Файл: Закона от 7 февраля 2011 г. 3фз О полиции далее фз О полиции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – ФЗ «О полиции») сотрудник полиции – это гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание сотрудника полиции1.
Сотрудник полиции, являясь гражданином Российской Федерации, пользуется правами и обязанностями, закрепленными в гл. 2 Конституции РФ. Вместе с тем необходимо отметить, что в отношении сотрудников полиции как федеральных государственных служащих в силу особенностей прохождения службы действует система соответствующих ограничений, запретов, этических норм служебного и антикоррупционного поведения, которые в своей совокупности образуют правовой режим службы, осуществляемой в полиции России. На основании этого сотрудник полиции пользуется общими конституционными правами и свободами до тех пор, пока они не входят в конфликт с режимом государственной службы, который предполагает некоторую (законодательно определенную) ограниченность общегражданских прав сотрудников полиции.
Особенность правового статуса сотрудника полиции как федерального государственного служащего связана, прежде всего, с особенностями службы в полиции и своеобразием тех задач и функций, которые возлагаются на полицейских. Если обобщить те задачи и функции, которые выполняют сотрудники полиции, то они сводятся преимущественно к защите личности, общества и государства от противоправных посягательств, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению и раскрытию преступлений.
Центральное место в содержании правового положения сотрудника полиции занимает административно-правовой статус, который состоит из таких элементов, как: 1) обязанности; 2) права; 3) гарантии; 4) ограничения и запреты; 5) ответственность. Все эти элементы правового статуса сотрудника полиции дополняют друг друга и находятся в определенной логической взаимосвязи.
Основные права и обязанности сотрудника полиции как федерального государственного служащего закреплены в ст. 27 и 28 ФЗ «О полиции». Права полицейского можно разделить на права, без которых он не сможет выполнять свои должностные обязанности, и права, связанные с реализацией функций полиции в целом. Кроме того, законодательно закреплены права полицейских, касающиеся их социальной и правовой защиты.
Одной из особенностей административно-правового статуса сотрудников полиции является невозможность четко разграничить их права и обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей можно определить как полномочия сотрудников полиции, которые напрямую зависят от вида полицейского подразделения (дорожно-патрульная служба или подразделения участковых уполномоченных полиции). Полный перечень обязанностей конкретного сотрудника полиции содержится в его должностном регламенте, утвержденном соответствующими руководителями.
Кроме того, любой сотрудник полиции, независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток, обязан:
- пресекать совершаемое преступление или административное правонарушение и принимать меры к задержанию правонарушителя, а также устранять либо нейтрализовывать вредные последствия общественно опасного деяния либо происходящего несчастного случая;
- оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
- в случае обращения гражданина с заявлением о преступлении или об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления происшествий, преступлений, административных правонарушений принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению противоправного деяния, задержанию лиц, подозреваемых в его совершении, по охране места противозаконного действия и сообщить об этом в подразделение полиции.
При выполнении задач, поставленных перед полицией, ее сотрудники могут осуществлять специфические виды деятельности, в том числе ограничивающие права и свободы граждан (оперативно-розыскные мероприятия, задержание и доставление лиц). Очевидно, что за каждой из этих форм и любым из этих видов правоохранительной деятельности стоят четкие юридические границы прав и обязанностей их исполнителей – сотрудников полиции. Однако во избежание произвола со стороны сотрудников полиции их деятельность строго ограничена законом, т. е. права и обязанности полицейских имеют вполне реальную меру возможного и должного поведения. В отличие от прав и обязанностей, присущих всем гражданам (в том числе и полицейским, если речь идет об их гражданском статусе), специфические права и обязанности сотрудника полиции, предоставленные ему для осуществления функций и задач полиции, имеют более четкие границы, практически детально
определяющие варианты поведения сотрудника полиции, которые он может или должен реализовать.
Одним из значимых элементов административно-правового статуса сотрудника полиции являются гарантии его правовой защиты. Эти гарантии закреплены в ст. 30 ФЗ «О полиции» и являются юридическим средством и механизмом, который обеспечивает возможности исполнения сотрудниками полиции возложенных на них обязанностей. Закрепление этих гарантий на законодательном уровне обусловлено прежде всего тем, что характер задач, стоящих перед полицией, а также специфика используемых ею методов и средств придают деятельности полиции весьма высокую степень конфликтности, вследствие этого правовая защищенность полицейских является важным условием эффективности их деятельности.
В числе гарантий правовой защиты сотрудников полиции законодатель от имени государства называет следующие:
-
нахождение под защитой государства как представителя власти; -
недопустимость вмешательства в законную деятельность полиции; -
обязательность исполнения законных требований сотрудника полиции; -
государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и его близких.
Кроме того, на полицейских распространяются правовые гарантии, установленные уголовным законодательством для лиц, действующих в обстоятельствах, исключающих преступность деяния (необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения).
