Файл: Авторы Л. Ii. Крившенко, М. Е. ВайндорфСысоева гл. 1, 2, 4, 1419.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1667
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
278
• предметные методические объединения;
• единый методический день в школе (для всех педагогических работников школы один раз в четверть);
• проблемные семинары и практикумы (для обеспечения единства теоретической и практической подготовки учителя, стимулирования самообразовательной деятельности; введение их в круг педагогических инноваций, таких как деловые, ролевые игры, практикумы, организационно-дея-тельностные игры, различного рода тренинги);
• школы молодого учителя (осуществляющие адаптацию учителя в первые годы работы в школе);
• школы передового опыта (реализующие цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества);
• проблемные (инновационные) группы (создаваемые по инициативе руководителей школы, ученых-педагогов, самих учителей, направленные на изучение, обобщение и распространение передового опыта как в своей школе, так и за ее пределами; разработку и
внедрение собственной концепции или методической находки, проведение соответствующей опытно-экспериментальной работы);
• работа педагогического коллектива над избранной научно-методической темой;
• проведение открытых и показательных уроков;
• научно-педагогические конференции и педагогические чтения;
• ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры, моделирование и анализ
педагогических ситуаций;
' научно-педагогические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты
(отдельных учителей или методических объединений), являющиеся итоговыми формами методической работы, которые проводятся по итогам деятельности за, определенный промежуток времени или по завершении какого-либо этапа работы и др.;
• индивидуальная работа с учителями, осуществляемая в форме педагогического
самообразования учителя.
С целью стимулирования педагогических и руководящих работников, роста их профессионального уровня, повышения качества учебно-воспитательного процесса, развития творческой инициативы, а также обеспечения социальной защищенности педагогов в условиях рыночных экономических отношений в России с 1972 г. была введена их
аттестация. Одной из задач аттестации является также установление соответствия между качеством работы учителя и его зарплатой, что осуществляется путем присвоения педагогу квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма.
За время, прошедшее после первой аттестации, документы об аттестации педагогических работников неоднократно дополнялись с учетом тех изменений, которые происходили в системе Образования.
Принципы аттестации — добровольность, открытость, системность и целостность экспертных оценок, обеспечивающие'объективное, корректное, бережное и доброжелательное отношение к педагогическим работникам.
Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога и на основе экспертной оценки труда, его результативности и качества учебно-воспитательного процесса. Учитель сам определяет категорию и форму аттестации (демонстрация серии уроков, внеклассных занятий с учащимися, «экзамен» (собеседование) по определенной программе, творческий отчет, защита научно-методической или опытно-экспериментальной разработки и др.).
Педагогическим работникам, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение категории, разряда по единой тарифной сетке, оплата устанавливается в зависимости от образования и стажа. Иногда аттестация может проводиться по инициативе администрации, Совета школы или педагогического совета для определения уровня педагогической квалификации учителя и его соответствия занимаемой должности.
В соответствии с действующим Положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования
Российской Федерации (1993) создается три вида комиссий, каждая из которых рассматривает круг вопросов своей компетенции и принимает решение о присвоении квалификационной категории или отказе. Присвоение звания происходит на основе документальных материалов (стаж, характеристика, документ об окончании курсов повышения квалификации учителей), анализа преподавательской деятельности и результатов работы учителя.
Действующим Положением установлено три квалификационные категории — высшая, первая и вторая категории. Высшую может присвоить главная аттестационная комиссия,
279 первую категорию — районная (окружная, муниципальная) или городская комиссия, вторую категорию присваивает аттестационная комиссия школы.
Оценка деятельности преподавателя или руководителя осуществляется по двум комплексным показателям: обобщению итогов деятельности и экспертной оценке практической деятельности.
По первому показателю учитель представляет творческий отчет, научно-методическую или опытно-экспериментальную работу.
