Файл: Закона от 7 февраля 2011 г. 3фз О полиции далее фз О полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В связи с этим преступления, совершаемые сотрудниками полиции, можно разделить на две группы: общеуголовные и должностные. При этом общеуголовные преступления, совершенные сотрудниками, также можно разделить на связанные с исполнением должностных обязанностей (совершенные на службе, в отношении других сотрудников, с использованием формы) и не связанные с исполнением должностных обязанностей (вне службы, без использования полномочий сотрудника, формы, удостоверения)8.

К должностным преступлениям, которые непосредственно связаны с должностным положением сотрудников полиции, относятся деяния, предусмотренные ст. 285–293 УК РФ: превышение должностных полномочий, присвоение полномочий должностного лица, попустительство совершению преступлений отдельными лицами или преступной деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность.

В соответствии со ст. 302 УК РФ при пытках, насилии, другом жестоком или унижающем человеческое достоинство обращении ответственность наступает в зависимости от обстоятельств.

Уголовная ответственность может наступать в случае невыполнения отдельных обязанностей полицейским. Например, сотрудник полиции может быть привлечен к ответственности по ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности».

В ст. 286.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за неисполнение сотрудником полиции приказа. Это может быть выражено в форме прямого неповиновения: открытого отказа от исполнения приказа как в латентной форме фактического невыполнения, так и в форме эксцесса, когда при исполнении приказа произвольно изменяется его содержание.

Сотрудник полиции также может быть привлечен к уголовной ответственности на основании ст. 136 УК РФ «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина».

В административном законодательстве определены особенности ответственности специальных субъектов (к которым относятся и сотрудники полиции), наступающей за совершение ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащей реализацией своих должностных полномочий. Подобный административно-правовой статус сотрудников выражается в первую очередь в том, что за административные проступки они несут дисциплинарную ответственность по нормам специальных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения службы (ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ). За административные правонарушения, предусмотренные в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ (нарушения в области дорожного движения, таможенные нарушения и др.), сотрудники полиции несут административную ответственность на общих основаниях.


Существенной особенностью административной ответственности сотрудников органов внутренних дел является и то, что к ним не может быть применен административный арест.

Анализ норм, регулирующих вопросы в области дисциплинарной ответственности и дисциплинарной практики, позволяет различить три основных вида дисциплинарной ответственности: ответственность за нарушение правил внутреннего распорядка, ответственность за нарушение порядка подчиненности и ответственность, наступающая в соответствии с Дисциплинарным уставом9.

Нарушением служебной дисциплины является виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником полиции законодательства Российской Федерации, Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения или в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

К иным следует относить случаи, связанные с несоблюдением сотрудником требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, неисполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, и др.

К дисциплинарным взысканиям, предусмотренным ст. 50 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел. Применительно к курсантам и слушателям образовательных организаций системы МВД России в соответствии с данным Законом могут налагаться такие дисциплинарные взыскания, как назначение вне очереди в наряд, лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации, отчисление из образовательной организации.

Материальная ответственность сотрудников полиции связана, как правило, с хозяйственной деятельностью, материально-техническим снабжением и финансовым обеспечением полиции.



Согласно российскому законодательству на часть отношений, возникающих при прохождении службы в полиции, распространяются нормы трудового законодательства. Область материальной ответственности является такой частью отношений. Кроме того, согласно ч. 4 ст. 33 ФЗ «О полиции» «за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации».

Таким образом, вопросы материальной ответственности сотрудников полиции должны рассматриваться во взаимосвязи с нормами Трудового кодекса РФ (ст. 21, ст. 238–250) и иных специальных нормативных правовых актов.

Согласно ст. 242, 245 Трудового кодекса РФ материальная ответственность сотрудников полиции может быть полной или ограниченной. Ограниченная материальная ответственность возмещается в размере прямого ущерба, но не более среднемесячного заработка сотрудника полиции.

В полном размере ущерб возмещается в следующих случаях:

  1. когда на сотрудника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный при исполнении трудовых (служебных) обязанностей;

  2. при недостаче ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

  3. при умышленном причинении ущерба; когда ущерб причинен в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

  4. когда ущерб наступил в результате преступных действий сотрудника, установленных приговором суда;

  5. когда ущерб причинен вне связи с исполнением сотрудником полиции своих служебных обязанностей.