Одним из важных условий эффективности деятельности сотрудников полиции являются гарантии их социальной защиты. Особый вид труда сотрудников полиции не предполагает наличия у них возможности самостоятельно, например, осуществляя предпринимательскую деятельность, повысить свой уровень жизни, решить жилищные и другие социально-бытовые проблемы. Такое положение обусловлено ограничениями и запретами, связанными с прохождением государственной службы, напряженностью и интенсивностью их труда. Поэтому создание государством благоприятных и безопасных условий служебной деятельности полицейских, т.е. выполнение государством установленных Конституцией РФ обязанностей, является одной из предпосылок эффективности их деятельности
2.
Обеспечение сотрудников полиции жильем – одна из самых важных и сложных задач, стоящих перед Министерством внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством основным способом решения этой задачи является предоставление единовременной социальной выплаты сотруднику полиции для приобретения или строительства жилого помещения. По данным Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России (ДТ МВД России), по состоянию на 1 мая 2016 г. в базе данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, числится 108 474 семьи сотрудников и пенсионеров3.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»4 единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В период 2012–2015 гг. обеспечены единовременной выплатой 9 686 семей (в 2012 г. – 5 106 семей на сумму 16,221 млрд рублей, в 2013 г. – 1 792 семьи на сумму 6,086 млрд рублей и в 2014 г. – 1 911 семей на сумму 6,786 млрд рублей, в 2015 г. – 877 семей на сумму 3,149 млрд рублей), в том числе 371 семья погибших (умерших) сотрудников5. Для того чтобы решить вопрос обеспечения жильем всех сотрудников органов внутренних дел, потребуется сумма около 250 млрд рублей. При таких темпах только для обеспечения сотрудников полиции, нуждающихся в жилье и уже состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты (без учета того, что эта база постоянно пополняется), потребуется не один десяток лет.
Одной из основных проблем в обеспечении жильем сотрудников полиции, по нашему мнению, является отнюдь не ограниченность денежных средств, выделяемых для этого. Например, за 2009–2011 гг. на обеспечение военнослужащих жильем для Минобороны России из государственного бюджета выделено 294 млрд рублей. Однако проблема до сих пор полностью не решена, так как ежегодно право на получение постоянного жилья обретают еще 13–15 тыс. военнослужащих.
Увеличение суммы денежных средств, направляемых для обеспечения сотрудников полиции жильем, также не решит этой проблемы. Необходим другой, более кардинальный, подход. Мы предлагаем создать государственную строительную корпорацию для обеспечения жильем не только сотрудников органов внутренних дел, но и военнослужащих. Смысл предложения заключается в том, что построенное этой корпорацией жилье будет реализовываться среди нуждающихся сотрудников ОВД и военнослужащих по его себестоимости (которая в 2–2,5 раза ниже рыночной стоимости).
Как представляется, при реализации этого проекта эффективность денежных средств, выделяемых государством на обеспечение жильем сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, повысится. В настоящее время значительная часть выделяемых денежных средств уходит в прибыль строительным компаниям. Чем больше государство выделяет денежных средств на приобретение жилья нуждающимся, тем больше прибыли получают строительные компании. При этом деньги государству не возвращаются.
Если сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие будут обеспечиваться жильем по предложенной нами схеме, то чем больше денежных средств на эти цели выделит государство, тем больше жилья построит государственная строительная корпорация. При этом деньги, выделяемые на эти цели, вернутся государству, так как жилье будет выкупаться нуждающимися сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими по его себестоимости. Это позволит государству ежегодно увеличивать объем строящегося жилья.
Высказанное нами предложение является одним из альтернативных, дополнительных способов решения проблемы обеспечения жильем сотрудников органов внутренних дел, ни в коем случае не претендующих на отмену уже существующих способов.
Одним из ключевых элементов административно-правового статуса сотрудника полиции являются ограничения и запреты, связанные со службой в полиции. Ограничения устанавливаются как Федеральным законом «О полиции» (ст. 29), так и Федеральным законом «О противодействии коррупции» (ст. 7.1–9, 12.1–12.5) 6 и Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 12–14)7.
Одним из важных элементов административно-правового статуса сотрудника полиции выступает его юридическая ответственность. Ввиду того, что деятельность сотрудников полиции осуществляется в условиях постоянного противодействия правонарушениям, действующее законодательство устанавливает, что за неправомерные деяния сотрудники полиции несут уголовную, административную, дисциплинарную, материальную и гражданско-правовую ответственность.
Рассматривая вопросы юридической ответственности сотрудников полиции в Российской Федерации, необходимо разграничивать противоправные деяния, совершенные полицейскими в связи с реализацией должностных полномочий, и противоправные деяния, совершенные ими как обычными гражданами.