Файл: Учебное пособие Воронеж 2006 гоувпо Воронежский государственный технический университет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 517
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:
-
обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими; -
обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации; -
обеспечиваютв пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне; -
реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну; -
вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.
5. Органы судебной власти:
-
рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне; -
обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны; -
обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны; -
определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти”.
РАЗДЕЛ II. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ
Статья 5
Необходимость данного раздела определяется требованием Конституции РФ – “Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом” (ч. 4, ст. 29). Очевидно, что невозможно заранее на все случаи жизни установить такой перечень, который содержал бы конкретные сведения. В соответствии с жизненным циклом любой информации такие сведения возникают, используются, а затем теряют свою актуальность. Каждый раз по каждому конкретному сведению принимать федеральный закон невозможно и нецелесообразно. Законом могут быть установлены только категории (классы) сведений, содержащих обобщенные признаки конкретных сведений, подлежащих засекречиванию. Также может быть установлен порядок отнесения конкретных сведений к государственной тайне.
Поэтому, под Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, понимается совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленном федеральным законодательством.
Перечень сведений … составлен в соответствии с областями деятельности государства:
1) сведения в военной области;
2) сведения в области экономики, науки и техники;
3) сведения в области внешней политики и экономики;
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
Приведенный в статье 5 Закона перечень категорий сведений, которые составляют государственную тайну, является исчерпывающим и может быть дополнен только Федеральным законом.
Крайне важной является сама структура статьи, которая не закрепощает набор конкретных сведений путем прямого отнесения их к государственной тайне, а лишь создает законодательную базу для отнесения конкретных сведений к государственной тайне, если для этого имеется соответствующее обоснование. Засекречивание в концепции Закона рассматривается как процесс установления ограничений по распространению сведений, относящихся к категориям сведений, указанным в статье 5 Закона. Иными словами как процесс отнесения к государственной тайне конкретных сведений уполномоченными на то руководителями органов государственной власти.
Таким образом, появилась возможность перейти от существовавшей до принятия настоящего Закона жесткой и неповоротливой системы общегосударственного засекречивания к системе отраслевых, ведомственных и программно-целевых развернутых перечней, которые достаточно оперативно могут изменяться в соответствии с происходящими изменениями в экономической и политической жизни страны. Такой подход должен позволить системе засекречивания адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, ввести экономические и качественные показатели обоснованности засекречивания, не поддерживать искусственно секретность, наносящую ущерб экономическим интересам Российской Федерации.
РАЗДЕЛ III. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ
“Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание – это введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителя”.
Определив в статье 5 Закона категории сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, то есть, выделив область интересов государства по обеспечению своей безопасности, вполне логично было бы предположить, что остальные категории сведений не подлежат засекречиванию. Однако, учитывая ограничительный характер Закона и возможность наращивания его рядом нормативных актов, было признано целесообразным включить в Закон статью прямого действия (статья 7), которая определяла бы по аналогии со статьей 5 область интересов общества и граждан, засекречивание сведений в которой не допускается.
Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
“Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
-
о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; -
о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; -
о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; -
о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; -
о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации; -
о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации; -
о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами…”.
Четко обозначенное выделение такой области интересов в явном виде необходимо еще и потому, что без наличия ее в Законе сложно было бы поставить вопрос об ответственности должностных лиц за умышленное засекречивание сведений, сокрытие которых от общества способно нанести ущерб его гражданам. Правильность этого подхода была позднее подтверждена и Конституцией Российской Федерации, содержащей в части 3 статьи 41 один из основных критериев открытости государственной тайны – “сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом”.
Важное значение для практического применения статьи имеет содержание ее последнего абзаца, в котором предусмотрена ответственность должностных лиц не только за прямое, но и за косвенное засекречивание перечисленных в статье категорий сведений, а именно за включение их в интересах засекречивания в носители сведений, составляющих государственную тайну. Подобное включение сведений в носители государственной тайны преследуется по закону только в том случае, если такое деяние преследует цель изъять эти сведения из открытого обращения в обществе. Эта мера не запрещает включение при необходимости в носители сведений, составляющих государственную тайну, общедоступной, незасекреченной информации.
Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений
“Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".
Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается”.
Статья 8 по своему значению является одной из определяющих суть и содержание Закона. Она тесно связана с наименованием Закона, с его федеральным характером и призвана еще раз подчеркнуть, что засекречиваться могут только сведения, составляющие государственную тайну.
Все три степени секретности сведений включены в смысловое понятие “государственная тайна”. Одна и та же категория сведений в зависимости от объема сведений и размеров наносимого их распространением ущерба может иметь степень секретности от “особой важности” (для обобщенных материалов министерства, например) до “секретно” (для предприятия, структурного подразделения).
Третий абзац статьи предполагает разработку единой методики определения размеров возможного ущерба, наносимого государству разглашением тех или иных сведений, то есть разработку единой базы качественных и количественных экономических и иных критериев, позволяющих в ходе экспертной оценки обосновывать необходимость и целесообразность отнесения указанных сведений к государственной тайне.
Последний абзац статьи 7 Закона усиливает ее действие, поскольку содержит прямое запрещение использования перечисленных в статье грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных в установленном Законом порядке к государственной тайне.
Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне
“Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом.
Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.