По второму показателю он проходит психолого-педагогическую экспертизу (диагностику) в различных вариантах. Для этих целей используются компьютерная технология, тестирование, методы экспертных оценок. Механизм диагностирования и обобщения опыта педагогической деятельности уточняется и корректируется соответствующей аттестационной комиссией.
Общие требования к оценке труда учителя характеризуются по следующим критериям:
критерий результата (результат педагогической деятельности) и критерии процесса.
О качестве знаний учащихся по предмету, их воспитанности (критерий результата) судят по:
• запасу фактических знаний по предмету;
• умению пользоваться полученными знаниями;
• пониманию сути процессов и явлений в природе и обществе;
• степени самостоятельности учащихся, умению добывать знания;
• отношению к делу, поведению в школе, активности в общественно полезной трудовой деятельности.
При всей важности результатов учебной и воспитательной работы недопустимо этим ограничить показатели труда учителя, поэтому вводятся критерии процесса. С этой целью изучаются:
• работа учителя над повышением своей квалификации;
• качество уроков, учебная и воспитательная работа;
• умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания;
• работа с родителями и помощь семье в воспитании детей.
Для прохождения аттестации необходим следующий набор документов: заявление на аттестацию, копия документа о результатах повышения квалификации, экспертное заключение о результатах выполнения контрольных и других квалификационных работ; аттестационный лист, выписка из приказа руководителя образовательного учреждения.
Аттестация учителей проводится в несколько этапов:
1) создание аттестационной комиссии, ее утверждение руководителем учреждения; назначение ответственных лиц за организацию аттестации;
2) организация оценки уровня квалификации учителя, результативности его профессиональной деятельности;
3) принятие решений аттестационными комиссиями и издание приказа по результатам аттестации о присвоении педагогическим работникам квалификационных категорий.
Достоверная оценка результативного компонента образовательного процесса возможна только как итог всестороннего изучения личности учителя и эффективности его учебно- воспитательной деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные этапы управленческого цикла и дайте им характеристику.
2. Сопоставьте схему проведения анализа в образовательном учреждении и деятельности какой-либо фирмы.
3. Раскройте содержание основных разделов в годовом планировании деятельности школы.
4. Каковы особенности методической работы в современной школе?
5. Найдите недостатки и достоинства современной системы аттестации педагогов.
Основная литература
1. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996.
280 2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. Ч. 2. М.: ВЛАДОС, 2002.
3. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. М.:
ВЛАДОС, 2001.
Дополнительная литература
1. Бакирова Г. X. Управление человеческими ресурсами. СПб.: Речь, 2003.
2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб., 2001.
3. Педагогический энциклопедический словарь / Под. ред. Б. М. Бим-Бада. М., 2002,
4. Пидкасистый П. И., Фридман Л. М., Гарунов М, Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999.
5. Третьяков П. И., Мартынов Е. Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам // Практика педагогического менеджмента / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001.
281
1 ... 35 36 37 38 39 40 41 42 43
РАЗДЕЛ V. СОЦИАЛЬНАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Г
ЛАВА
27. С
ОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Лучшее, что можно сделать для людей, — это научить их самих себе помогать,
И. Г. Песталоцци
1. Возникновение социальной педагогики.
2. Предмет, объект и функции социальной педагогики.
3. Категории социальной педагогики.
Базовые понятия: социальная педагогика, субъект социальной педагогики, объект социальной педагогики, уровни социальной педагогики, социализация, адаптация, обособление, социально-педагогическая деятельность, социальное воспитание, социальное обучение.
1. Возникновение социальной педагогики
Сложившаяся социально-политическая ситуация на рубеже XX—XXI вв. выдвинула социальную педагогику в самостоятельную отрасль человеко-знания, ценность и значимость которой определяются в современных условиях:
• потребностью гуманизации отношений изменившейся личности и динамично меняющегося общества;
• значимостью социально-педагогических знаний в научном обеспечении развития всех сфер социальной практики (деятельности социальных учреждений, системы социальных служб);
• повышением роли социальной работы.
