Файл: Учебное пособие Воронеж 2006 гоувпо Воронежский государственный технический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 523

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • специальные НД Гостехкомиссии России и других органов государственной системы защиты информации;

  • НД государственной системы стандартизации.

Наряду с государственными стандартами отдельные вопросы защиты информации для различных объектов защиты регламентируются в стандартах отраслей, предприятий, а также в технических условиях на отдельные виды продукции и в других нормативных документах.

Видами специальных НД по защите информации являются:

  • нормы (например, требования эффективности защиты от технических разведок);

  • модели, методики и методические указания (например, оценки возможностей технических средств разведки, эффективности мероприятий по защите, контроля и др.);

  • рекомендации (пособия, например, по способам и средствам защиты от технических разведок и др.);

  • лицензии предприятиям на право осуществления работ по защите;

  • сертификаты соответствия продукции требованиям по защите государственной тайны;

  • аттестаты на объекты защиты, средства защиты информации и средства контроля эффективности ее защиты.

Плановые документы включают целевые программы и планы в области защиты государственной тайны или соответствующие разделы программ и планов более общего характера, по которым осуществляется самостоятельное финансирование.

Информационные документы служат для информационного обеспечения решения задач организации и осуществления защиты государственной тайны. По форме представления информационные документы могут быть следующих видов:

  • справочные документы (справочные пособия, единые исходные данные и др.);

  • отчетная научно-техническая документация;

  • учебная и научная литература;

  • документы служебного делопроизводства (акты, банки и базы данных, донесения, журналы и др.).

Структура системы документов по защите государственной тайны представлена на рис. 3.1.
3.2. Закон Российской Федерации

О государственной тайне”
Данный раздел разработан с использованием текста Закона и постатейного комментария к Закону “О государственной тайне”5.

Закон “О государственной тайне” вступил в действие 21 сентября 1993 года.
В чем состоит причина принятия этого закона?

Дело в том, что в СССР существовала жестко централизованная система управления народным хозяйством, в том числе и при решении вопросов защиты государственной тайны. Это было вполне обосновано и определялось единой формой государственной собственности, ведомственной системой управления хозяйством. При таком управлении решения Совета Министров были обязательны для всех предприятий и организаций и поддерживались соответствующим материальным и финансовым обеспечением. Действовали закрытые документы в области защиты государственной тайны.

С развитием разнообразных форм собственности, с отказом от централизованного планирования и обеспечения система управления процессами защиты государственной тайны оказалась нарушенной. Как и все хозяйство страны, эта система должна строится на новой правовой и базе. Основа такой базы составил Закон РФ “О государственной тайне”.

Какова логика построения этого Закона?

В разделе I - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ устанавливается сфера действия закона, основные понятия и полномочия органов государственной власти и должностных лиц.




Раздел II - ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ - целиком посвящен перечню сведений, которые потенциально могут быть отнесены к государственной тайне.

В разделе III - ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ - приводятся принципы засекречивания сведений, степени и грифы секретности, указываются сведения, не подлежащие засекречиванию, излагается порядок отнесения сведений к государственной тайне.

Раздел IV - РАССЕКРЕЧИВАНИЕ СВЕДЕНИЙ И ИХ НОСИТЕЛЕЙ - устанавливает порядок рассекречивание сведений и их носителей, в том числе при исполнении запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти.

В разделе V - РАСПОРЯЖЕНИЕ СВЕДЕНИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ - определяется порядок взаимной передачи сведений органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями в современных условиях хозяйствования, а также порядок передачи сведений, составляющих государственную тайну другим государствам при международном сотрудничестве.

Раздел VI

- ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ - устанавливает организационную систему защиты государственной тайны и формулирует основные положения механизма защиты. К элементам такого механизма относятся:

1. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне

2. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне.

3. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.

4. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

5. Сертификация средств защиты государственной тайны.

6. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Раздел VII - ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ - определяет порядок такого финансирования.

Раздел VIII - КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ - вводит соответствующую систему контроля и надзора.

Таким образом, закон охватывает все стороны проблемы защиты государственной тайны от отнесения сведений к государственной тайне до установления механизма защиты этих сведений, финансирования мероприятий по защите сведений, контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Место действия:

1. На территории Российской Федерации (включая учреждения Российской Федерации за рубежом).

2. За ее пределами — в силу специфичности Закона его требования обязательны для выполнения должностными лицами и гражданами, осведомленными в го­сударственной тайне, в том числе и при их выездах за границу в служебные командировки или по частным делам.

Время вступления Закона в силу – с момента опубликования (с 12 сентября 1993 г.).

Субъекты правоотношений, деятельность которых регламентируется:

1. Органы представительной, исполнительной и судебной властей всех уровней, органы местного самоуправления.

2. Предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

3. Должностные лица и граждане Российской Федерации, взявшие на себя обязательства либо обязанные по своему статусу исполнять требования настоящего Закона (например, народные депутаты, руководители органов государственной власти).


В силу ограничительного характера Закона он должен распространяться только на сравнительно небольшую часть населения, добровольно вступившую с государством в правоотношения по защите государственной тайны.

Граждане, получившие доступ к государственной тайне в силу сложившихся обстоятельств (нашедшие утраченные секретные документы, например), не должны ограничиваться из-за этого в своих правах.

Такой подход к возникновению правовой ответственности граждан в сфере защиты государственной тайны полностью соответствует положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1), определяющего в качестве основы для правоотношений между физическими и юридическими лицами наличие заключенного договора (контракта).

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

Полномочия органов государственной власти и должностных лиц определены в соответствии с существующим принципом разделения функций органов представительной, исполнительной и судебной властей. Учитывая федеральный характер Закона, такие полномочия определены только для федеральных органов государственной власти.

При этом органы государственной власти Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления (пункт 4) рассматриваются в качестве субъектов, исполняющих законодательство о государственной тайне. По этой же причине на уровне субъектов Федерации разделение функций между различными ветвями государственной власти не предусмотрено, а должностные лица органов государственной власти субъектов Федерации не наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

Закон устанавливает следующие полномочия:

1.Палаты Федерального Собрания:

  • осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;

  • рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;

  • определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.


2. Президент Российской Федерации:

  • утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;

  • утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

  • утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

  • заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;

  • определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации;

  • в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

3. Правительство Российской Федерации:

  • организует исполнение Закона Российской Федерации “О государственной тайне”;

  • представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

  • представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;

  • устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

  • организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

  • определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;

  • устанавливает размеры и порядок предоставления льгот гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны;

  • устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику государственной тайны в результате ее засекречивания;

  • заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам;

  • в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.