Материальная ответственность сотрудника полиции исключается в случае причинения вреда имуществу работодателя в состоянии необходимой обороны, при наличии условий крайней необходимости, для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами.

В случае если сотрудник полиции совершает гражданско-правовой деликт вне связи с осуществлением своих должностных полномочий, к гражданско-правовой ответственности он привлекается на общих основаниях. В ином случае в соответствии со ст. 37 Налогового кодекса РФ органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей
10. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. 1. Сотрудники полиции пользуются правами и обязанностями граждан Российской Федерации, установленными в гл. 2 Конституции РФ. Однако в отличие от обычных граждан гражданские права и свободы сотрудников полиции ограничиваются законом, когда это необходимо для нормального функционирования системы государственного управления.

2. Наряду с общим правовым статусом, сотрудники полиции обладают специальным статусом, реализуемым в процессе своей профессиональной деятельности, предполагающим дополнительные обязанности и правомочия сотрудников полиции, которые обусловлены стоящими перед полицией задачами. Вместе с тем при использовании этих правомочий сотрудник полиции должен руководствоваться не собственными, а общественными интересами.

3. Административно-правовой статус сотрудников полиции характеризуется их обязанностями, правами, гарантиями, ограничениями и ответственностью. В результате создания единой нормативно-правовой базы, закрепляющей элементы правового статуса сотрудника полиции, обеспечение прав и исполнение возложенных на полицейского обязанностей становятся более эффективными. При этом обязательным становится и соблюдение всех требований и ограничений, которые в настоящее время также являются составляющей административно-правового статуса сотрудника полиции.

4. Исходя из специфики правового статуса и особых условий прохождения службы сотруднику полиции предоставляются определенные гарантии для выполнения поставленных целей и задач, а также обеспечивается их социальная защита.
Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации ч. 1: федеральный закон от 31.07.1998 г. № 146 // Собр. законодательства РФ. 1998. № 31, ст. 3824.

  2. О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 14.10.2012 № 1377 // Собр. законодательства РФ. 2012. № 43, ст. 5808.

  3. О полиции: федеральный закон от 7.02.2011 г. № 3 // Российская газета. 2011. №5401; 2019. №72.

  4. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30.11.2011 № 342 // Российская Газета. 2011. №5651.

  5. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 19.07.2011 № 247 // Российская газета. 2011. 21 июля.

  6. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273 // Собр. законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). ст. 6228

  7. Гончаров, И. В. Юридическая ответственность сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации / И. В. Гончаров. Москва: Изд-во Труды Академии МВД России, 2015. 119 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskaya-otvetstvennost-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 05.03.2023).

  8. Доцкевич, М. В. Обеспечение социальной защиты сотрудников органов внутренних дел как приоритетное направление работы с кадрами / М. В. Доцкевич // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. № 2. С. 82-85 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22823073

  9. Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению мвд россии: офиц. сайт. URL: https://dt.mvd.ru/zilishe3/ statistika3 (дата обращения: 05.03.2023).



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты


  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. №1 (ч. 1). Ст. 1; Российская газета. 2020. № 38.

  2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. 04 июля.

  3. Налоговый кодекс Российской Федерации ч. 1: федеральный закон от 31.07.1998 г. № 146 // Собр. законодательства РФ. 1998. № 31, ст. 3824.

  4. О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 14.10.2012 № 1377 // Собр. законодательства РФ. 2012. № 43, ст. 5808.

  5. О полиции: федеральный закон от 7.02.2011 г. № 3 // Российская газета. 2011. №5401; 2019. №72.

  6. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30.11.2011 № 342 // Российская Газета. 2011. №5651.

  7. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 19.07.2011 № 247 // Российская газета. 2011. 21 июля.

  8. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12.08.1995 № 144 // Собр. законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

  9. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федеральный закон от 23.06.2016 № 182 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 26 (Часть I). Ст. 3851.

  10. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 21.12.2016 № 699 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 52 (Часть V). Ст. 7614.

  11. Об участии граждан в охране общественного порядка: федеральный закон от 02.04.2014 № 44 // Собр. законодательства РФ. 2014. № 14. Ст. 1536.

  12. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273 // Собр. законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). ст. 6228

  13. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18.12.2001 № 174 // Собр. законодательства РФ. 2001. №52. Ст.4921; Российская газета. 2020. № 92.


Судебная практика


  1. О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление: постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 27.09.2012 № 19. URL: http://www.consultant.ru.