Идеи и традиции социальной педагогики зародились еще в Древнем мире. В V в. до н. э. Демокрит говорил о зависимости воспитания от общественных условий. Платон,
Аристотель (V—IV вв. до н. э.) считали воспитание условием развития человека, связывали судьбу общества с развитием всех его граждан.
Существовавшие в античное время спартанская и афинская системы воспитания имели четкую социальную направленность, в которой отражались характер государства, особенности его социально-экономической и политической жизни.
В Новое время в общественном сознании утверждается мысль о том, что обучение и воспитание являются преобразующим фактором развития общества.
Словосочетание «социальная педагогика» было предложено во второй половине XIX в. немецким педагогом А. Дистервегом. Немецкий философ Пауль Наторп в начале XX в. выступил за всеобщую педагогизацию общества и призвал к созданию воспитательных союзов, способствующих реализации данной идеи. Эту деятельность он также назвал социальной педа гогикой. Наторп считал, что человек становится человеком только благо- даря человеческой общности. Провозглашенная идея стала основой его социальной педагогики и нашла отражение в книге «Социальная педагогика», вышедшей в 1911 г.
В концепции П. Наторпа об общей педагогизации общества отражены общедемократические и гуманистические взгляды передовых людей того времени.
О социальном становлении личности писал С. И. Гессен. Он рассматривал школьное самоуправление как основу социализации личности, выступал против классового подхода и принципа партийности в системе образования.
Одним из основателей социальной педагогики в России был В. В. Зень-ковский. Его социальная педагогика основывалась на том, что человека нельзя понять, если не изучить окружающую его среду (главный фактор в социализации личности).
Для развития социальной педагогики многое сделал также И. Т. Шацкий, который считал, что развитие ребенка следует рассматривать не в его генетических задатках, а в той социальной и экономической среде, в которой происходит его воспитание и формирование.
Г
ЛАВА
27. С
ОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Лучшее, что можно сделать для людей, — это научить их самих себе помогать,
И. Г. Песталоцци
1. Возникновение социальной педагогики.
2. Предмет, объект и функции социальной педагогики.
3. Категории социальной педагогики.
Базовые понятия: социальная педагогика, субъект социальной педагогики, объект социальной педагогики, уровни социальной педагогики, социализация, адаптация, обособление, социально-педагогическая деятельность, социальное воспитание, социальное обучение.
1. Возникновение социальной педагогики
Сложившаяся социально-политическая ситуация на рубеже XX—XXI вв. выдвинула социальную педагогику в самостоятельную отрасль человеко-знания, ценность и значимость которой определяются в современных условиях:
• потребностью гуманизации отношений изменившейся личности и динамично меняющегося общества;
• значимостью социально-педагогических знаний в научном обеспечении развития всех сфер социальной практики (деятельности социальных учреждений, системы социальных служб);
• повышением роли социальной работы.
Идеи и традиции социальной педагогики зародились еще в Древнем мире. В V в. до н. э. Демокрит говорил о зависимости воспитания от общественных условий. Платон,
Аристотель (V—IV вв. до н. э.) считали воспитание условием развития человека, связывали судьбу общества с развитием всех его граждан.
Существовавшие в античное время спартанская и афинская системы воспитания имели четкую социальную направленность, в которой отражались характер государства, особенности его социально-экономической и политической жизни.
В Новое время в общественном сознании утверждается мысль о том, что обучение и воспитание являются преобразующим фактором развития общества.
Словосочетание «социальная педагогика» было предложено во второй половине XIX в. немецким педагогом А. Дистервегом. Немецкий философ Пауль Наторп в начале XX в. выступил за всеобщую педагогизацию общества и призвал к созданию воспитательных союзов, способствующих реализации данной идеи. Эту деятельность он также назвал социальной педа гогикой. Наторп считал, что человек становится человеком только благо- даря человеческой общности. Провозглашенная идея стала основой его социальной педагогики и нашла отражение в книге «Социальная педагогика», вышедшей в 1911 г.
