Файл: Учебное пособие Воронеж 2006 гоувпо Воронежский государственный технический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 516

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


право государства иметь государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 29).

Таким образом, в Конституции устанавливается баланс между открытостью информации и ограничением доступа к ней.
3. Понятие концепции защиты государственной тайны в Российской Федерации.
Концепция защиты государственной тайны в Российской Федерации представляет собой систему взглядов на проблему защиты государственной тайны, определяет основную идею и пути ее решения в различных сферах деятельности государства.

Общей целью защиты государственной тайны является предотвращение или снижение величины ущерба безопасности государства путем исключения (существенного затруднения) утечки информации, составляющей государственную тайну по всем возможным каналам.

При защите государственной тайны объектами защиты являются сведения, составляющие государственную тайну, и носители этих сведений независимо от физической природы носителя.

Основные угрозы для информации, составляющей государственной тайну:


  1. Разглашение информации.

  2. Ведение агентурной или технической разведки.

  3. Несанкционированный доступ к информации.

Источники угроз:

Внешние


деятельность иностранных разведывательных служб (органов);

деятельность иностранных экономических структур;

деятельность иностранных преступных групп и отдельных лиц;

Внутренние

противоправная деятельность общественных, экономических и других структур;

деятельность преступных групп и отдельных лиц;

природные явления;

сбои и отказы техники;

ошибки персонала.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

Государство не берет на себя всей полноты ответственности по защите государственной тайны, оно лишь обеспечивает создание необходимых и достаточных условий эффективной защиты государственной тайны. Предприятия, учреждения, организации, граждане непосредственно обеспечивают ее защиту в соответствии с действующими законами и утвержденными полномочными органами требованиями.

Основные направления проведения государственной политики
в области защиты государственной тайны:

  • создание в органах государственной власти и местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях структурных подразделений по защите государственной тайны;

  • осуществление государственного заказа на проведение работ в области защиты государственной тайны;

  • лицензирование деятельности;

  • сертификация средств защиты информации;

  • создание единой системы документов в области защиты государственной тайны;

  • контроль за выполнением установленных требований по защите государственной тайны и надзор за соблюдением законности в области защиты государственной тайны.


4. Система документов по защите государственной тайны.
По функционально-целевому назначению документы по защите государственной тайны подразделяются на следующие основные классы:

  • правовые;

  • организационно-распорядительные;

  • нормативные;

  • плановые;

  • информационные.

В правовых документах (актах) определяются основные направления государственной политики в области защиты государственной тайны, основные права и обязанности государства, организаций, предприятий и граждан, компетенция органов государственной власти, виды и формы ответственности за нарушение требований по защите государственной тайны, финансово-экономические основы обеспечения работ по защите государственной тайны.

Правовые документы в области защиты государственной тайны включают:

  • федеральные законы;

  • указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

  • постановления и распоряжения высших органов исполнительной и судебной властей Российской Федерации.

Организационно-распорядительные документы определяют состав и регламентируют деятельность соответствующих органов и служб при организации и осуществлении защиты государственной тайны.

По характеру регламентируемых вопросов (решаемых задач) и продолжительности действия организационно-распорядительные документы подразделяют на два вида:

  • основополагающие (руководящие) документы;

  • распорядительные документы (документы оперативного управления).

Нормативные документы (НД) устанавливают единые требования, нормы и правила защиты информации, составляющей государственную тайну, обязательные для исполнения в пределах установленной при их введении сферы действия и области их распространения.



Основными видами нормативных документов, в которых регламентируются вопросы защиты государственной тайны, являются:

  • специальные НД ФСТЭК России и других органов государственной системы защиты информации;

  • НД государственной системы стандартизации.

Наряду с государственными стандартами отдельные вопросы защиты информации для различных объектов защиты регламентируются в стандартах отраслей, предприятий, а также в технических условиях на отдельные виды продукции и в других нормативных документах.

Плановые документы включают целевые программы и планы в области защиты государственной тайны или соответствующие разделы программ и планов более общего характера, по которым осуществляется самостоятельное финансирование.

Информационные документы служат для информационного обеспечения решения задач организации и осуществления защиты государственной тайны.
5. Признаки государственной тайны.
К государственной тайне относятся сведения, удовлетворяющие следующим признакам:

1. Сведения в строго установленных сферах деятельности государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности) и ни в каких других.

2. Сведения, не известные широкому, точнее - неопределенному неконтролируемому кругу лиц, и, представляющие ценность именно в силу такой неизвестности.

3. Сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Следует подчеркнуть, что ущерб касается не отдельных физических или юридических лиц, а государства в целом. При этом величина ущерба такова, что влияет на безопасность государства;

4. Сведения, относительно которых предпринимаются специальные меры защиты, направленные на предотвращение их неконтролируемого распространения.

При наличии всех четырех признаков сведения относятся к государственной тайне.
6. Сфера действия Закона “О государственной тайне”.
Место действия:

1. На территории Российской Федерации (включая учреждения Российской Федерации за рубежом).

2. За ее пределами — в силу специфичности Закона его требования обязательны для выполнения должностными лицами и гражданами, осведомленными в государственной тайне, в том числе и при их выездах за границу в служебные командировки или по частным делам.

Субъекты правоотношений, деятельность которых регламентируется:

1. Органы представительной,
исполнительной и судебной властей всех уровней, органы местного самоуправления.

2. Предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

3. Должностные лица и граждане Российской Федерации, взявшие на себя обязательства либо обязанные по своему статусу исполнять требования настоящего Закона (например, народные депутаты, руководители органов государственной власти).

В силу ограничительного характера Закона он должен распространяться только на сравнительно небольшую часть населения, добровольно вступившую с государством в правоотношения по защите государственной тайны. Граждане, получившие доступ к государственной тайне в силу сложившихся обстоятельств (нашедшие утраченные секретные документы, например), не должны ограничиваться из-за этого в своих правах.
7. Основные полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне.
1.Палаты Федерального Собрания:

осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;

рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны.

2. Президент Российской Федерации:

утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну.

3. Правительство Российской Федерации:

организует исполнение Закона Российской Федерации "О государственной тайне";

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по
отнесению сведений к государственной тайне;

устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

устанавливает размеры и порядок предоставления льгот гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны;

устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику государственной тайны в результате ее засекречивания;

заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

  • обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

  • обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;

  • обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

  • реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

5. Органы судебной власти:

  • рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне; обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

  • обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны.