Файл: Учебное пособие Воронеж 2006 гоувпо Воронежский государственный технический университет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 523
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
специальные НД Гостехкомиссии России и других органов государственной системы защиты информации; -
НД государственной системы стандартизации.
Наряду с государственными стандартами отдельные вопросы защиты информации для различных объектов защиты регламентируются в стандартах отраслей, предприятий, а также в технических условиях на отдельные виды продукции и в других нормативных документах.
Видами специальных НД по защите информации являются:
-
нормы (например, требования эффективности защиты от технических разведок); -
модели, методики и методические указания (например, оценки возможностей технических средств разведки, эффективности мероприятий по защите, контроля и др.); -
рекомендации (пособия, например, по способам и средствам защиты от технических разведок и др.); -
лицензии предприятиям на право осуществления работ по защите; -
сертификаты соответствия продукции требованиям по защите государственной тайны; -
аттестаты на объекты защиты, средства защиты информации и средства контроля эффективности ее защиты.
Плановые документы включают целевые программы и планы в области защиты государственной тайны или соответствующие разделы программ и планов более общего характера, по которым осуществляется самостоятельное финансирование.
Информационные документы служат для информационного обеспечения решения задач организации и осуществления защиты государственной тайны. По форме представления информационные документы могут быть следующих видов:
-
справочные документы (справочные пособия, единые исходные данные и др.); -
отчетная научно-техническая документация; -
учебная и научная литература; -
документы служебного делопроизводства (акты, банки и базы данных, донесения, журналы и др.).
Структура системы документов по защите государственной тайны представлена на рис. 3.1.
3.2. Закон Российской Федерации
“О государственной тайне”
Данный раздел разработан с использованием текста Закона и постатейного комментария к Закону “О государственной тайне”5.
Закон “О государственной тайне” вступил в действие 21 сентября 1993 года.
В чем состоит причина принятия этого закона?
Дело в том, что в СССР существовала жестко централизованная система управления народным хозяйством, в том числе и при решении вопросов защиты государственной тайны. Это было вполне обосновано и определялось единой формой государственной собственности, ведомственной системой управления хозяйством. При таком управлении решения Совета Министров были обязательны для всех предприятий и организаций и поддерживались соответствующим материальным и финансовым обеспечением. Действовали закрытые документы в области защиты государственной тайны.
С развитием разнообразных форм собственности, с отказом от централизованного планирования и обеспечения система управления процессами защиты государственной тайны оказалась нарушенной. Как и все хозяйство страны, эта система должна строится на новой правовой и базе. Основа такой базы составил Закон РФ “О государственной тайне”.
Какова логика построения этого Закона?
В разделе I - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ – устанавливается сфера действия закона, основные понятия и полномочия органов государственной власти и должностных лиц.
Раздел II - ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ - целиком посвящен перечню сведений, которые потенциально могут быть отнесены к государственной тайне.
В разделе III - ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ - приводятся принципы засекречивания сведений, степени и грифы секретности, указываются сведения, не подлежащие засекречиванию, излагается порядок отнесения сведений к государственной тайне.
Раздел IV - РАССЕКРЕЧИВАНИЕ СВЕДЕНИЙ И ИХ НОСИТЕЛЕЙ - устанавливает порядок рассекречивание сведений и их носителей, в том числе при исполнении запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти.
В разделе V - РАСПОРЯЖЕНИЕ СВЕДЕНИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ - определяется порядок взаимной передачи сведений органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями в современных условиях хозяйствования, а также порядок передачи сведений, составляющих государственную тайну другим государствам при международном сотрудничестве.
Раздел VI
- ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ - устанавливает организационную систему защиты государственной тайны и формулирует основные положения механизма защиты. К элементам такого механизма относятся:
1. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне
2. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне.
3. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.
4. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
5. Сертификация средств защиты государственной тайны.
6. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Раздел VII - ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ - определяет порядок такого финансирования.
Раздел VIII - КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ - вводит соответствующую систему контроля и надзора.
Таким образом, закон охватывает все стороны проблемы защиты государственной тайны от отнесения сведений к государственной тайне до установления механизма защиты этих сведений, финансирования мероприятий по защите сведений, контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Место действия:
1. На территории Российской Федерации (включая учреждения Российской Федерации за рубежом).
2. За ее пределами — в силу специфичности Закона его требования обязательны для выполнения должностными лицами и гражданами, осведомленными в государственной тайне, в том числе и при их выездах за границу в служебные командировки или по частным делам.
Время вступления Закона в силу – с момента опубликования (с 12 сентября 1993 г.).
Субъекты правоотношений, деятельность которых регламентируется:
1. Органы представительной, исполнительной и судебной властей всех уровней, органы местного самоуправления.
2. Предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
3. Должностные лица и граждане Российской Федерации, взявшие на себя обязательства либо обязанные по своему статусу исполнять требования настоящего Закона (например, народные депутаты, руководители органов государственной власти).
В силу ограничительного характера Закона он должен распространяться только на сравнительно небольшую часть населения, добровольно вступившую с государством в правоотношения по защите государственной тайны.
Граждане, получившие доступ к государственной тайне в силу сложившихся обстоятельств (нашедшие утраченные секретные документы, например), не должны ограничиваться из-за этого в своих правах.
Такой подход к возникновению правовой ответственности граждан в сфере защиты государственной тайны полностью соответствует положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1), определяющего в качестве основы для правоотношений между физическими и юридическими лицами наличие заключенного договора (контракта).
Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты
Полномочия органов государственной власти и должностных лиц определены в соответствии с существующим принципом разделения функций органов представительной, исполнительной и судебной властей. Учитывая федеральный характер Закона, такие полномочия определены только для федеральных органов государственной власти.
При этом органы государственной власти Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления (пункт 4) рассматриваются в качестве субъектов, исполняющих законодательство о государственной тайне. По этой же причине на уровне субъектов Федерации разделение функций между различными ветвями государственной власти не предусмотрено, а должностные лица органов государственной власти субъектов Федерации не наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.
Закон устанавливает следующие полномочия:
“1.Палаты Федерального Собрания:
-
осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны; -
рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны; -
определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.
2. Президент Российской Федерации:
-
утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны; -
утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней; -
утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне; -
заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну; -
определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации; -
в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.
3. Правительство Российской Федерации:
-
организует исполнение Закона Российской Федерации “О государственной тайне”; -
представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней; -
представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне; -
устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне; -
организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны; -
определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации; -
устанавливает размеры и порядок предоставления льгот гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны; -
устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику государственной тайны в результате ее засекречивания; -
заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам; -
в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.