В концепции П. Наторпа об общей педагогизации общества отражены общедемократические и гуманистические взгляды передовых людей того времени.
О социальном становлении личности писал С. И. Гессен. Он рассматривал школьное самоуправление как основу социализации личности, выступал против классового подхода и принципа партийности в системе образования.
Одним из основателей социальной педагогики в России был В. В. Зень-ковский. Его социальная педагогика основывалась на том, что человека нельзя понять, если не изучить окружающую его среду (главный фактор в социализации личности).
Для развития социальной педагогики многое сделал также И. Т. Шацкий, который считал, что развитие ребенка следует рассматривать не в его генетических задатках, а в той социальной и экономической среде, в которой происходит его воспитание и формирование.
282
Главным в формировании личности является «социальная наследственность», под которой он подразумевал нормы, традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение.
После Октябрьской революции советская педагогика определяет социальную сущность воспитания и образования. Ученые этого периода М. В. Крупенина и В. Н. Шульгин выдвинули задачу объединения воспитательной функции школы и социальной среды* привлечения социальной среды к воспитанию детей, так как без контакта с окружающей средой школа не в состоянии разрешить задачу воспитания
1
Взгляды этих ученых разделял П. П. Блонский, который писал, что нельзя успешно обучать и воспитывать ребенка без знания норм и ценностей его социального окружения. Он видел причины отклонений в поведении ребенка в специфике детского организма и в особенностях окружающей его среды. П. П. Блонский охарактеризовал поведение ребенка в системе социальных отношений (поведение вожака и подчиненного, отношения между мальчиками и девочками, между трудными и благополучными детьми)
2
С именем П. Ф. Каптерева связана постановка проблемы соединения семейного и общественного воспитания. Он выступал за организацию яслей, детских садов, семейных школ и приютов для детей рабочих и крестьян.
К. Н. Венцель в 1905 г. поднимает вопрос о создании в России Великой хартии для защиты детей. Выступает за создание Интернационала учащихся и разрабатывает
Декларацию прав ребенка.
С. Т. Шацкий разрабатывает идею двустороннего влияния: с одной стороны — влияние окружающей среды на формирование личности ребенка, а с другой стороны, влияние ребенка на окружающую среду.
В современных условиях потребность в социально-педагогической теории и практике усилилась, потому что возрастает роль социальных факторов в жизни общества и отдельных людей; увеличивается число детей и взрослых, нуждающихся в социальной защите, оказании социально-педагогической помощи.
2. Предмет, объект и функции социальной педагогики
Социальная педагогика как область науки и сфера педагогической деятельности нацелена на преобразование окружающей среды, формирование гуманных, воспитывающих межличностных отношений в различных видах социума.
Объектом социальной педагогики является целостная система социальных
взаимодействий, межличностных отношений человека в сфере его ближайшего окружения.
Некоторые авторы считают, что объектом социальной педагогики является человек на всем
протяжении его жизни, оказание ему помощи в процессе социализации.
Взгляды на определение предмета социальной педагогики различны. Некоторые считают предметом социальной педагогики процесс воспитания всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемый как в специальных воспитательных учреждениях, так и вне их. Другие определяют предмет социальной педагогики как воспитательное влияние социальной среды. Бочарова В. Г. предметом социальной педагогики называет процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в течение всех
возрастных периодов жизни и в различных сферах его микросреды
1
.
Рассмотрение личности в социуме, в конкретной социальной ситуации ее развития, деятельности и общения, выделяют социальную педагогику как самостоятельную отрасль педагогического знания, как педагогику отношений в социуме.
Существуют различные трактовки категории «социальная педагогика».
Социальная педагогика — это наука о духовной социализации тех, кто по каким-либо причинам «выпал» из системы «нормальных» социальных связей и поэтому сформировал у себя социально не одобряемые качества личности (В. С. Селиванов).
В «Российской педагогической энциклопедии» социальная педагогика определяется как отрасль педагогики, изучающая «социальное воспитание всех возрастов и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией».