Файл: Учебное пособие Воронеж 2006 гоувпо Воронежский государственный технический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 552

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10.3. Особенности защиты информации в условиях создания совместных предприятий
Совместные предприятия характеризуются размещением на одной территории представительств иностранных фирм и цехов, участков, где проводятся работы с защищаемыми объектами. Часто для работы с защищаемыми изделиями и продукцией совместных предприятий используется одно и тоже оборудование.

Это приводит к тому, места нахождения возможных средств разведки оказываются в непосредственной близости от защищаемых объектов. При этом резко возрастает опасность перехвата информации по каналам акустической разведки, каналам побочных электромагнитных излучений, химической разведки. Иностранные представители получают возможность визуального наблюдения защищаемых объектов. Возрастает опасность разглашения информации работниками предприятий в процессе совместной деятельности. Такое разглашение может произойти, в том числе, по косвенной информации, раскрывающей при ее комплексной обработке содержание сведений, составляющих государственную тайну.

Все это требует принятия дополнительных мер по защите информации. К таким мерам относятся:

  • организация технологического процесса, исключающая пересечение во времени и пространстве защищаемых и не защищаемых изделий;

  • выделение специальных технических территорий, куда доступ иностранных представителей запрещен;

  • использование активных средств противодействия разведке ПЭМИН, акустической разведке;

  • выявление дополнительных каналов утечки информации за счет доступа иностранных представителей в места сбора отходов производства, изготовления технологических приспособлений и тому подобное;

  • регулярное проведение специальных проверок помещений и технических средств;

  • выявление возможных скрытых каналов разглашения сведений (несекретные библиотеки, базы данных, конференции, совместные публикации и др.), профилактическая работа с персоналом по вопросам предупреждения разглашения сведений;

  • при невозможности скрытия защищаемых сведений использование приемов введения в заблуждение или создания у потенциальной разведки неопределенности относительно истинного содержания проводимых работ;

  • более частое проведение контрольных мероприятий с целью выявления возможных предпосылок к утечке информации и их пресечению.


10.4. Особенности защиты информации в условиях научно-технического, военно-технического и экономического сотрудничества с другими странами

В ходе научно-технического, военно-технического и экономического сотрудничества с другими странами может осуществляться Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам. Такая передача производится в соответствие с требованиями ст. 18 Закона “О государственной тайне” и Положением “О подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам”, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1997 г. N 973.

Передача сведений в каждом отдельном случае осуществляется по решению Правительства Российской Федерации при наличии экспертного заключения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны (далее именуется - Межведомственная комиссия) о возможности передачи этих сведений.

Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются в заключаемом с ней международном договоре, разделы (статьи, пункты) которого должны содержать:

  • соотнесение степеней секретности передаваемых сведений в Российской Федерации и в иностранном государстве;

  • перечень компетентных органов, уполномоченных осуществлять прием (передачу) сведений и несущих ответственность за их защиту;

  • порядок передачи сведений;

  • требования к использованию и обработке передаваемых сведений;

  • обязательства о нераспространении передаваемых сведений третьим странам и их защите в соответствии с внутренним законодательством принимающей стороны;

  • порядок разрешения конфликтных ситуаций и возмещения возможного ущерба.

Подготовку решения Правительства осуществляют:

  • заинтересованные в передаче сведений федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятия, учреждения и организации;

  • органы государственной власти, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями;

  • межведомственная комиссия по защите государственной тайны.

В случае, когда с иностранным государством-получателем сведений ранее не заключался международный договор о взаимном обеспечении защиты передаваемых сведений или при неполном отражении в заключенном ранее международном договоре правил, изложенных выше, одновременно с проектом решения о передаче сведений в Правительство Российской Федерации представляются предложения о заключении соответствующего международного договора или дополнении действующего.



В случае отказа государства-получателя сведений от заключения международного договора о взаимном обеспечении защиты передаваемых сведений внесенные в Правительство Российской Федерации материалы должны содержать информацию о ранее принятых на себя обязательствах и гарантиях принимающей стороны по обеспечению защиты передаваемых ей сведений и нераспространению передаваемых сведений третьим странам.

Дополнительные меры защиты передаваемых сведений могут быть предусмотрены в соглашениях или контрактах, заключаемых (подписываемых) компетентными органами, уполномоченными осуществлять прием (передачу) сведений.

Другой особенностью научно-технического, военно-технического и экономического сотрудничества с другими странами является также участие российских фирм на международных выставках с демонстрацией изделий, технологий, материалов, в том числе военного назначения. Информация об этих экспонатах может составлять государственную тайну, что обусловливает принятие дополнительных мер по ее защите.

