
• стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов;
• целенаправленность — учет прошлого опыта работы школы, постановка частных целей в деятельности учителей, классных руководителей, общественных организаций;
• перспективность (предусматривает направления деятельности школы на будущее);
• комплексность — использование разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• объективность — учет условий функционирования школы, возможностей педагогического и ученического коллективов.
Одним из действенных путей совершенствования этого вида деятельности является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ)
Школьная целевая программа составляется под реализацию приоритетных проблем, причем ее ядром служит генеральная цель, трансформированная на задачи, доведенная до каждого школьного подразделения и исполнителя. В структуру комплексной целевой программы включаются краткое описание состояния проблемы; ее место и роль в общешкольном плане; генеральная цель; система доведенных до исполнителей задач; показатели, сроки и исполнители; вид информационного обеспечения управления процессом решения задач; данные о контроле за ходом выполнения программы, о текущем и итоговом анализе, регулировании.
В практике работы школ распространены следующие виды планирования:
• перспективный план работы школы на 3—5 лет;
• план учебно-воспитательной работы школы (годовой);
• графический план организационной, методической и внеклассной работы (выписка из годового плана, например на четверть);
• план-график внутришкольного контроля;
• планы общественных организаций.
В перспективном плане отражаются следующие разделы:
• тематика педсоветов и заседаний методических объединений;
• профсоюзные собрания и производственные совещания;
• совещания при директоре;
• перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций;
• потребность школы в педагогических кадрах;
• повышение квалификации педагогических кадров (курсы, семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной основе и т. д.);
• развитие материально-технической базы и учебно-методическое оснащение школы
(строительные работы, приобретение средств ЭВТ и информатики, пополнение фондов библиотеки, наглядных пособий, обновление оборудования и оформление кабинетов и
272 др.);
• социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.
Перспективный план согласуется с планами местного муниципального управления.
Годовые планы составляются в мае — июне, утверждаются педагогическими советами в конце августа. Изменение плана в течение года производится в крайних случаях, о каждом изменении ставится в известность педагогический совет. Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы.
Подготовка годового плана работы школы проходит несколько этапов:
• изучение новых нормативных, инструктивных документов; теоретических и методических материалов по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности директором школы, его заместителями и руководителями школьных служб
(первая учебная четверть); создание инициативной группы по разработке и корректировке структуры проекта плана, определение источников и форм сбора необходимой информации под руководством директора школы (вторая учебная четверть).
• анализ получаемой информации, заслушивание отчетов о работе членов комиссии и руководителей подразделений школы; выявление причин возникающих трудностей и путей их устранения в перспективе (третья учебная четверть);
• подготовка и обсуждение проекта плана (конец четвертой четверти). На первом заседании Совета школы в новом учебном году утверждается план работы школы.
Текущий план составляется на учебную четверть, является конкретизацией общешкольного годового плана.
Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.
На основе общешкольного плана составляется календарный план организационной, методической и внеклассной работы на текущую четверть (отдельно педагогического и ученического коллектива). По горизонтали обозначаются недели и дни учебной четверти, по вертикали — организационные формы работы с учителями и учащимися, фамилии ответственных за данную форму работы; тематика (содержание) работы; сроки выполнения; формы контроля.
Важной функцией внутришкольного управления является функция организации
деятельности. Данная функция предполагает выполнение принятых решений конкретными людьми: учителями, детьми, родителями, представителями общественности. Субъект организационной деятельности (организатор) решает целый ряд вопросов:
• предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело;
• отбор содержания, форм и методов предстоящей деятельности; соотнесение их с реальными условиями и возможностями исполнителей;
• мотивация предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения конкретного поручения;
• обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов;
• оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы;
• выбор форм стимулирования участников деятельности;
• оценка хода и результатов конкретного дела.
В этой работе особую роль играют личностные качества руководителя — его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.
Завершающей
функцией
внутришкольного управления является
контроль.
Внутришкольный контроль представляет собой вид деятельности управляющей подсистемы образовательного учреждения по установлению соответствия результатов работы школы запросам развивающейся личности учащегося и общегосударственным требованиям
(нормативам). Он позволяет выявить необходимость принятия управленческого решения в случаях, когда реальное положение дел не соответствует планируемому. В дан ном случае