Требования по обеспечению защиты информации определяются на этапе формирования экспозиции выставки с учетом имеющихся концепций защиты представляемых экспонатов для соответствующих периодов их жизненного цикла. На этом этапе проводится экспертиза каждого экспоната, информационно-справочных материалов, текстов выступлений и докладов, распределяются обязанности круга лиц, ответственных за подготовку и показ экспозиции, разрабатываются мероприятия по защите информации, формируется группа обеспечения защиты информации.

В состав этой группы должны входить представители Министерства обороны, специалисты режимно-секретных служб, а также специалисты в области защиты информации.

В ходе выставки осуществляется проверка готовности выставки с точки зрения обеспечения защиты информации, оперативный анализ условий демонстрации экспонатов, выявление угроз безопасности информации, проверка выполнения запланированных мероприятий и требований по защите информации.

По окончании выставки группа обеспечения защиты информации проводит анализ выполненных работ, выявляет недостатки в период подготовки и проведения выставки, разрабатывает предложения по совершенствованию мер защиты информации.

11. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
11.1. Понятие контроля и надзора за обеспечением
защиты государственной тайны

Под контролем понимается одна из важнейших фаз процесса управления, заключающаяся в проверке выполнения принятых решений и установленных требований.

Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны включает две составляющих:

  • контроль состояния защиты государственной тайны в органах государственной власти и местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также на конкретных объектах защиты;

  • контроль за процессом создания правовых, организационных, научно-технических и других необходимых и достаточных условий для эффективной защиты государственной тайны.

Основными целями контроля и надзора являются:

  • обеспечение выполнения единых правил и норм в организации работ по защите государственной тайны;

  • своевременное выявление предпосылок и утечке информации, составляющей государственную тайну;

  • обеспечение планомерного процесса создания необходимых и достаточных условий для эффективной защиты государственной тайны.

Основными задачами контроля и надзора являются:

  • оценка полноты и качества выполнения органами, организациями и должностными лицами, осуществляющими деятельность в области защиты государственной тайны, возложенных на них обязанностей и функций;

  • оценка целесообразности и обоснованности принимаемых управленческих решений и мер по защите государственной тайны с целью предупреждения возможных неблагоприятных последствий их выполнения;

  • выявление нарушений установленных требований или норм по защите государственной тайны, установление их причин, подготовка в необходимых случаях материалов для привлечение виновных к ответственности;

  • профилактика различных видов нарушений;

  • выявление нерешенных проблем и противоречий в правовом, организационном, научно-техническом, информационном и других видах обеспечения эффективной защиты государственной тайны.

Приведем основные термины в области контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны

Контроль состояния защиты государственной тайны - проверка соответствия организации и эффективности защиты государственной тайны установленным требованиям и/или нормам по защите государственной тайны.


Контроль организации защиты государственной тайны - проверка соответствия организации, наличия и содержания документов требованиям правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов в области защиты государственной тайны.
Контроль эффективности защиты государственной тайны - проверка соответствия качественных и количественных показателей эффективности мероприятий по защите государственной тайны требованиям или нормам эффективности защиты государственной тайны.

Надзор – наблюдение, разновидность контроля, одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности. Надзор - это контроль в форме правового регулирования. Надзорная деятельность является составной частью государственного управления. Эта форма применяется, прежде всего, для осуществления контроля за соблюдением законов, установленных норм, требований, стандартов. Органы надзора вправе при соответствующих обстоятельствах применять к объектам надзора меры административного принуждения. Необходимым условием надзора является отсутствие между субъектами и объектами надзора организационной соподчиненности.

Различают административный, прокурорский, судебный и др. виды надзора.

Административный надзор - это специальный вид правоохранительной деятельности управомоченных органов государственного управления и должностных лиц, выражающихся в наблюдении за точным и единообразным соблюдением правил, инструкций и других нормативных актов межотраслевого характера гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами, ведомствами и должностными лицами.

В области защиты государственной тайны надзорными полномочиями наделены ФСБ России, СВР России, Минобороны России, ФСТЭК России. Эти органы, при осуществлении административный надзор, имеют право давать обязательные к исполнению указания (предписания), разрешать или запрещать определенные виды деятельности, приостанавливать работу предприятий, учреждений или организаций, запрещать определенные виды работ, если нарушаются правила их проведения.

Кроме того, административный надзор осуществляют органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности в области защиты государственной тайны и сертификации средств защиты информации. Такой надзор также может осуществляться Госстандартом России, который имеет полномочия государственного контроль и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, в том числе и по вопросам защиты государственной тайны.